СТРАТЕГИИ РОСТА Консультационная фирма «АЛЬТ»
- 2 - Вызовы и возможные стратегии роста Раздел
- 3 - Перед российскими компаниями стоит ряд серьезных вызовов Экспансия московских компаний на питерский рынок ! ! Темпы роста спроса в основных отраслях падают, что приводит к обострению конкуренции ! Активизируются зарубежные компании, которые активно выходят на российский рынок ! Основное конкурентное преимущество наших компаний – более низкая цена – сокращается в результате роста курса рубля и быстрого роста цен на ресурсы
- 4 - Возможные стратегии роста 2. Сохранять статус-кво - повышать эффективность 3. Связанная диверсификация – новые продукты/ниши 4. Географическая экспансия – регионы/экспорт 6. Слияния и поглощения 5. Несвязанная диверсификация – новые бизнесы, инвестиционная компания 1. Продать бизнес
- 5 - У каждой стратегии есть свои «За» и «Против» Страте- гия Продажа бизнеса Повыше- ние эффек- тивности Связан- ная диверси- фикация Географ. экспан- сия Слияния и поглоще- ния Несвяза- нная диверси- фикация «ЗА»«Сейчас – самое лучшее время для продажи бизнеса» Рост был слишком быстрым, надо навести порядок в компании Есть интерес- ные смежные ниши В регионах спрос растет быстрее, рынки менее конкурент ные Так быстрее выйти на регион. Рынки, можно устранить конку- рента На традиц. рынке расти некуда; нельзя складыва ть яйца в одну корзину «ПРО- ТИВ» «Мы еще повоюем» Занима- ясь эффектив ностью, можно потерять место на рынке Высоки риски потерять концентра цию, распы- лить ресурсы Рискован но, интерес- нее осваивать другие ниши в Питере Высокие риски несовмес тимости культур, неэффект ивного объедине ния Высокий риск неудачи на незнако- мом рынке
- 6 - Какая стратегия, на Ваш взгляд, являются сегодня наиболее перспективной, какой путь выбирает Ваша компания? Вопрос для обсуждения
- 7 - Альтернатива «Повышать эффективность» Раздел
- 8 - Управление и организация Стратегия и развитие Поиск новых возможностей Ревизия и упрочение имеющихся позиций Цели и мотивация Прибыль, cash flow Выручка, доля рынка Предприни- мательство, делегирование Контроль, формализация, централизация Важно не подменять отсутствие реальной стратегии роста необходимостью повышения эффективности. Успешная стратегия гармонично сочетает решение обеих задач РОСТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 90-еСегодня
- 9 - Актуален ли для Вашей компании вопрос совмещения роста и эффективности? Что для Вашей компании сейчас является приоритетным? Вопрос для обсуждения
Альтернатива «Диверсификация» Раздел
В целом, важно разделять связанную и несвязанную диверсификацию Связанная диверсификация – выход на смежные или близкие рынки, между которыми есть существенная синергия Несвязанная диверсификация – выход на новые рынки или бизнесы, между которыми нет синергии
* Большая часть компаний – из списка Fortune 500 Источник: исследование АЛЬТ Исследование эффективности 70 крупных* зарубежных компаний за период гг. показало, что специализированные компании демонстрируют лучшие результаты, чем диверсифицированные
На практике довольно часто, диверсификация приводит к отвлечению ресурсов из ключевого бизнеса, при этом новые проекты не очень эффективны Источник: анализ АЛЬТ Проект 3 Управляющая компания Ключевойбизнес Проект 1 Проект 2 Люди Собственник Ресурсы
Когда заходит речь об инвестиционной компании, то обычно предполагается вход в новые проекты, но не планируется изменение бизнес-модели. По сути, происходит смешение двух разных моделей - инвестфонда и монокомпании, которые требуют разных компетенций для успешного развития Развитие ключевого бизнеса - монокомпания Управление портфелем проектов – инвестиционный фонд Суть Развитие одного бизнеса, реализация идей и целей основателя Покупка пакетов в перспективных компаниях-проектах с целью продажи по более высокой цене Ключевые факторы успеха Идея, предпринимательский и менеджерский талант Эффективный отбор проектов; участие в выработке ключевых решений; поиск покупателя и своевременный выход Включенность в бизнес 100%, полноценное оперативное управление Редкое вмешательство в оперативное управление; Совет директоров, консалтинг Компетенции топ- менеджеров Понимание бизнеса и отраслиФинансовая аналитика, консалтинг Цели Развитие, реализация видения и целей основателей Продажа по выгодной цене Выход из бизнеса Редко чётко определяются, возможна передача по наследству Обязателен через лет Примеры Калина, Лебедянский, ЕвросетьBaring Vostok, Интеррос, Базэл
