Требования к построению, анализу и оценке качества современного урока В.И. Нифонтов Научно-практический семинар для педагогов и руководителей гимназии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Advertisements

Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД от информационной образовательной модели к деятельностной: признание роли активной познавательной деятельности на основе.
Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентацияценностно-смысловая;
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
Формирование универсальных учебных действий – основа успешности обучения МОУ гимназия 1 учитель английского языка Щербакова Е.В. август 2013 г. Мозг, хорошо.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентацияценностно-смысловая;
Новикова Л.Н Самоопределение деятельности.( Орг. момент) 2.Актуализация опорных знаний. (Проверка д/з) 3.Постановка проблемы(создание проблемной.
Современный урок в условиях внедрения ФГОС ООО 1 ноября 2012 года Межрегиональная научно-практическая конференция "Перспективы школьного естественнонаучного.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Педагогический совет г. Тема: «Формирование универсальных учебных действий и их место в образовательной программе школы» Цель: Повышение компетентности.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Метапредметный подход в организации современного урока Рябова Ж.А., методист отдела образования администрации МО «Чойский район»
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) И СПОСОБЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Зам.директора по УВР МБОУ СОШ 1 ЗАТО МЕЖГОРЬЕ.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО АДАПТИВНОГО УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ 2013 год Консультация-практикум.
Системно - деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по русскому языку и литературе подготовила учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

Требования к построению, анализу и оценке качества современного урока В.И. Нифонтов Научно-практический семинар для педагогов и руководителей гимназии 177 (28 октября 2013 года)

Современный взгляд на урок Эффективный урок - искусственная, открытая, динамичная, централизованная и деятельностная система, предусматри- вающая взаимодействие как минимум двух субъектов, приводящее к появлению нового качества. Новое качество определяется новой целью – овладением учащимися УУД в ходе обучения и воспитания.

УУД как новая цель обучения и воспитания Регулятивные УУД (действия целеполагания, планиро- вания, прогнозирования, организации, контроля, коррек- ции, оценки и волевой саморегуляции). Познавательные УУД (действия общеучебные, связан- ные с поиском информации, ее моделированием, структу- рированием, а также действия логические и действия постановки и решения проблем). Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, планирование и реализация сотрудничества, управление поведе-нием партнеров, разрешение конфликтов). Личностные УУД (действия смыслообразования, нравст- венно-этической оценки, личностного, профессионального и жизненного самоопределения).

Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентация ценностно-смысловая;ценностно-смысловая; в социальных ролях и меж-в социальных ролях и меж- личностных отношениях МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: личностное, профес- сиональное, жизненное Смыслообразование: связь между целью (ре- зультатом) деятельности и ее мотивом и ее мотивом Морально-этическаяориентация Регулятивные: организация деятельности Коммуникативные: речевые навыки и навыки сотрудничества Познавательные: общеучебные, в т.ч – знако- во-символические, логичес- кие, постановка и решение проблемы Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ Лит ИЯ Мат Е/н Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Соц

Системно-деятельностный подход как основа эффективного урока К 1 К 2 Задача Технологии (способы) Субъект 1 Цель Сод-е Процесс Субъект 2 Формы, методы К 2

Отчего же зависит качество образования? «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей» ПМ УПИ ПЦ ………………………..….....………ЦП ПО … ДО УВД…………………………..…………..УУД ПК ДК Невозможно дать другим то, чего у тебя нет.

Основные отличия современного урока в соответствии с требованиями нового ФГОС Реализация новых целей, требует от учителя: владения приемами диагностики уровня сформированности УД и УУД; организации совместной деятельности учителя и учащихся на уроке; проблематизации содержания обучения, поддержания высокого уровня учебно-познавательного интереса детей в ходе всего урока; умения научить детей самостоятельной постановке цели и задач урока, подведению его содержательного итога; построения и реализации содержания обучения в виде целостной единицы информации (от теории к открытию способа (алгоритма) применения теории и пониманию значения, роли места, смысла нового в системе знаний) – урока «восхождения к смыслу»; дидактически оправданного применения на уроке новых ТСО на основе современных ИКТ; владения технологиями организации групповой и проектной деятельности; организации системы пооперационного контроля качества совместной деятельности (как процесса) и её результата; организации системы оценочной деятельности, встроенной в совместную образовательную деятельность педагога и учащихся.

Проблемные вопросы Что понимаем под термином «качество урока»? Насколько правомерно использовать традиционный для школы пооперационный (аспектный) анализ урока для оценки его качества? Можно ли с помощью аспектного анализа оценить уровень (качество) профессиональной компетентности педагога, являющейся системным явлением? Допустимо ли сегодня в условиях существования «двух стандартов» использовать методику анализа урока, ориентированную только на требования нового ФГОС?

Сущность поэлементного и системного анализа учебного занятия Поэлементный анализ Системный анализ Поиск соответствия или несоответствия урока принятой типовой инструкции анализа его различных аспектов Распознавание урока как целостного педагогического феномена с целью его научного объяснения путем проникновения в скрытую внутреннюю сущность

Достоинства поэлементного и системного анализа учебного занятия Поэлементный Системный анализ анализ 1. Использование в анализе 1. Использование для анализа простых и понятных схем, закономерностей теории по- перечней вопросов. знания. 2. Невысокие квалификационные 2. Целостный и поисковый требования к проверяющему. характер анализа, позволяющий 3. Возможность тщательного раскрыть сущность и механизм изучения каждого элемента осуществления урока. урока. 3. Исследовательский характер деятельности проверяющего, исключающий шаблонность рекомендаций педагогу.

Недостатки поэлементного и системного анализа учебного занятия Поэлементный анализСистемный анализ 1.Отсутствует операция синтеза. 2.«Разбор урока» ведет к оценке в «технике света и тени». 3. Собеседование с учителем по ито- гам «разбора» не носит продук- тивного характера. 1. Многообразие методик анализа. 2.Различия в толковании критериев, показателей и параметров качества обучения и его результата. 3. Отсутствие обобщенной научно- обоснованной модели эффективного учебного занятия, позволяющей унифицировать методику системно- го анализа. ВЫВОД: системный анализ урока как наиболее перспективное направ- ление современной педагогической теории и практики и как средство управления качеством обучения нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании.

Чтобы соответствовать требованиям ФГОС Анализ урока должен носить системный характер. Системный анализ урока должен быть надпредмет- ным и ориентированным на оценку способа обуче- ния и степени его соответствия зоне ближайшего развития предметных и универсальных УД обучаю- щихся. В условиях «двоевластия» стандартов необходимо добиваться преемственности в оценке качества уроков и КПД педагогов с помощью системного надпредметного анализа урока.

Цель: Познакомиться с теорией и практикой надпред- метной оценки качества урока и качества профес- сиональной деятельности (КПД) педагогов.

Задачи: Рассмотреть теоретические основы системного анализа и оценки качества урока как способа реализации системно-деятельностного подхода в обучении. Изучить методику надпредметной оценки качества урока и уровня ключевых профессиональных компетентностей педагогов. Апробировать методику в ходе совместной самосто- ятельной оценки уровня ключевых профессиональ- ных компетентностей педагогов (самостоятельная групповая работа).

1. Модель эффективного учебного занятия Алгоритм функционирования (АФ) – природосообразная последовательность учебных задач (заданий), организуемая учителем с целью обеспечения целостного усвоения учениками необходимой информации (содержания темы) в виде знаний, умений и навыков выполнения необходимых учебных действий и позитивного ценностного отношения к этим знаниям. Алгоритм управления (АУ) – последовательность действий учителя по организации системы контроля, анализа, оценки и коррекции действий ученика для создания мотивации учения, реализации алгоритма функционирования (АФ), заложенного в методическую структуру учебного занятия, и достижения поставленной цели. ДП = АФ + АУ

Дедуктивно-индуктивный принцип построения АФ эффективного учебного занятия Построение методической структуры эффективного урока должно опираться на алгоритм функционирования (АФ), отражающий «трехфазный ритм» процесса познания (Б.Н. Кедров), направленного на распознавание сущности (подлинного смысла) учебного материала с помощью организации логически завершенного познавательного цикла Сущность Свойства Состав

«Трехфазный» ритм познания и дедуктивно-индуктивный принцип построения урока I фаза II фаза III фаза Ц1Ц1 Что такое? Как и почему? Зачем? Что дает новое? Ц2Ц2 Ц3Ц3 ЭЛП ОМ ПДЗ СЗ Т,Ц,ООД И1И1 И2И2 И3И3 В КУ ПЭУ ЗЭУ I этап 2 этап 3 этап Постижение смысла

Связующая роль алгоритма ВЫВОДЫ: 1. Невозможно безошибочное применение теории (правила) без ее преобразования в алгоритм.. 2. Применение теории на практике требует осознания учащимся алгоритма как способа действий. 3. Необходима практика осознанного применения алгоритма учащимися с целью отработки соответствующих умений и навыков. 4. Без алгоритма невозможно сформировать ЦП, УД, ДК и ДО, а также УПИ учащихся в учебно-познавательной деятельности. Знание теории (определения понятия или правила) Открытие алгоритма применения теории Применение алгоритма как способа решения типовой учебной задачи

Специализация этапов урока обучения по компонентам СК I фаза II фаза III фаза Ц1Ц1 Что такое? Как и почему? Зачем? Что дает новое? Ц2Ц2 Ц3Ц3 ЭЛП ОМ ПДЗ СЗ Т,Ц,ООД И1И1 И2И2 И3И3 В КУ ПЭУ ЗЭУ I этап 2 этап 3 этап Постижение смысла Предметно-информ. составляющая Деятельност но-коммуник. состав -щая. Ценностн. -ор. сост.

