Игровые технологии Диалоговые технологии Технология проблемного диалога Технология критического мышления Педагогика творчества Технологии рефлексивного воспитания Технология изучения эффективности воспитательного процесса Технология саморазвития Технология портфолио Тьторская технология Технология воспитания этической культуры Педагогика успеха Event - технология Презентация составлена методистом ЦНМО г.Лысьва Шмаковой Л.Ф.
Кто воздвигнет тебя к небесам? -Только сам. Кто низвергнет тебя с высоты? -Только ты. Где куются ключи к твоей горькой судьбе? -Лишь в тебе. Чем расплатишься ты за проигранный бой? -Лишь собой.
Универсальные учебные действия В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Познавательные УУД обеспечивают умение учащихся применять конкретные способы преобразования учебного материала; Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и умение учащихся учитывать позиции других людей; Регулятивные УУД обеспечивают умение учащихся организовать свою учебную деятельность. Личностные УУД обеспечивают умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор, т.е. обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
ПРОГРЕССИВНЫЙ 1.Являющийся прогрессом, ведущий или стремящийся к прогрессу, передовой. Прогрессивные взгляды. Прогрессивное общественное течение. Прогрессивная технология. Прогрессивные методы. 2. Постепенно усиливающийся, возрастающий.
Воспитательная технология - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющая достигать поставленные воспитательные цели.. Как деятельность ВТ имеет : Цель (выражающая представление о результате) Сущность (раскрывающая содержание деятельности, ее концептуальные основы) Средства (необходимый и достаточный инструментарий) Действия (непосредственные операции) Достигаемый результат Оценку и корректировку
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Цель: Формирование самостоятельного мышления. Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения) формирование «человека думающего» Сушность: культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, критические позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе. Методы и средства: систематизация материала (кластеры, таблицы, логические цепочки…предположения по опорным словам, методы активного восприятия нового (дневники, путевые журналы,маркировки ит.д.), стратегия ЗХУ («Знаем», «Хотим узнать», «Узнали новое») Практические действия реализация мотивационной функции (вызов) - (побуждение к работе с новой информацией, побуждение интереса к теме) реализация информационной функции – (осмысление) - (получение новой информации по теме, классификация полученной информации по категориям знаний) реализация коммуникационной функции – (рефлексия) - (обмен мнениями о новой информации, побуждение к дальнейшему расширению информационного поля, соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса). Результат: это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам
ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ВОСПИТАНИЯ Цель: формирование и развитие общественного сознания ребенка, т.е. такого сознания, которое помогает ему выстраивать свое поведение в социальной среде на основе общественных норм, Сушность: С помощью рефлексий достигается соотношение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями другого человека, группы людей, общества в целом ( общечеловеческими ценностями) Методы и средства: Диалог педагога с внутренним «я» ученика, воспитанника Диалог ученика, воспитанника со своим внутренним «я» Диалог педагога со своим внутренним «я» Мониторинг качества урока, занятия Практические действия 1.Выявление ощущений как процесс перевода бессознательного в сферу сознания, который достигается путем сосредоточивания, концентрации внимания человека на себе, на своем внутреннем состоянии. 2. Анализ ощущений. Представляет собой процесс поиска причин возникновения выявленных ощущений путем отслеживания собственных действий в течение определенного времени. 3. Использование и создание ситуаций, требующих нравственного выбора ребенка. 4.Индивидуальное консультирование и поддержка процесса развития рефлексии у ребенка. Результат: Установление обратной связи Выявление уровня понимания информации «здесь и сейчас» Ценностное отношение к информации Развитию личностных качеств, необходимых для осознанной деятельности Создание здоровьесберегающей среды
Диалоговые технологии Цель:овладение личностью способами публичного выступления, искусством ведения спора, диалога, полемики; умением работать в команде, проявляя толерантность к мнению оппонента и соучастника диалога Сушность: в ходе диалога формируется речевая культура, подразумевающая культуру общения; навыки публичного выступления и обсуждения проблем, включающие умение слушать и понимать собеседника, анализировать разные точки зрения на объект познания, умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения, вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура. Методы и средства: диспут; дискуссия; интеллектуальный бой; телемост; пресс-конференция; интервью; интервью-диалог; турнир ораторов; интеллектуальная дуэль; сократов-круг; открытая кафедра; «волшебный стул» и др. Практические действия Этапы диалоговой технологии:1. Этап: ВВОДНЫЙ (ЗАВЯЗКА, выявляющая проблему) Создание благоприятной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы, актуализация необходимой информации, стимулирование интереса к проблеме. Второй этап: ОСНОВНОЙ (Диалог в разных модификациях ) Третий этап: ИТОГОВЫЙ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (КОНСОЛИДАЦИЯ и РЕФЛЕКСИЯ) Анализ и осмысление диалога с содержательной и процессуальной точек зрения. Результат: В процессе диалога происходит развитие самостоятельности и критичности мышления, инициативы и собственной позиции учащихся, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему. а также воспитание молодых людей с новым типом мышления, активных, творческих, способных мыслить самостоятельно, смелых в принятии решений, стремящихся к самообразованию.
ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА Цель: Воспитание саморазвивающейся и самосовершенствующейся личности школьника Сущность: Перевод ребенка с природными потребностями саморазвития (познания, самоутверждения, самовыражения, безопасности) на уровень готовности к самостоятельной жизни, т.е. вывод личности ребенка в режим саморазвития Методы и средства: Дифференциация по интересам, личностный подход, индивидуальные программы, диалог, игровые методики, развивающие технологии, исследовательские методы, проблемное обучение, педагогика сотрудничества и т.д. Практические действия: Объединения по интересам,внеурочная творческая, художественная, техническая, общественная деятельность, участие в работе органов самоуправления, профессиональные пробы,психотренинги, профильные занятия: педкласс,менеджмент, деятельность в НОУ, мастерских различного профиля,ведение здорового образа жизни… Результат: Учащийся, как активный, инициативный, самостоятельный законопослушный гражданин, будущий заботливый семьянин, просвещенный культурный человек, способный к постоянному жизненному самосовершенствованию.
Тьюторская технология Цель: научить ребенка учиться самостоятельно Сушность: помощь в налаживании индивидуального процесса образования; выявление погрешности в организации самообучения; согласование обучения и воспитания; помощь в распределении нагрузок, т.е.создание условий для разностороннего развития личности и обучению ребенка навыкам самообразования. Методы и средства: проектирование,исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, интегративные образовательные экспедиции,портфолио, развитие критического мышления,творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры, робинзонада и т.д. Практические действия : 1. создание среды выбора; 2. навигация, т.е. обсуждение преимуществ и имеющиеся риски выбранного; 3. обсуждение следующего шага в реализации образовательной программы. Результат: молодой человек приобретший и развивший навыки к самостоятельному обучению
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Цель: Воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением Сущность: Социальное развитие ребенка путем исполнения различных социальных ролей в ходе реализации функций игры: познавательной, развивающей, формирования нравственных оценок, социального закаливания, проектирования собственной деятельности Методы и средства: Использование игры как метода диагностирования, коррекции, развития нравственных качеств, формирования САМости, развития фантазии, креативности мышления, творчества, как средство создания ситуации успеха и коммуникации Практические действия: Практическое вовлечение ученика в различные виды игровой деятельности: спортивной, интеллектуальной, развивающей, развлекательной.Применение игр - тренингов, игр - упражнений, игр – тренировок, игр логических, ролевых, стратегических, экономических исторических, приключенческих, деловых и пр. Итог: Учащийся умеющий управлять собственным поведением в различных жизненных ситуациях, развитой коммуникацией и сферой САМости, умеющий планировать свою жизнь и логически мыслить.
ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Цель: Показ приоритета духовности и культуры в ценностных ориентациях школьника Сущность: Актуализация нравственного потенциала, для формирования чувства собственного достоинства, ответственности, гуманизма ( ядра личности) Методы и средства: Методика этического диалога, учебная и внеурочная деятельность, создание ситуаций нравственного выбора Практические действия: Проведение уроков этики; Организация внеурочной деятельности этической направленности; Практическая деятельность по реализации нравственного потенциала ( волонтеры, группы доброты и милосердия, шефская помощь, акции доброты и пр.) Результат: Нравственное становление личности школьника
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Цель: Изучение степени вхождения воспитанника в общечеловеческую культуру, т.е. соотнесенность полученных результатов с целями и предыдущими достижениями в воспитательной практике Сущность: Анализ и оценка воспитательного процесса для раскрытия дополнительных ресурсов воспитания через: определение целей и задач изучения, подбор критериев и показателей, подготовку диагностического инструментария, проведение исследований, обработку данных и анализ результатов Методы и средства: Изучение культурологических достижений, анализ социально – ценностных отношений, используя методы опроса, педагогического наблюдения, анкетирования, ранжирования, социометрического выбора и т.д. Практические действия (диагностика и педагогические исследования): Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося Методики диагностики сформированности коллектива Методики для исследования удовлетворенности педагогов, учащихся и родителей организацией учебно - воспитательной деятельности в ОУ Результат: Степень соответствия реального результата воспитания с образом (моделью) выпускника, опреленного Уставом ОУ.
