Панельная дискуссия 1 «Формирование рынка транспортных услуг – цель третьего этапа реформы: средства, инструменты, перспективы»
Основныеположения Целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг Основные положения Целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг ОАО «РЖД» до конца третьего этапа реформирования остается единственным перевозчиком грузов железнодорожным транспортом общего пользования В 2007 году создается «Первая грузовая компания», в 2009 – «Вторая грузовая компания»; таким образом, сегмент предоставления подвижного состава под перевозку грузов становится полностью конкурентным Создаются условия для привлечения частных инвестиций в локомотивы, формируется нормативная правовая база и условия для перевозок собственными поездными формированиями В 2008 году принимается решение о способе и форме создания Федеральной пассажирской компании при условии 100% компенсации убытков пассажирского комплекса дальнего следования На рынке пригородных перевозок продолжается создание пригородных пассажирских компаний Продолжается развитие конкуренции в различных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг, создаются условия для привлечения масштабных частных инвестиций в отрасль Вопрос возможности и целесообразности отделения перевозочной деятельности от инфраструктуры будет решен к 2010 году, до этого возможно осуществить такое организационное разделение внутри ОАО «РЖД»
Участники на рынке железнодорожных транспортных услуг к концу третьего этапа реформы ОАО «РЖД» услуги инфраструктуры грузовые перевозки услуги по текущему ремонту инфраструктуры и подвижного состава пассажирские перевозки в пригородном сообщении ДЗО ОАО «РЖД» оперирование подвижным составом пассажирские перевозки логистические услуги услуги терминальных комплексов услуги по ремонту инфраструктуры и подвижного состава услуги по обслуживанию пассажиров Независимые компании оперирование подвижным составом пассажирские перевозки услуги терминальных комплексов логистические услуги услуги по ремонту подвижного состава услуги по обслуживанию пассажиров
4 Эффекты, достигаемые при реализации Целевой модели Переход к равным условиям функционирования холдинга «РЖД» и других участников в конкурентных сегментах рынка Возможность привлечения инвестиций в обновление подвижного состава и развитие инфраструктуры Увеличение прозрачности расходов и доходов ОАО «РЖД» Создание экономических и правовых условий для привлечения частных инвестиций в локомотивный парк Развитие конкуренции в различных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг Повышение качества обслуживания за счет развития конкуренции
Приватный парк грузовых вагонов, гг. (на начало года), тыс. ед. В настоящее время курсируют частные пассажирские поезда в направлении Москва-Санкт-Петербург, развиваются частные пассажирские перевозки на других маршрутах (Москва - Казань, Москва - Самара, Москва – Чебоксары) Развитие конкуренции в различных сегментах рынка перевозок Общий парк вагонов 1007 тыс. (100%) Инвентарный 452 тыс. (44%) ОАО «РЖД» 392 тыс. (38%) ПГК в пользова- нии ОАО «РЖД» 60 тыс. (6%) Приватный 555 тыс. (56%) Независи мые компании 384 тыс. (39%) ПГК 136 тыс. (14%) Другие ДЗО ОАО «РЖД» 35 тыс. (3%) +149,4% На инфраструктуре ОАО «РЖД» работает более 120 частных локомотивов, в целях привлечения частных инвестиций в локомотивный парк Минтрансом России издан приказ о правилах перевозок собственными поездными формированиями Конкуренция – не самоцель, а один из инструментов повышения производительности железнодорожного транспорта, качества предоставляемых услуг и обеспечения стабильного притока инвестиций
Разделение инфраструктуры и перевозок. Международный опыт Исследования Исследование Ivaldi и McCullough (США) Эффективность снизится на 20-40%, если перевозки будут отделены от инфраструктуры, и еще на 70% если произойдет организационное разделение Выводы различных европейских исследований Даже, если свобода доступа желательна, проблема отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности наиболее спорная Эффективное, безопасное и правильно рассчитанное по времени использование путей, сортировочных станций, грузовых дворов и т.д. требует четкой координации в перевозочном процессе Когда железная дорога интегрирована, то действует своего рода внутренняя связь между инфраструктурой и зонами, где осуществляется перевозочная деятельность Гораздо выше издержки в тех странах, где произошло отделение инфраструктуры от перевозочной деятельности, в сравнении со странами, где работают интегрированные железнодорожные компании Негативный опыт Великобритания 5 ноября 1993 года в Великобритании был принят закон о железнодорожном транспорте, в соответствии с которым прекратили свое существование железные дороги Великобритании (British Rail) и была образована компания Railtrack, владеющая инфраструктурой железных дорог, но не занимающаяся их эксплуатацией. В результате реформ произошел спад инвестиций в отрасль, снижение безопасности и качества услуг. Новая Зеландия Слабая координация между созданными государственными компаниями, отвечающими за доступ на сеть и за ее техническое содержание, привела к ухудшению безопасности на железной дороге. В итоге указанные компании были объединены.