ВЛИЯНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЯ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ МЛЕКОПИТАЮЩИХ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ В НЕВОЛЕ. Е.С. Непринцева, О.Г. Ильченко. Московский зоопарк. Москва, Б. Грузинская, 1, В условиях неволи человек как фактор среды влияет на поведение и уровень психологического комфорта животных. В практике зоопарка сотрудники часто наблюдают за животными для оценки их состояния, не участвуя в процедуре ухода. Такие наблюдатели отличаются от исследователей-этологов тем, что могут вступать в контакт с объектами и проявлять к ним эмпатию. Изучали влияние таких наблюдателей на поведение животных с проблемами адаптации в условиях неволи. Провели серию тестов с 2 росомахами (Gulo gulo), вновь прибывшими в зоопарк. Условия карантина, где содержались росомахи. К началу наблюдений: МЕТОДЫ МЕТОДЫ За каждым животным наблюдали с интервалом в 1-3 дня. Один наблюдатель находился перед вольерой, второй проводил видеосъемку из укрытия, в том числе и после ухода первого. Контрольные серии проводили без присутствия наблюдателя и прямо перед его появлением. Наблюдатель мог приближаться к зверям, протягивать им руку и тихо разговаривать. Присутствие наблюдателя подавляло активность самки и вызывало активность самца. После ухода наблюдателя оба животных показывали высокий уровень активности. В контрольных сериях активность самца стала повышаться вслед за повышением активности в тесте и после теста. Реакция на наблюдателя: приближение, рычание, зевание, изменение позы, залезание на сетку напротив человека и т.п. - была больше выражена у самца в первые 10 тестов. Самец активно пытался контактировать с наблюдателем, например, достать его лапой через сетку. Самка только в последнем тесте попыталась приблизиться к наблюдателю. Внимание самки на наблюдателя и на другие стимулы было сходным. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ С РОСОМАХАМИ Динамика внимания на наблюдателя Внимание самца на наблюдателя было существенно выше, чем на другие стимулы, особенно до начала освоения вольеры. Динамика освоения вольеры После 10го теста самец впервые спустился с крыши домика и с этого момента начал осваивать свою вольеру. Самка не изменила характер использования своей вольеры за период наблюдений. Коэффициент использования пространства вольеры = a × (b / c) a – доля времени, проведенного в любом секторе вольера, исключая нулевой сектор (крыша домика) b – число используемых росомахой секторов вольеры c – tобщее число секторов вольеры без нулевого сектора Стимуляция от наблюдателя дала толчок активному адаптационному поведению самца росомахи. НАБЛЮДЕНИЯ ЗА АДАПТАЦИЕЙ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ СОДЕРЖАНИЯ У ДРУГИХ ВИДОВ Пара гиббонов (Hylobates agilis) 10 дней содержалась в новой вольере. Самец все время находился только в одном углу клетки и демонстрировал апатию и обедненный поведенческий репертуар. Наблюдатель демонстрируетдвижения брахиации, чтобы вызвать у самца исследовательское поведение. Оба гиббона проявляют очевидный интерес к поведению человека. Самец спонтанно брахиирует. Дополнительная стимуляция - пластиковый контейнер с живым кормом. Самец гиббона стал использовать вольеру более полно, но уровень локомоции у него оставался относительно низким. Во время наблюдения один из 2 наблюдателей стал тихо и ритмично хлопать в ладоши, что вызвало у животного активную исследовательскую реакцию: он встал, медленно приблизился к наблюдателю и отбежал обратно. Самец бородавочника (Phacochoerus aethiopicus) находился в депрессии, отказывался есть и осваивать новые условия в течение 1й недели пребывания в карантине. При уборке метался или напряженно застывал. Через день бородавочник начал есть, осваивать клетку и стал спокойнее. После перевода на экспозицию он начинал осваивать новые условия только после регулярного присутствия наблюдателей. Наблюдатель влияет на процесс адаптации млекопитающих к новым условиям содержания. Активная исследовательская реакция животного на наблюдателя помогает ему перейти от пассивности и депрессии к поведению, более эффективному в неволе. Стимуляция от наблюдателя может быть частью профессиональной техники, которые опытные киперы интуитивно используют в своей работе.Стимуляция от наблюдателя может быть частью профессиональной техники, которые опытные киперы интуитивно используют в своей работе. И тогда мальчик делает странную вещь. Которая успокаивает волка, внушает ему доверие. Мальчик закрывает один глаз. Даниэль Пеннак Глаз волка И тогда мальчик делает странную вещь. Которая успокаивает волка, внушает ему доверие. Мальчик закрывает один глаз. Даниэль Пеннак Глаз волкаМАТЕРИАЛЫ20205 После теста 20206Тест Контроль до теста Контроль Наблюдения observer - the beginning of the enclosure's coping Important events: - the actively reaction towards the observer Самец observer Продолжит. средн. (мин.) Количество (самец) Количество (самка) Активность самца Активность самки Реакция на наблюдателя самец отказывался осваиватьвольеру и первые 20 дней жил исключительно на крыше домика. - самец отказывался осваивать вольеру и первые 20 дней жил исключительно на крыше домика. - самка после 51 дня карантина полностью освоила свою вольеру. N наблюдения -начало освоения вольеры Ключевые события: -активная реакция на наблюдателя доля от времени наблюдения N наблюдения другие стимулы наблюдателя Реакция на: коэффициент использования коэффициент использования N тестовых и контрольных наблюдений 10й тест Самка другие стимулы наблюдателя Реакция на: доля от времени наблюдения IV Всероссийская конференция по поведению животных Москва. 2007г.
ВЛИЯНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЯ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ МЛЕКОПИТАЮЩИХ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ В НЕВОЛЕ. Е.С. Непринцева, О.Г. Ильченко. Московский зоопарк. Москва, Б. Грузинская, 1, В условиях неволи человек как фактор среды влияет на поведение и уровень психологического комфорта животных. В практике зоопарка сотрудники часто наблюдают за животными для оценки их состояния, не участвуя в процедуре ухода. Такие наблюдатели отличаются от исследователей-этологов тем, что могут вступать в контакт с объектами и проявлять к ним эмпатию. Изучали влияние таких наблюдателей на поведение животных с проблемами адаптации в условиях неволи. Провели серию тестов с 2 росомахами (Gulo gulo), вновь прибывшими в зоопарк. Условия карантина, где содержались росомахи. К началу наблюдений: МЕТОДЫ МЕТОДЫ За каждым животным наблюдали с интервалом в 1-3 дня. Один наблюдатель находился перед вольерой, второй проводил видеосъемку из укрытия, в том числе и после ухода первого. Контрольные серии проводили без присутствия наблюдателя и прямо перед его появлением. Наблюдатель мог приближаться к зверям, протягивать им руку и тихо разговаривать. Присутствие наблюдателя подавляло активность самки и вызывало активность самца. После ухода наблюдателя оба животных показывали высокий уровень активности. В контрольных сериях активность самца стала повышаться вслед за повышением активности в тесте и после теста. Реакция на наблюдателя: приближение, рычание, зевание, изменение позы, залезание на сетку напротив человека и т.п. - была больше выражена у самца в первые 10 тестов. Самец активно пытался контактировать с наблюдателем, например, достать его лапой через сетку. Самка только в последнем тесте попыталась приблизиться к наблюдателю. Внимание самки на наблюдателя и на другие стимулы было сходным. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ С РОСОМАХАМИ Динамика внимания на наблюдателя Внимание самца на наблюдателя было существенно выше, чем на другие стимулы, особенно до начала освоения вольеры. Динамика освоения вольеры После 10го теста самец впервые спустился с крыши домика и с этого момента начал осваивать свою вольеру. Самка не изменила характер использования своей вольеры за период наблюдений. Коэффициент использования пространства вольеры = a × (b / c) a – доля времени, проведенного в любом секторе вольера, исключая нулевой сектор (крыша домика) b – число используемых росомахой секторов вольеры c – tобщее число секторов вольеры без нулевого сектора Стимуляция от наблюдателя дала толчок активному адаптационному поведению самца росомахи. НАБЛЮДЕНИЯ ЗА АДАПТАЦИЕЙ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ СОДЕРЖАНИЯ У ДРУГИХ ВИДОВ Пара гиббонов (Hylobates agilis) 10 дней содержалась в новой вольере. Самец все время находился только в одном углу клетки и демонстрировал апатию и обедненный поведенческий репертуар. Наблюдатель демонстрируетдвижения брахиации, чтобы вызвать у самца исследовательское поведение. Оба гиббона проявляют очевидный интерес к поведению человека. Самец спонтанно брахиирует. Дополнительная стимуляция - пластиковый контейнер с живым кормом. Самец гиббона стал использовать вольеру более полно, но уровень локомоции у него оставался относительно низким. Во время наблюдения один из 2 наблюдателей стал тихо и ритмично хлопать в ладоши, что вызвало у животного активную исследовательскую реакцию: он встал, медленно приблизился к наблюдателю и отбежал обратно. Самец бородавочника (Phacochoerus aethiopicus) находился в депрессии, отказывался есть и осваивать новые условия в течение 1й недели пребывания в карантине. При уборке метался или напряженно застывал. Через день бородавочник начал есть, осваивать клетку и стал спокойнее. После перевода на экспозицию он начинал осваивать новые условия только после регулярного присутствия наблюдателей. Наблюдатель влияет на процесс адаптации млекопитающих к новым условиям содержания. Активная исследовательская реакция животного на наблюдателя помогает ему перейти от пассивности и депрессии к поведению, более эффективному в неволе. Стимуляция от наблюдателя может быть частью профессиональной техники, которые опытные киперы интуитивно используют в своей работе.Стимуляция от наблюдателя может быть частью профессиональной техники, которые опытные киперы интуитивно используют в своей работе. И тогда мальчик делает странную вещь. Которая успокаивает волка, внушает ему доверие. Мальчик закрывает один глаз. Даниэль Пеннак Глаз волка И тогда мальчик делает странную вещь. Которая успокаивает волка, внушает ему доверие. Мальчик закрывает один глаз. Даниэль Пеннак Глаз волкаМАТЕРИАЛЫ20205 После теста 20206Тест Контроль до теста Контроль Наблюдения observer - the beginning of the enclosure's coping Important events: - the actively reaction towards the observer Самец observer Продолжит. средн. (мин.) Количество (самец) Количество (самка) Активность самца Активность самки Реакция на наблюдателя самец отказывался осваиватьвольеру и первые 20 дней жил исключительно на крыше домика. - самец отказывался осваивать вольеру и первые 20 дней жил исключительно на крыше домика. - самка после 51 дня карантина полностью освоила свою вольеру. N наблюдения -начало освоения вольеры Ключевые события: -активная реакция на наблюдателя доля от времени наблюдения N наблюдения другие стимулы наблюдателя Реакция на: коэффициент использования коэффициент использования N тестовых и контрольных наблюдений 10й тест Самка другие стимулы наблюдателя Реакция на: доля от времени наблюдения IV Всероссийская конференция по поведению животных Москва. 2007г.