В ситуации, в которой сейчас находятся российские компании, специализация является более перспективной для реализации амбициозных целей альтернативой, чем диверсификация Российские компании на порядки меньше своих зарубежных конкурентов. Следовательно, диверсификация бизнеса приводит к распылению и без того дефицитных ресурсов ! ! Российские компании менее эффективны, чем зарубежные конкуренты. Следовательно, в условиях активной экспансии международных компаний и укрепления рубля, диверсификация снижает шансы сократить разрыв по эффективности ! Как показывает практика, часто решение о диверсификации является следствием неуверенности в перспективах развития основного бизнеса ! На практике, вхождение компании в новые бизнесы приводит к ослаблению основного бизнеса. Например, время и энергия собственника и команды топов тратятся, преимущественно, на новые проекты. Кроме того, существенные финансовые ресурсы часто переводятся в новый бизнес
Какая стратегия реализуется в Вашей компании: диверсификация или специализация? Вопрос для обсуждения
Альтернатива «Географическая экспансия» Раздел
Для ряда компаний при определении стратегии географической экспансии ключевым является выбор: расти органически или за счет слияний/поглощений. Сейчас на российском рынке сложились хорошие предпосылки для слияний и поглощений При замедлении темпов роста спроса органически расти становится сложнее ! ! Укрупнение усиливает влияние объединенной компании на розницу, дистрибуторов и поставщиков ! По мере замедления роста спроса многим региональным лидерам будет все сложнее реализовать свои амбициозные планы ! Укрупнение компаний улучшает возможности по привлечению ресурсов как во взаимодействии с инвесторами, так и с кредитными организациями
% слияний не окупает вложенных в них средств* ! ! 53% крупнейших слияний и поглощений приводят к снижению акционерной стоимости компании, 30% - практически на нее не влияют и только 17% - ее создают*** ! Завышение стоимости компаний на волне быстрого роста – у большинства игроков свои амбициозные планы – «сами сможем развиваться ! 57% объединившихся компаний отстают в своем развитии от других субъектов данного рынка и вновь разделяются на самостоятельные корпоративные единицы** Традиционные риски Связанные с российской спецификой *Mergers & Acquisitions Journal, 1998 **PriceWaterhouse, исследование 300 слияний за ***Zweig, 1995 Стратегия слияний/поглощений более затратна, чем органический рост, но позволяет быстрее расти. Основной риск – снижение эффективности и управляемости
Источник: анализ АЛЬТ Если выбирается стратегия органического роста, то ключевыми будут следующие вопросы «СВОИ» «МЕСТНЫЕ» КОМАНДА ОТКРЫТИЯ ТОТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬ ПРОЦЕССОВ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИ Я ТОТАЛЬНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПОЛОЖИТЬСЯ НА ЛЮДЕЙ Где искать команду для новых объектов? Как тиражировать стандарты управления? Как найти баланс между централизацией и самостоятельностью?
Планируете ли Вы географическую экспансию и какая, на Ваш взгляд, стратегия более эффективна: M&A или органический рост? Вопрос для обсуждения
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ КОМПАНИИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ КОМПАНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКОВ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ KPI ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАШИ УСЛУГИ НАШИ УСЛУГИ РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! , Москва, ул. Дербеневская д. 1/2, стр. 1 Телефон: Факс: , Москва, ул. Дербеневская д. 1/2, стр. 1 Телефон: Факс: , Санкт- Петербург, В.О., 21 линия, д. 8. Телефон: Факс: , Санкт- Петербург, В.О., 21 линия, д. 8. Телефон: Факс: