«Чем люди живы?» Авторы: Николаева Люда, Семенов Никита, ученики 7 «А» класса средней школы 35 г. Чебоксары
Цели и задачи исследования: 1. Формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности. 2. Обогащение внутреннего мира в процессе взаимодействия с произведениями искусства. 1. Выяснить, как люди разных возрастных категорий распределяют для себя по степени важности основные жизненные потребности. 2. Научиться сопоставлять литературу с другими видами искусства. 3. Научиться кратко излагать свои мысли.
Как мы это выясняли? Провели анкетирование среди одноклассников и родителей (в опросе приняли участие 30 учеников и 30 родителей) Проанализировали изученную в 5 -7 классах художественную литературу и распределили произведения по их проблематике. Рассмотрели произведения искусства, в которых наиболее полно выражена духовная история человечества. Что самое важное в жизни? Забота о ближнем?Деньги?Карьера?Любовь?
Эмоциональные потребности
Материальные и духовные потребности
«Без детей нельзя было бы так любить человечество» Ф.М.Достоевский ДЕТИ Тургенев И.С. «Бежин луг» (дети и крепостное право) В.Богомолов «Иван» (дети и воина) Достоевский Ф.М. «Мальчик у Христа на елке» (бездомные дети) Драгунский В.Ю. «Девочка на шаре» (взросление) В.П.Астафьев «Васюткино озеро» (формирование характера)
Жизнь дана на добрые дела Русская пословица Добро и зло М.А.Булгаков «Красная корона» П.П.Ершов «Конек – Горбунок» Ю.К.Олеша «Три толстяка» Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством Л.Н.Толстой «После бала» Н.С.Лесков «Тупейный Художник»
«Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас – просто расти в любви» Л.Н.Толстой Любовь Русские Былины Д.Лондон «Мексиканец» (любовь к Родине) К.Г.Паустовский «Мещорская сторона» (любовь к природе) А.Грин «Алые паруса» (любовь как романтическое чувство) Н.А.Некрасов «Рыцарь на час» (любовь к матери) О.Генри «Дары волхвов» А.И.Куприн «Чудесный доктор» (любовь к ближнему) М.А.Шолохов «Жеребенок» Г.Н.Троепольский «Белый Бим Черное ухо» (любовь к животным)
«Богатство и знатность не приносят никакого достоинства» Сократ Деньги, власть А.С.Пушкин «Скупой рыцарь» А.П.Чехов «Толстый и тонкий» Н.В.Гоголь «Портрет» В.Ирвинг «Легенда об арабском астрологе
В процессе работы над поставленным вопросом мы пришли к следующим выводам: 1 Для современного человека в жизни главным является забота о ближнем, о доме, о семье. 2. Материальные потребности не являются самоцелью, а лишь средством для существования. 3. Искусство (литература в частности) способствует обогащению внутреннего мира человека. 4. Хороших людей больше, чем плохих как в жизни, так и в произведениях мирового искусства.