Круглый стол: «Развитие законодательства о сельскохозяйственной кредитной кооперации: проблемы и перспективы» Николай Койков Башкирское Республиканское Объединение Кредитной Кооперации
Как любой развивающийся институт, сельскохозяйственная кредитная кооперация, требует, непрерывного процесса совершенствования основ деятельности, в т.ч. законодательного. НЕОБХОДИМОСТЬ
При разработке законодательных проектов, учитывать и использовать практический, как положительный, так отрицательный опыт влияния, действующего законодательства. НЕОБХОДИМО
Выработка качественных законодательных норм и финансовых нормативов, которые реально, а не формально будут способствовать качественному развитию сельской кредитной кооперации и устранению норм тормозящих развитие СКПК или способствующие созданию некачественных тенденций. ЦЕЛЬ УНИФИКАЦИИ ПРАВОВЫХ НОРМ И НОРМАТИВОВ ДЛЯ СКПК В РАМКАХ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ
1994 год. Гражданский Кодекс РФ. ст.116 Потребительские кооперативы год. Федеральный Закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан» год. Федеральный Закон «О кредитной кооперации». ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ РОССИИ
1995 год. «О сельскохозяйственной кооперации» ст.4. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы 2003 год. Федеральный закон «О внесении. изменений и дополнений в федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации». ст Особенности деятельности кредитных кооперативов ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СЕЛЬСКОЙ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ РФ
Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации. (Преамбула Фед. Закона «О сельскохозяйственной кооперации». СПЕЦИФИКА СКПК В ИНСТИТУТЕ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ
Учетная политика Членство Надзор за деятельностью (С)КПК Финансовые нормативы Кредитная политика Процедура ликвидации (банкротство) Трудовые отношения и аффилированность Наличие и взаимодействие уровней надстройки Трудовые отношения и аффилированность
ЧЛЕНСТВО законодательно регулируется СКПККПК 1. Гражданский Кодекс 2. Закон «О сельскохозяй- ственной кооперации» 1. Гражданский кодекс 2. Закон «О кредитной кооперации
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА законодательно регулируется СКПККПК 1. Закон «О бухгалтерс- ком учете». 2. ПБУ. 3. Налоговый кодекс 1. Закон «О бухгалтерс- ком учете». 2. ПБУ 3. Налоговый кодекс
КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА законодательно регулируется СКПККПК 1. Гражданский Кодекс 2. Закон о залоге 1. Гражданский Кодекс 2. Закон о залоге
ФИНАНСОВЫЕ НОРМАТИВЫ законодательно регулируются СКПККПК 1. Закон «О сельскохозяй- ственной кооперации» 1. Закон «О кредитной кооперации»
НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (С)КПК законодательно регулируется СКПККПК Закон «О сельскохозяй- ственной кооперации» - Ревизионные союзы - СРО - Министерство сельского хозяйства Закон «О кредитной кооперации» - СРО - Министерство финансов - РосФинмониторинг.
ЛИКВИДАЦИЯ (БАНКРОТСТВО) законодательно регулируется СКПККПК 1. Гражданский кодекс 2. Закон «О несостоятель- ности (банкротстве)» 1. Гражданский кодекс 2. Закон «О несостояте- льности (банкротстве)»
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И АФФИЛИРОВАННОСТЬ законодательно регулируются СКПККПК 1. Закон «О сельско- хозяйственной кооперации» 2. Трудовой Кодекс. 1. Закон «О кредитной кооперации». 2. Трудовой Кодекс. 3. Закон «О конкуренции и ограничении монополис- тической деятельности на товарных рынках». ст.4 в части аффилированных лиц.
НАЛИЧИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УРОВНЕЙ НАДСТРОЙКИ законодательно регулируются СКПККПК 1. Закон «О сельскохозяй- ственной кооперации» 3-х уровневая система (ст.4 Закона о СХК) 1. Закон «О кредитной кооперации» 2-х уровневая система (ст.33 Закона о КПК)
1. Сближения правого регулирования с другими видами кооперации, касающихся СКПК необходимо учитывать и использовать практический, как положительный, так отрицательный опыт влияния на СКПК и аналогичные структуры – кредитные потребительские, жилищные, кооперативы, потребительские общества и т.д. действующего законодательства, в т.ч. принятого в последнее время; 2. Учитывать специфику деятельности СКПК (преамбула Закона О СХК), сложившуюся практику и основы кооперативных принципов, в целях – выработки качественных законодательных норм и финансовых нормативов, которые реально, а не формально будут помогать эффективному развитию сельской кредитной кооперации и устранению норм, тормозящих развитие СКПК или способствующих созданию некачественных тенденций; ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
3. В первоочередном порядке, должен совершенствоваться процесс обеспечения финансовой стабильности, саморегулирования и надзора. Однако на первоначальном уровне работы в этом направлении необходимо систематизировать и обобщить накопленный в этих направлениях опыт 4. Остальные элементы института сельской кредитной кооперации, должны законодательно совершенствоваться, не ранее чем через два-три года, итогов реализации Фед.закона «О кредитной кооперации»; 5. В части надзора за деятельностью СКПК, учитывать сложившуюся за годы систему взаимоотношений сельской кредитной кооперации с министерством сельского хозяйства и специфику деятельности СКПК (преамбула Закона О СХК); 6. Необходимо учитывать исторический опыт, что в дореволюционный период активного развития кредитной кооперации, ведущей была сельская кредитная кооперация. Опыт в современной России, также показал, что в целом СКПК лучше пережили кризис, чем КПК; 7. Учесть, современный период деятельности сельской кредитной кооперации, также накопившей достаточно опыт институализации.
Взвешенная политика институализации деятельности СКПК В Ы В О Д
БРОКК. Республика Башкортостан тел: 8(34764) , факс е-mail: www. brokkrb.ru