Грамматический разбор предложений (Повторение изученного.)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СПАСЕННЫЙ САД По рассказу К. М. Паустовского. Весной писатель Аркадий Гайдар отдыхал в Ялте. Однажды он шел по пустынной улице. Вдруг из соседнего сада.
Advertisements

Королёва Ирина Николаевна учитель начальных классов МКОУ СОШ 2 г.Нефтекумск.
Последовательное подчинение придаточных Это такое подчинение, при котором первое придаточное подчиняется главному, а остальные последовательно друг другу.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Учитель: Казанбаева И.М. 9 класс.
Устное сообщение на лингвистическую тему Цель: создать условия для формирования коммуникативной,лингвистической, культуроведческой компетенции через использование.
(1)Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце. [ ], (когда ). когда? придаточное времени (4)Он видел, как зажглась вечерняя.
Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными делятся на следующие виды: Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением с.
Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МОУ Новомансуркинская СОШ Похвистневского района Самарской области Фаткуллина Рузалия.
Группа 1 I.Рассказать о способах подчинительной связи. Объяснить, как их отличить друг от друга. II.Рассказать об особенностях назывных предложений. Привести.
Сложноподчинённые предложения Теоретические сведения.
Сложные предложения с однородным подчинением Урок русского языка в 9 классе Автор работы Малыгина Ольга Николаевна, учитель русского языка ГБОУ СОШ 88.
ЕГЭ, сложное предложение Учитель Крючкова А.И.. Определить вид предложений и тип подчинения Усевшись в свою кабину я выровнялся вдоль дорожки и нажал.
Тема занятия 29: « Сложное предложение с разными видами связи ».
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Руководство по решению задания А24. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным.
Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Выяснить, чем сложноподчинённое предложение отличается от сложносочинённого. 2. Какими бывают средства связи.
Виды односоставных предложений С главным членом - подлежащим С главным членом - сказуемым назывное (сущ. в Им.п.) опред.-личное (1 или 2 л. ед. и мн.ч.;
Сложноподчинённое предложение. Типы придаточных..
ЦЕЛИ УРОКА : 1. Познакомиться с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными условными; 2. Научиться: а) находить СПП с придаточными.
Транксрипт:

Грамматический разбор предложений (Повторение изученного.)

Задание. ( Работа у доски и в тетрадях). Разобрать предложения. Определить вид придаточного. 1. Не знаю где приют своей гордын.. ты милая ты нежная нашла… 2. Если звёзды зажигают значит это кому(нибудь) нужно… 3. Старик я слыш…л много раз что ты меня от смерти спас. Зачем? 4. Рязанская земля где мужики к…сили где сеяли свой хлеб была моя страна. 5. Пишут мне что ты тая тревогу загрустила шибко обо мне что выход..шь часто на дорогу в старомодном ветхом шушуне… 6. Разбросанным в пыли по магазинам где их (н..)кто н.. брал и н.. берёт моим стихам как драгоце…ым винам настанет свой черёд.

ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

Если в сложноподчиненном предложении имеется не одно, а несколько придаточных предложений, то эти придаточные могут быть связаны с главным одним из трёх видов подчинительной связи: 1. Однородная подчинительная связь, 2. Последовательная подчинительная связь, 3. Параллельная (неоднородная) подчинительная связь.

1. ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. Егорушка видел как постепенно темнело небо как опускалась на землю мгла и засветились одна за другой звёздочки.

1. ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. Егорушка видел как постепенно темнело небо как опускалась на землю мгла и засветились одна за другой звёздочки.

1. ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. [Егорушка видел] (как постепенно темнело небо) (как опускалась на землю мгла) и (засветились одна за другой звёздочки).

1. ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. [Егорушка видел] (как постепенно темнело небо) (как опускалась на землю мгла) и (засветились одна за другой звёздочки).

1. ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. [Егорушка видел] (как постепенно темнело небо) (как опускалась на землю мгла) и (засветились одна за другой звёздочки).

1. ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. [Егорушка видел], (как постепенно темнело небо), (как опускалась на землю мгла) и (засветились одна за другой звёздочки).

1. ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. [Егорушка видел], (как постепенно темнело небо), (как опускалась на землю мгла) и (засветились одна за другой звёздочки). [ ], ( как ),( как ) и ( ).

1. ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. [Егорушка видел], (как постепенно темнело небо), (как опускалась на землю мгла) и (засветились одна за другой звёздочки). [ ], ( как ),( как ) и ( ). Что? ВСЕ ПРИДАТОЧНЫЕ - ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ

1. ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. Он любил мартовские сумерки когда по вечерам ещё сильно морозило когда в доме топили печь и все кутались в зимние вещи.

1. ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. Он любил мартовские сумерки когда по вечерам ещё сильно морозило когда в доме топили печь и все кутались в зимние вещи.

1. ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. [Он любил мартовские сумерки] (когда по вечерам ещё сильно морозило) (когда в доме топили печь) и (все кутались в зимние вещи).

1. ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. [Он любил мартовские сумерки] (когда по вечерам ещё сильно морозило) (когда в доме топили печь) и (все кутались в зимние вещи).

1. ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. [Он любил мартовские сумерки] (когда по вечерам ещё сильно морозило) (когда в доме топили печь) и (все кутались в зимние вещи).

1. ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. [Он любил мартовские сумерки], (когда по вечерам ещё сильно морозило), (когда в доме топили печь) и (все кутались в зимние вещи).

1. ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. [Он любил мартовские сумерки], (когда по вечерам ещё сильно морозило), (когда в доме топили печь) и (все кутались в зимние вещи). [ …], ( когда ),( когда ) и ( ).

1. ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. [Он любил мартовские сумерки], (когда по вечерам ещё сильно морозило), (когда в доме топили печь) и (все кутались в зимние вещи). [ …], ( когда ),( когда ) и ( ). ВСЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Какие?

Выводы. Какая подчинительная связь называется однородной? Это такая связь, когда все придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении (или ко всему главному предложению), отвечают на один и тот же вопрос и являются придаточными одного вида.

2. Последовательное подчинение. День был таким ярким что даже с отмели было видно как сверкает серебряной чешуёй рыба которая плещется в прозрачной воде.

2. Последовательное подчинение. День был таким ярким что даже с отмели было видно как сверкает серебряной чешуёй рыба которая плещется в прозрачной воде.

2. Последовательное подчинение. [День был таким ярким] (что даже с отмели было видно) (как сверкает серебряной чешуёй рыба) (которая плещется в прозрачной воде).

2. Последовательное подчинение. [День был таким ярким] (что даже с отмели было видно) (как сверкает серебряной чешуёй рыба) (которая плещется в прозрачной воде).

2. Последовательное подчинение. [День был таким ярким], (что даже с отмели было видно), (как сверкает серебряной чешуёй рыба), (которая плещется в прозрачной воде).

2. Последовательное подчинение. [День был таким ярким], (что даже с отмели было видно), (как сверкает серебряной чешуёй рыба), (которая плещется в прозрачной воде). [ ],( что ),( как ),( которая ).

2. Последовательное подчинение. [День был таким ярким], (что даже с отмели было видно), (как сверкает серебряной чешуёй рыба), (которая плещется в прозрачной воде). [ ],( что ),( как ),( которая ). До какой степени?

2. Последовательное подчинение. [День был таким ярким], (что даже с отмели было видно), (как сверкает серебряной чешуёй рыба), (которая плещется в прозрачной воде). [ ],( что ),( как ),( которая ). До какой степени? Что?

2. Последовательное подчинение. [День был таким ярким], (что даже с отмели было видно), (как сверкает серебряной чешуёй рыба), (которая плещется в прозрачной воде). [ ],( что ),( как ),( которая ). До какой степени? Что? Какая? ПРИДАТОЧНЫЕ СТЕПЕНИ, ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ И ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ.

это такой вид связи, когда придаточные части образуют своеобразную цепочку: первая придаточная часть ( первой степени ) зависит от главной части; вторая придаточная часть ( второй степени ) от первой; третья (третьей степени) от второй и т. д. [ ], ( ), ( ), ( ). Выводы. Какой вид связи называется последовательным подчинением?

3. Параллельное подчинение придаточных. Когда стемнело он зажёг лампу потому что ему хотелось ещё поработать.

3. Параллельное подчинение придаточных. Когда стемнело он зажёг лампу потому что ему хотелось ещё поработать.

3. Параллельное подчинение придаточных. (Когда стемнело) [он зажёг лампу] (потому что ему хотелось ещё поработать).

3. Параллельное подчинение придаточных. (Когда стемнело) [он зажёг лампу] (потому что ему хотелось ещё поработать).

3. Параллельное подчинение придаточных. (Когда стемнело), [он зажёг лампу], (потому что ему хотелось ещё поработать).

3. Параллельное подчинение придаточных. (Когда стемнело), [он зажёг лампу], (потому что ему хотелось ещё поработать). ( Когда ), [ ], ( потому что ).

3. Параллельное подчинение придаточных. (Когда стемнело), [он зажёг лампу], (потому что ему хотелось ещё поработать). ( Когда ), [ ], ( потому что ). Когда?

3. Параллельное подчинение придаточных. (Когда стемнело), [он зажёг лампу], (потому что ему хотелось ещё поработать). ( Когда ), [ ], ( потому что ). Почему?Когда? ПРИДАТОЧНЫЕ ВРЕМЕНИ и ЦЕЛИ.

