ВЛИЯНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЯ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ МЛЕКОПИТАЮЩИХ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ В НЕВОЛЕ. Е.С. Непринцева, О.Г. Ильченко. Московский зоопарк. Москва, 123242 Б.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование различных методов при описании структуры группы одичавших ослов (Equus asinus) на острове Огурчинский Куприкова Е.А., Ильченко О.Г. Московский.
Advertisements

Знакомясь с разными животными, я приобрел много интересных друзей. Вот бы собрать их и поселить в одном месте! Но это невозможно: рыбам нужна вода, зверям.
Автор работы: Мартынова Анна (5 кл., 603 школа) Руководитель: Лузганова Наталья Сергеевна Педагог дополнительного образования ЭБЦ «Крестовский остров»
КАРЛИКОВЫЕ СУМЧАТЫЕ ЛЕТЯГИ ( PETAURUS BREVICEPS) ПОВЕДЕНИЕ И РАЗМНОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ МОСКОВСКОГО ЗООПАРКА Кондратьева Л.В., Ильченко О.Г. Московский зоопарк,
Психодиагностический инструментарий для исследования уровня адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста Творческая лаборатория «Психодиагностический.
Размножение короткоухих слоновых прыгунчиков Macroscelides proboscideus в Московском зоопарке Г. В. Вахрушева О. Г. Ильченко Московский зоопарк.
Адаптационный период первоклассников Материал к педагогическому консилиуму Педагог-психолог: Титкова О.В.
«В моих знаниях есть пробелы, потому что я стеснялся задавать вопросы людям, стоявшим ниже меня. Поэтому я хочу, чтобы мои ученики не считали для себя.
Наблюдение Эксперимент Имитация. метод сбора информации посредством фиксации функционирования исследуемых объектов без установления исследователями контактов.
LOGO Компьютерная зависимость.. Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.
Сон естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий.
Две минуты астрономического счастья МБОУ – Новошарапская СОШ Белявская Наталья, 9кл.
Здоровый образ жизни и профилактика утомления.. Физическая окружающая среда: солнечная активность, электромагнитные поля, атмосферные явления, почва,
Динамика содержания марганца и пигментов фотосинтеза в хвое сосны обыкновенной в зависимости от сезонности Автор: Перевышина Кристина 10 класс, МОУ лицей.
ИКТ поддержка инновационной апробации курса «Проектная деятельность» Московский институт открытого образования лаборатория информационной поддержки развития.
Компьютерная зависимость. Компьютерная зависимость от игр Игровая зависимость форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении.
ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ В 5-Х КЛАССАХ Меркулова А.В., педагог-психолог ШСП 41.
LOGO Компьютерная зависимость.. Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Интернет зависимость «Пауки» или жертвы «паутины».
Транксрипт:

ВЛИЯНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЯ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ МЛЕКОПИТАЮЩИХ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ В НЕВОЛЕ. Е.С. Непринцева, О.Г. Ильченко. Московский зоопарк. Москва, Б. Грузинская, 1, В условиях неволи человек как фактор среды влияет на поведение и уровень психологического комфорта животных. В практике зоопарка сотрудники часто наблюдают за животными для оценки их состояния, не участвуя в процедуре ухода. Такие наблюдатели отличаются от исследователей-этологов тем, что могут вступать в контакт с объектами и проявлять к ним эмпатию. Изучали влияние таких наблюдателей на поведение животных с проблемами адаптации в условиях неволи. Провели серию тестов с 2 росомахами (Gulo gulo), вновь прибывшими в зоопарк. Условия карантина, где содержались росомахи. К началу наблюдений: МЕТОДЫ МЕТОДЫ За каждым животным наблюдали с интервалом в 1-3 дня. Один наблюдатель находился перед вольерой, второй проводил видеосъемку из укрытия, в том числе и после ухода первого. Контрольные серии проводили без присутствия наблюдателя и прямо перед его появлением. Наблюдатель мог приближаться к зверям, протягивать им руку и тихо разговаривать. Присутствие наблюдателя подавляло активность самки и вызывало активность самца. После ухода наблюдателя оба животных показывали высокий уровень активности. В контрольных сериях активность самца стала повышаться вслед за повышением активности в тесте и после теста. Реакция на наблюдателя: приближение, рычание, зевание, изменение позы, залезание на сетку напротив человека и т.п. - была больше выражена у самца в первые 10 тестов. Самец активно пытался контактировать с наблюдателем, например, достать его лапой через сетку. Самка только в последнем тесте попыталась приблизиться к наблюдателю. Внимание самки на наблюдателя и на другие стимулы было сходным. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ С РОСОМАХАМИ Динамика внимания на наблюдателя Внимание самца на наблюдателя было существенно выше, чем на другие стимулы, особенно до начала освоения вольеры. Динамика освоения вольеры После 10го теста самец впервые спустился с крыши домика и с этого момента начал осваивать свою вольеру. Самка не изменила характер использования своей вольеры за период наблюдений. Коэффициент использования пространства вольеры = a × (b / c) a – доля времени, проведенного в любом секторе вольера, исключая нулевой сектор (крыша домика) b – число используемых росомахой секторов вольеры c – tобщее число секторов вольеры без нулевого сектора Стимуляция от наблюдателя дала толчок активному адаптационному поведению самца росомахи. НАБЛЮДЕНИЯ ЗА АДАПТАЦИЕЙ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ СОДЕРЖАНИЯ У ДРУГИХ ВИДОВ Пара гиббонов (Hylobates agilis) 10 дней содержалась в новой вольере. Самец все время находился только в одном углу клетки и демонстрировал апатию и обедненный поведенческий репертуар. Наблюдатель демонстрируетдвижения брахиации, чтобы вызвать у самца исследовательское поведение. Оба гиббона проявляют очевидный интерес к поведению человека. Самец спонтанно брахиирует. Дополнительная стимуляция - пластиковый контейнер с живым кормом. Самец гиббона стал использовать вольеру более полно, но уровень локомоции у него оставался относительно низким. Во время наблюдения один из 2 наблюдателей стал тихо и ритмично хлопать в ладоши, что вызвало у животного активную исследовательскую реакцию: он встал, медленно приблизился к наблюдателю и отбежал обратно. Самец бородавочника (Phacochoerus aethiopicus) находился в депрессии, отказывался есть и осваивать новые условия в течение 1й недели пребывания в карантине. При уборке метался или напряженно застывал. Через день бородавочник начал есть, осваивать клетку и стал спокойнее. После перевода на экспозицию он начинал осваивать новые условия только после регулярного присутствия наблюдателей. Наблюдатель влияет на процесс адаптации млекопитающих к новым условиям содержания. Активная исследовательская реакция животного на наблюдателя помогает ему перейти от пассивности и депрессии к поведению, более эффективному в неволе. Стимуляция от наблюдателя может быть частью профессиональной техники, которые опытные киперы интуитивно используют в своей работе.Стимуляция от наблюдателя может быть частью профессиональной техники, которые опытные киперы интуитивно используют в своей работе. И тогда мальчик делает странную вещь. Которая успокаивает волка, внушает ему доверие. Мальчик закрывает один глаз. Даниэль Пеннак Глаз волка И тогда мальчик делает странную вещь. Которая успокаивает волка, внушает ему доверие. Мальчик закрывает один глаз. Даниэль Пеннак Глаз волкаМАТЕРИАЛЫ20205 После теста 20206Тест Контроль до теста Контроль Наблюдения observer - the beginning of the enclosure's coping Important events: - the actively reaction towards the observer Самец observer Продолжит. средн. (мин.) Количество (самец) Количество (самка) Активность самца Активность самки Реакция на наблюдателя самец отказывался осваиватьвольеру и первые 20 дней жил исключительно на крыше домика. - самец отказывался осваивать вольеру и первые 20 дней жил исключительно на крыше домика. - самка после 51 дня карантина полностью освоила свою вольеру. N наблюдения -начало освоения вольеры Ключевые события: -активная реакция на наблюдателя доля от времени наблюдения N наблюдения другие стимулы наблюдателя Реакция на: коэффициент использования коэффициент использования N тестовых и контрольных наблюдений 10й тест Самка другие стимулы наблюдателя Реакция на: доля от времени наблюдения IV Всероссийская конференция по поведению животных Москва. 2007г.

ВЛИЯНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЯ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ МЛЕКОПИТАЮЩИХ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ В НЕВОЛЕ. Е.С. Непринцева, О.Г. Ильченко. Московский зоопарк. Москва, Б. Грузинская, 1, В условиях неволи человек как фактор среды влияет на поведение и уровень психологического комфорта животных. В практике зоопарка сотрудники часто наблюдают за животными для оценки их состояния, не участвуя в процедуре ухода. Такие наблюдатели отличаются от исследователей-этологов тем, что могут вступать в контакт с объектами и проявлять к ним эмпатию. Изучали влияние таких наблюдателей на поведение животных с проблемами адаптации в условиях неволи. Провели серию тестов с 2 росомахами (Gulo gulo), вновь прибывшими в зоопарк. Условия карантина, где содержались росомахи. К началу наблюдений: МЕТОДЫ МЕТОДЫ За каждым животным наблюдали с интервалом в 1-3 дня. Один наблюдатель находился перед вольерой, второй проводил видеосъемку из укрытия, в том числе и после ухода первого. Контрольные серии проводили без присутствия наблюдателя и прямо перед его появлением. Наблюдатель мог приближаться к зверям, протягивать им руку и тихо разговаривать. Присутствие наблюдателя подавляло активность самки и вызывало активность самца. После ухода наблюдателя оба животных показывали высокий уровень активности. В контрольных сериях активность самца стала повышаться вслед за повышением активности в тесте и после теста. Реакция на наблюдателя: приближение, рычание, зевание, изменение позы, залезание на сетку напротив человека и т.п. - была больше выражена у самца в первые 10 тестов. Самец активно пытался контактировать с наблюдателем, например, достать его лапой через сетку. Самка только в последнем тесте попыталась приблизиться к наблюдателю. Внимание самки на наблюдателя и на другие стимулы было сходным. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ С РОСОМАХАМИ Динамика внимания на наблюдателя Внимание самца на наблюдателя было существенно выше, чем на другие стимулы, особенно до начала освоения вольеры. Динамика освоения вольеры После 10го теста самец впервые спустился с крыши домика и с этого момента начал осваивать свою вольеру. Самка не изменила характер использования своей вольеры за период наблюдений. Коэффициент использования пространства вольеры = a × (b / c) a – доля времени, проведенного в любом секторе вольера, исключая нулевой сектор (крыша домика) b – число используемых росомахой секторов вольеры c – tобщее число секторов вольеры без нулевого сектора Стимуляция от наблюдателя дала толчок активному адаптационному поведению самца росомахи. НАБЛЮДЕНИЯ ЗА АДАПТАЦИЕЙ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ СОДЕРЖАНИЯ У ДРУГИХ ВИДОВ Пара гиббонов (Hylobates agilis) 10 дней содержалась в новой вольере. Самец все время находился только в одном углу клетки и демонстрировал апатию и обедненный поведенческий репертуар. Наблюдатель демонстрируетдвижения брахиации, чтобы вызвать у самца исследовательское поведение. Оба гиббона проявляют очевидный интерес к поведению человека. Самец спонтанно брахиирует. Дополнительная стимуляция - пластиковый контейнер с живым кормом. Самец гиббона стал использовать вольеру более полно, но уровень локомоции у него оставался относительно низким. Во время наблюдения один из 2 наблюдателей стал тихо и ритмично хлопать в ладоши, что вызвало у животного активную исследовательскую реакцию: он встал, медленно приблизился к наблюдателю и отбежал обратно. Самец бородавочника (Phacochoerus aethiopicus) находился в депрессии, отказывался есть и осваивать новые условия в течение 1й недели пребывания в карантине. При уборке метался или напряженно застывал. Через день бородавочник начал есть, осваивать клетку и стал спокойнее. После перевода на экспозицию он начинал осваивать новые условия только после регулярного присутствия наблюдателей. Наблюдатель влияет на процесс адаптации млекопитающих к новым условиям содержания. Активная исследовательская реакция животного на наблюдателя помогает ему перейти от пассивности и депрессии к поведению, более эффективному в неволе. Стимуляция от наблюдателя может быть частью профессиональной техники, которые опытные киперы интуитивно используют в своей работе.Стимуляция от наблюдателя может быть частью профессиональной техники, которые опытные киперы интуитивно используют в своей работе. И тогда мальчик делает странную вещь. Которая успокаивает волка, внушает ему доверие. Мальчик закрывает один глаз. Даниэль Пеннак Глаз волка И тогда мальчик делает странную вещь. Которая успокаивает волка, внушает ему доверие. Мальчик закрывает один глаз. Даниэль Пеннак Глаз волкаМАТЕРИАЛЫ20205 После теста 20206Тест Контроль до теста Контроль Наблюдения observer - the beginning of the enclosure's coping Important events: - the actively reaction towards the observer Самец observer Продолжит. средн. (мин.) Количество (самец) Количество (самка) Активность самца Активность самки Реакция на наблюдателя самец отказывался осваиватьвольеру и первые 20 дней жил исключительно на крыше домика. - самец отказывался осваивать вольеру и первые 20 дней жил исключительно на крыше домика. - самка после 51 дня карантина полностью освоила свою вольеру. N наблюдения -начало освоения вольеры Ключевые события: -активная реакция на наблюдателя доля от времени наблюдения N наблюдения другие стимулы наблюдателя Реакция на: коэффициент использования коэффициент использования N тестовых и контрольных наблюдений 10й тест Самка другие стимулы наблюдателя Реакция на: доля от времени наблюдения IV Всероссийская конференция по поведению животных Москва. 2007г.