Event- технология Цель: изучение и применение совокупности воспитательных, дидактических возможностей для реализации личностных интересов и потребностей школьника, формирования позитивного отношения к миру Сушность:В обобщенном виде педагогическая технология представляет собой продуманную во всех деталях модель взаимодействия педагогов и воспитанников по проектированию, организации и функционированию учебно- воспитательного процесса с целью обеспечения комфортных условий для личностного развития ученика-воспитанника (с учетом человеческих, технических, материальных ресурсов) и оптимизации форм его образования Методы и средства: распространение знаний о культуре досуга: транслирование информации о многообразии видов и форм досуга; передача образцов жизнедеятельности, воспроизведение моделей поведения, пропаганда ценностей уникальности человека, здорового образа жизни, свободы личностного выбора; формирование отношения к миру, самому себе; приобщение к национальной и региональной культуре; формирование знаний, умений и навыков в области организации культурного досуга и использование их в личностном опыте); снятие напряжения, тревожности, неудовлетворённости через формы досуга; реализация внутренне присущих человеку задатков и свойств, изменение личности в конкретной ситуации, в том числе как члена сообщества. Результат: реализация личностных запросов и потребностей; раскрытие качеств и свойств личности, их развитие; формирование коммуникативной культуры участников, развитие отношений между его участниками; психотерапевтическая помощь участникам; обучение работе в команде; познание окружающей действительности; личностное самоопределение; освоение, сохранение и передача традиций, принятие инноваций.
ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА Цель: Воспитание творческой личности Сущность: Перевод ребенка на субъектные позиции для предъявления и развития индивидуальных способностей, заключающихся в осознании личных целей, искусства достижения внутренней гармонии и уравновешенности, развитии чувства реальности, самостоятельности, открытости, сочувствия, умения жить без конфликтов, развитие сильных сторон характера. Методы и средства: Через создание творческих ситуаций (игровых, соревновательных, ситуаций заботы, исследовательских и пр.) Через средства искусства, различные предметы и явления окружающего мира,общечеловеческие нормы и ценности, правила окружающей действительности. Практические действия : непосредственное участие в работе кружков, клубов, секций, занятия в школе искусств, соревнованиях, ктд, погружение в творческую деятельность на многообразных площадках, где можно проявить свои способности и таланты: участие в КВН, смотрах талантов, конкурсах и т.д. Результат: Учащийся, обладающий креативностью мышления, т.е. cамостоятельностью, конструктивностью, активностью, продуктивностью, гибкостью, оригинальностью, богатством идей (фантазией), готовностью к эксперименту,способностью мыслить проблемно,умением принимать решения, не бояться ошибок, способностью идти на риск.
ПЕДАГОГИКА УСПЕХА Цель:Создание условий для полноценного развития школьника за счет удовлетворения его потребностей в самореализации и уважении. Сущность : Восхождение по лестнице достижений, обусловленной гуманистическими принципами, при наличии постоянной системы стимулирования и направляющих подкреплений, в роли которых выступает успех. Методы и средства: Создание ситуаций успеха в учебной и внеучебной деятельности как средства духовного единения коллективов,учителей, учеников и родителей. Практические действия: Годовой круг творческих дел,праздников, традиций,все виды школьной деятельности: трудовой, общественной, учебной,спортивной, художественной и т.д. Результат: Ученик, обладающий креативностью мышления, понимающий свои жизненные потребности, умеющий их реализовать, преодолевать трудности и решать проблемы соответственно нравственным и социальным нормам общества, верящий в свои силы и возможности.
Перечень воспитательных технологий 1. Технология критического мышления 2. Технология рефлексивного воспитания 3. Диалоговые технологии 4. Технология саморазвития школьника 5. Тьюторская технология 6. Проектная технология 7. Игровые технологии 8. Технология воспитания этической культуры 9. Технология изучения эффективности воспитательного процесса 10. Event – технология 11. Педагогика творчества 12. Педагогика успеха….