Круглый стол 6 «Реформирование пассажирского комплекса как инструмент обеспечения мобильности населения и транспортной доступности регионов»
2 млрд. пасс-кммлн. чел. пассажирооборототправлено пассажиров млрд. пасс-км пассажирооборототправлено пассажиров млн. чел. млрд. руб. - доходы- расходы- финансовый результат* - доходы- расходы- финансовый результат* млрд. руб. Дальнее следование Пригородное сообщение Изменение методологии распределения издержек Прогноз Прогноз * - финансовый результат без учета компенсаций Изменение порядка учета федеральных льготников Финансово-экономические показатели пассажирских перевозок
Финансовый результат ОАО «РЖД» перекрестное субсидирование Регулируемый сегмент Дерегулированный сегмент Что следует предпринять в рамках структурной реформы для полного удовлетворения растущих потребностей в пассажирских перевозках и обеспечения устойчивого развития пассажирского комплекса ОАО «РЖД» ? Пассажирский комплекс ОАО «РЖД» Пассажирский комплекс пригородного с ообщения Пассажирский комплекс дальнего следования Регулируемый сегмент Дерегулированный сегмент 30% – пассажирооборот – 70% 56% – доход – 44% 30% – пассажирооборот – 70% 56% – доход – 44% Перекрестное субсидирование пассажирского комплекса
млрд.руб. годы Финансовая прозрачность перевозок применение Номенклатуры расходов ведение раздельного учета доходов, расходов и результатов по видам деятельности Инвестиции > Амортизация 25 млрд.руб.9 млрд.руб. Закупки новых вагонов > 1000 ваг./год. Пассажирооборот в 2007 г. 4,4% к уровню 2006 г. Использование вместимости вагонов 2,2% к уровню 2006 г. и составило 74,1% Сокращение персонала: 2008 – 2009 гг работника, в т.ч по ремонту вагонов Убытки на 13 млрд. руб. к уровню 2003 г. Процент покрытия расходов – 82,5%, что выше уровня 2003 г. в 1,5 раза Прибыль от перевозок в дерегулируемом секторе в 2007 г. составила 10 млрд. руб. Результаты ФПД ФПД 94 тыс.чел. 10,4% Пассажирооборот, 2007г. ФПД 107 млрд. пасс-км 84,2% вагоны – поезда – 645 Балансовая стоимость имущества – 86 млрд.руб. Федеральная пассажирская компания
Варианты+ ФПК как «дочка» ОАО «РЖД» Большая стабильность на период создания ФПК, перевода активов, налаживания новых процессов взаимодействия Соответствие политики государства в области управления ключевыми блоками экономики через отраслевые холдинги Более высокий потенциал роста эффективности Обеспечение интересов государства (через СД) и регулятора Риски дискриминации частных перевозчиков и операторов в дальнем следовании (равные условия доступа к инфраструктуре всех видов) ФПК как отдельная государственная компания Возможность государства напрямую влиять на все аспекты деятельности ФПК Концентрация ОАО "РЖД" на развитии инфраструктуры и грузовых перевозках Существенно более высокие временные и материальные затраты на создание госкомпании Риск потери кадров из-за неуверенности в будущем Риски дестабилизации производственной деятельности в переходной период Риск де-приоритизации пассажирских перевозок со стороны ОАО "РЖД» Затрудняет возможную будущую интеграцию высокоскоростных перевозок Увеличение прямых имущественных и правовых рисков для государства в случае роста убыточности перевозок и нарастания трудовых конфликтов + + – – ФПК как дочернее общество ОАО «РЖД» или как отдельная государственная компания?
6 Уровень покрытия расходов доходами (без учета возмещения потерь в доходах из бюджетов всех уровней), % Уровень покрытия расходов доходами (с учетом возмещения потерь в доходах из бюджетов всех уровней), % Ключевые финансово-экономические показатели пассажирских перевозок в пригородном сообщении
7 Текущее состояние Заключение договора на осуществление социальных перевозок Обновление парка подвижного состава Обновление инфраструктуры Транспортный продукт с новым уровнем качества Удовлетворенный пассажир Сохранение текущего положения дел в пригородных пассажирских перевозках Ветшание инфраструктуры Старение парка подвижного состава Увеличение риска нарушения безопасности Низкий уровень комфорта Снижение, устойчивости, надежности и регулярности движения Увеличение риска нарушения безопасности Низкий уровень комфорта Снижение, устойчивости, надежности и регулярности движения Недовольный пассажир Точка стратегического выбора
Заказчик (Субъект РФ) Исполнитель (Перевозчик) Поручать Перевозчику осуществление перевозок пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения Регулировать тарифы на перевозку пассажиров Возмещать Перевозчику потери в доходах, возникающие в результате регулирования тарифов Обеспечивать установленный объем вагонокилометровой работы и разрабатывать график движения поездов Информировать население об оказываемых услугах по перевозкам и изменениях расписания движения Обеспечивать безопасность и непрерывность транспортного обслуживания с установленным уровнем качества, в том числе при возникновении чрезвычайных обстоятельств Обеспечивать взаимодействие с организациями иных видов транспорта по вопросам организации перевозок пассажиров (единый билет, согласованное расписание, интегрированные информационные системы) Осуществлять контроль за выполнением Перевозчиком условий Контракта Вносить предложения по изменению маршрутов и расписаний движения, отмене и вводе дополнительных пригородных поездов При несвоевременном возмещении потерь в доходах рассматривать возможность уменьшения количества маршрутов или составности пригородных поездов Осуществлять перевозки пригородными поездами, превышающие установленные размеры движения пригородных поездов, а также по пригородным маршрутам, не установленным Контрактом Права Обязанности Государственный контракт на организацию транспортного обслуживания. Права и обязанности сторон.
Концепция структурного реформирования пассажирского комплекса в пригородном сообщении Рыночная стратегия пассажирских перевозок в пригородном сообщении Эксплуатация подвижного состава пригородного сообщения Обновление и модернизация подвижного состава пригородного сообщения Развитие объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава пригородного сообщения Развитие автоматизированных систем управления в пригородном сообщении Развитие пригородного вокзального комплекса Развитие сетевой инфраструктуры для обеспечения пригородных перевозок Основные направления программы развития пригородного пассажирского комплекса до 2015 года
Стратегия развития крупных вокзалов России Терминал «Визитная карточка» города Вокзал + «зона влияния» Профессиональные управляющие инновационные технологии объединение различных видов транспорта дополнительные услуги узнаваемый объект городская достопримечательность развитие привокзальной территории транспортная доступность точка роста региональной экономики повышение эффективности использования площадей рост доходности обеспечение качества услуг