Специализация этапов урока по каналам восприятия и переработки информации I фаза II фаза III фаза Ц1Ц1 Что такое? Как и почему? Зачем? Что дает новое? Ц2Ц2 Ц3Ц3 ЭЛП ОМ ПДЗ СЗ Т,Ц,ООД И1И1 И2И2 И3И3 В КУ ПЭУ ЗЭУ I этап 2 этап 3 этап Постижение смысла Визуальный канал Аудиальный канал Кинест. канал

Специализация этапов урока по моделям понимания информации I фаза II фаза III фаза Ц1Ц1 Что такое? Как и почему? Зачем? Что дает новое? Ц2Ц2 Ц3Ц3 ЭЛП ОМ ПДЗ СЗ Т,Ц,ООД И1И1 И2И2 И3И3 В КУ ПЭУ ЗЭУ I этап 2 этап 3 этап Постижение смысла Ценностно-эмпат. модель Рефлексив- ная модель. Практико- поведенч. модель.

Специализация этапов урока элементам алгоритма запоминания информации I фаза II фаза III фаза Ц1Ц1 Что такое? Как и почему? Зачем? Что дает новое? Ц2Ц2 Ц3Ц3 ЭЛП ОМ ПДЗ СЗ Т,Ц,ООД И1И1 И2И2 И3И3 В КУ ПЭУ ЗЭУ I этап 2 этап 3 этап Постижение смысла Создание субъект. образов цепочки ЕИ Детализация («раскрашива ние»)цепочки образов. Форм-е укрупн. ЕИ урока.

Вывод: Методологический принцип построения ЛЗПЦ урока позволяет направить учебно-познавательную деятель- ность учащихся от непонимания через анализ к понима-нию смысла учебной информации: «От эмпирической содержательной абстракции через анализ к абстракции теоретической, от единичного через анализ к всеобщему, от абстрактного через анализ к конкретному, от явления как внешнего выра- жения сущности, которое как бы лежит на поверхно- сти, к сущности как внутренней основы явления, которая скрыта от непосредственного наблюдения» (В.В. Давыдов)

Методологические принципы построения алгоритма управления (АУ) эффективного учебного занятия Управляемая по качеству образовательная деятельность в рамках модели эффективного учебного занятия может быть осуществлена лишь в результате реализации пяти методологических принципов: завершенного мотивационного цикла; завершенного цикла целеполагания и планирования; завершенного цикла организации деятельности; завершенного цикла контроля; завершенного цикла аналитической и оценочной деятельности.

Принцип завершенного мотивационного цикла Организация завершенного мотивационного цикла урока предусматривает последовательное проведение учителем: 1) этапа вызывания исходной мотивации учащихся; 2) этапа подкрепления и усиления исходной мотивации (этап мотивации хода выполнения работы); 3) этапа мотивации перспективы.

Принцип завершенного цикла целеполагания и планирования Полный цикл целеполагания предусматривает организацию полной ориентировочной основы действий (ООД) – системы ориентиров и указаний, связанных с процессом разделе- ния цели урока на подцели этапов (задачи), что позволяет учащимся предвидеть ход предстоящего изучения учебного материала. ООД формирует в сознании ученика опережающее восприя- тие сущности изучаемых явлений за счет активизации интуиции.

Принцип завершенного цикла организации деятельности Принцип предполагает соблюдение определенной ло- гической последовательности в организации мотивации, целеполагания, выполнения учебных действий, действий контроля, анализа и оценки для обеспечения АФ эффек- тивного урока. Каждый учащийся должен быть «включен» в цикл УПД. Сущность этой деятельности – управление процессом организации логически завершенного познавательно- го цикла учебного занятия.

Принцип завершенного цикла контроля Принцип требует организации учителем системы поопе- рационного контроля качества процесса усвоения учебного материала и его результата с постепенной передачей контрольной функции от учителя к ученику.

Принцип завершенного цикла аналитической и оценочной деятельности Принцип предусматривает организацию педагогом системы оценочной деятельности, опирающейся на анализ и содержа- тельную оценку учебных действий ученика как важнейшего фактора, обеспечивающего рост его внешней и внутренней учебной мотивации за счет создания ситуации успеха.

