Конференция «Транспортное право как инструмент реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года» Проблемы нормативного регулирования транзитных перевозок в РФ Светлана Торба Светлана Торба директор Департамента директор Департамента комплексных инфраструктурных проектов Юридическая фирма Юридическая фирма «РайтСол КСМ» «РайтСол КСМ» Москва, 11 февраля 2009 г.
Содержание 1.Постановка проблемы 2.Нормативное регулирование вопроса о транзите 3.Перспективы нормативного регулирования
1.1. Постановка проблемы Доклад Министра транспорта РФ, в связи с принятием новой редакции федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России ( годы)»: «транзит через территорию Российской Федерации составляет менее 1 процента растущего товарооборота между странами Европы и Азии, то есть используется только процентов транзитного потенциала страны» Транспортная стратегия РФ: «к 2030 году объем транзитных перевозок через территорию России должен увеличиться в 3,6 раза (до 100 млн. тонн в год)» Огромный потенциал транзитных перевозок через территорию РФ, обусловленный длиной пути: –морским транспортом - до 40 суток –интермодальным маршрутом с участием российских железных дорог - до 20 суток (с учётом морского «плеча» до дальневосточных портов и времени нахождения грузов в портах).
1.2. Постановка проблемы Ключевые факторы в выборе схемы доставки в международной торговле: –суммарная величина расходов на транспортировку; –продолжительность времени перевозки груза; –гарантированность сроков доставки; –надежность и безопасность транспортировки товара
1.3. Постановка проблемы Причины, мешающие развитию транзита: –длительный простой под таможенным процедурами - сводятся на нет все временные преимущества транзитной перевозки груза через территорию РФ –высокие тарифы –низкий уровне развития транспортной инфраструктуры, обуславливающий низкий уровень сервиса –нестабильность условий перевозок Иностранные грузоотправители используют альтернативные пути для транзита грузов из стран Юго-Восточной Азии и ближнего Востока в Европу, минуя территорию России: –перевозки с участием морского транспорта –новые альтернативные интермодальные маршруты с применением железнодорожного транспорта других стран
2.1. Нормативное регулирование вопроса о транзите Одна из причин низкой транзитной привлекательности России - проблемы правового поля Способы нормативного регулирования: принятие закона прямого действия, внесение изменений и дополнений к действующим нормативно-правовым актам и присоединение Российской Федерации к международным договорам. В мировой правовой практике: собственный закон о транзите отсутствует (Сингапур, Гонконг, Франция, Италия) закон о транзите есть (США, Украина, Белоруссия)
Отсутствие единой системы государственного регулирования транзитных перевозок Отсутствие координирующего органа Отсутствие в законодательстве понятия «транспортный коридор» Отсутствий норм относительно заблаговременного установления тарифов Необходимо определение видов договоров, заключаемых участниками международной транзитной перевозки и их существенных условий Отсутствие единых требований к перевозочным и иным документам, закрепления механизма электронного документооборота Важно определить права и обязанности органов государственной власти, причастных к транзитным перевозкам Требуется системная регламентация компенсации убытков, нанесенных одними участниками транзитных перевозок другим участникам Большинство этих проблем нельзя урегулировать с помощью международных соглашений Нужен закон прямого действия 2.2. Основные проблемы действующего нормативного регулирования
3.1. Перспективы нормативного регулирования. Содержание законопроекта Цель законопроекта о транзитных перевозках - создать условия для привлечения грузопотоков в РФ
3.2. Перспективы нормативного регулирования Проблема, требующая дополнительной нормативной проработки Основная идея: организация специальных перевалочных пунктов для железнодорожных транзитных контейнерных грузов с упрощенной процедурой таможенного досмотра (аналогия с сухими портами у морских портов). создание «особых зон» на восточной и западной границах России – в начале и конце транспортного коридора применение упрощенных процедур таможенного оформления для транзитных грузов на территории зоны; достаточность процедур таможенного контроля, произведенных на территории зоны, для всего пути следования транзитом через территорию России специализация под обработку транзитных грузов за счет сплошного применения упрощенных процедур оформления грузов наличие в зонах необходимой инфраструктуры для обработки грузов и формирования блок- поездов регулярность маршрутов блок-поездов, курсирующих между зонами размещение в непосредственной близости к границе, безвизовый доступ на территорию зоны Схожие тенденции: Концепция таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ Концепция таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ
СВЕТЛАНА ТОРБА Директор департамента комплексных инфраструктурных проектов Юридическая фирма «РайтСол КСМ» Тел. +7 (495)