2. Надпредметная методика системного анализа и оценке качества учебного занятия Качество учебного занятия определяется степенью соответствия уровня учебно-воспитательной деятельности педагога, демонстрируемого на уроке, уровню УУД учебно- познавательной деятельности учащихся, который предстоит сформировать в зоне их ближайшего развития. ПМ УПИ ПЦ … ЦП ПО ДО УВД ….УУД ПК ДК

Сущность надпредметной методики системного анализа и оценки качества учебного занятия и КПД педагога Качество учебного занятия определяется степенью соблюдения педагогом методологических принципов эффективного урока. Следствия: 1. Чем больше количество нарушений методологических принципов, допущенных учителем при планировании учебного занятия и по ходу урока, тем ниже качество обучения и уровень усвоения учебного материала учащимися. 2. Чем ниже качество учебных занятий, проведенных учителем, тем ниже уровень ключевых профессиональных компетентностей педагога. 3. Методическая работа с педагогом по следам анализа и оценки качества учебных занятий должна быть направлена на коррекцию допущенных нарушений в реализации методологических принципов.

Квалиметрические таблицы качества урока и КПД педагога Уровень проф. комп. Характеристика ключевых компетентностей профессиональной деятельности педагога Каче- ство, баллы ПМПЦУВДПКПО …………… … … …… 16-18

Количественная оценка качества учебного занятия ПМ + ПЦ + УВД + ПК + ПО К = Количественная оценка качества учебного занятия (К) рассчитывается по 18 балльной шкале как среднее арифмети- ческое оценок в баллах педагогической мотивации (ПМ), педа- гогического целеполагания и планирования (ПЦ), учебно-воспи- тательных действий (УВД) педагога, действий педагогического контроля (ПК), педагогического анализа и оценки (ПО) с исполь- зованием матрицы.

Уровень профессиональной компетентности (качества профессиональной деятельности или КПД) педагога и качество серии уроков Уровень профессиональной компетентности педагога Качество серии уроков в баллах Низкий1-3 Ниже среднего4-6 Средний (учитель II категории)7-9 Выше среднего (учитель I категории)10-12 Высокий (учитель высшей категории)13-15 Очень высокий16-18

Способы обучения и их эффективность в развитии УУД 6 Уровни УВД Неэффективное обучение Обучение запоминанием («школа памяти») Обучение по образцу (традиционное обучение) Репродуктивное алгоритмизированное обучение (выход на базовый уровень треб. ФГОС) Проблемное продуктивное обучение (выход на повышенный уровень треб. ФГОС) Личностно-ориентированное обучение (идеальный урок и идеальный учитель)

Соотношение способов обучения на уроках педагогов города Екатеринбурга 17% < ППО < 29% 27% < РАО < 56% 15% < ТрО < 32% Способ обучения Процент от посещенных уроков уч. год уч. год Продуктивное проблем- ное обучение(ППО) 1728 Репродуктивное алгоритмизированное обучение (РАО) 4442 Традиционное обучение по образцу (ТрО) 3927 Обучение запоминанием (ОЗ) 03 Неэффективное обучение 00

Методика системного анализа и оценки качества учебного занятия на основе надпредметного (управленческого) подхода Этап 1. Посещение урока и наблюдение за ходом учебно- воспитательного процесса. Этап 2. Собственно анализ урока Первичное общее впечатление об уроке в целом и гипотеза о реализованном учителем способе обучения Анализ соблюдения педагогом методологических прин- ципов эффективного учебного занятия Синтез новых представлений об уроке как целостной единице информации. Этап 3. Собеседование с учителем.

Литература Нифонтов, В.И. Как разобраться в тонкостях современ-ного урока : методология построения современного урока : в 2 ч. / В.И. Нифонтов. – Екатеринбург : МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», – Ч.1. – 112 с. Нифонтов, В.И. Как разобраться в тонкостях современного урока : надпредметный подход к системному анализу и оценке качества урока : в 2 ч. / В.И. Нифонтов. – Екатеринбург : МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», – Ч.2. – 73 с. Ривкин, Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии / Е.Ю. Ривкин. – Вологоград : Учитель, – 184 с. Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. – Волгоград : Учитель, – 174 с.

Анализируем и оцениваем урок по его видеозаписи Рябкова Елена Владимировна. Урок математики, 4 класс МБОУ СОШ 84. Демьянов Евгений Викторович. Урок обществознания, 6 класс (конкурсный урок) Шахрай Наталья Николаевна. Урок математики, 1 класс МБОУ СОШ 171.

Принципиальные отличия методики от существующих Методика надпредметна и может быть использована для анализа уроков по любым предметам с использованием любых образовательных технологий. Методика реализует системно-деятельностный поход в анализе и оценке качества не только урока, но и качества совместной деятельности учителя по развитию детей. Методика впервые направлена на выявление способа обучения, который демонстрирует учитель, чтобы создать условия для формирования способа добывания знаний учащимися (овладения умением учиться).

Уважаемые коллеги! Благодарю за внимание! Мои координаты: Нифонтов Виталий Иванович – начальник отдела мониторинга качества образования МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», кандидат химических наук, кабинет 16, тел