Выводы. Какое подчинение придаточных называется параллельным? Параллельное подчинение. Каждое из придаточных отвечает на разные вопросы (и, следовательно, они являются придаточными разных видов).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!! В сложноподчиненных предложениях с параллельным подчинением придаточные могут быть двух типов: 1) относятся к разным словам главной части и принадлежат к разным видам: (Когда бричка подъехала к деревне), [Чичиков подозвал к себе мужика], (который тащил по дороге претолстое бревно).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!! В сложноподчиненных предложениях с параллельным подчинением придаточные могут быть двух типов: 1) относятся к разным словам главной части и принадлежат к разным видам: (Когда бричка подъехала к деревне), [Чичиков подозвал к себе мужика], (который тащил по дороге претолстое бревно). ( Когда ), [ …], ( который ). Какого?Когда? ПРИДАТОЧНЫЕ ВРЕМЕНИ, ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!! В сложноподчиненных предложениях с параллельным подчинением придаточные могут быть двух типов: 2) также относятся к разным членам главной части, но являются придаточными одного вида: [Настроение её испортилось не только потому, (что небо неожиданно затянулось тучами), но и потому ], ( что Андрей заметно погрустнел).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!! В сложноподчиненных предложениях с параллельным подчинением придаточные могут быть двух типов: 2) также относятся к разным членам главной части, но являются придаточными одного вида. [Настроение её испортилось не только потому, (что небо неожиданно затянулось тучами), но и потому ], ( что Андрей заметно погрустнел). [ не только потому, ( что ), но и потому ], ( что ). Почему? ОБА ПРИДАТОЧНЫХ - ПРИЧИНЫ

Вопросы на повторение темы: 1.О каких способах подчинительной связи придаточных предложений в составе сложноподчинённого с несколькими придаточными мы вспомнили? 2. Чем отличаются эти три способа друг от друга? 3. Какая особенность подчинения при однородной связи? 4.Какой принцип характерен для последовательной связи? 5.Чем отличается параллельная подчинительная связь от однородной и последовательной? ПРИ ОТВЕТАХ ПРИВОДИТЕ ПРИМЕРЫ.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЕ ЗАДАНИЕ. 1. Найти в тексте среди предложений только те сложноподчинённые предложения, в состав которые входят односоставные. 2. Выписать их, дать синтаксическую характеристику, определить вид подчинительной связи придаточных с главным. 1 ВАРИАНТ выписывает только сложноподчинённые с односоставными НЕОПРЕДЕЛЁННО- ЛИЧНЫМИ. 2 ВАРИАНТ выписывает только сложноподчинённые с односоставными БЕЗЛИЧНЫМИ.

(ЗЗ)Лекарство Гайдару было привезено, и сыну вскоре стало легче. (34)Благодарить его было нельзя. (35)Он очень сердился, когда его благодарили за помощь. (З6)Он считал помощь человеку таким же делом, как, скажем, приветствие. (37)Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался, потому что такое поведение человека считается вполне естественным. (38)Однажды мы с Гайдаром шли по улице и услышали встревоженные голоса. (39)Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. (40)Сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. (41)Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран, который находился непонятно где. (42)Гайдар подбежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. (43)Поток воды остановился. (44) По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно, что он теряет последние силы (45)Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не перекрыли воду и опасность не миновала. (46)Потом Гайдар долго тяжело дышал. (47)Ладонь у него была окровавлена. (48)Но он был очень радостно настроен - не потому, конечно, что проверил свою силу, а потому, что ему удалось спасти маленький чудный сад.

ПРОВЕРКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (Разбор предложений)

(ЗЗ)Лекарство Гайдару было привезено, и сыну вскоре стало легче. (34)Благодарить его было нельзя. (35)Он очень сердился, когда его благодарили за помощь. (З6)Он считал помощь человеку таким же делом, как, скажем, приветствие. (37)Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался, потому что такое поведение человека считается вполне естественным. (38)Однажды мы с Гайдаром шли по улице и услышали встревоженные голоса. (39)Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. (40)Сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. (41)Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран, который находился непонятно где. (42)Гайдар подбежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. (43)Поток воды остановился. (44)По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно, что он теряет последние силы. (45)Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не перекрыли воду и опасность не миновала. (46)Потом Гайдар долго тяжело дышал. (47)Ладонь у него была окровавлена. (48)Но он был очень радостно настроен - не потому, конечно, что проверил свою силу, а потому, что ему удалось спасти маленький чудный сад.

Сложноподчинённые с односоставными НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫМИ (1 вариант) (35) [Он очень сердился], (когда его благодарили за помощь). [ ], (когда ). Сложноподчинённое с придаточным времени. (37) [Никого же не благодарят за то], (что он с вами поздоровался), (потому что такое поведение человека считается вполне естественным). [ ], (что ), (потому что ). Сложноподчинённое с придаточными изъяснительным и причины. (Параллельное подчинение). (45) [Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил], (пока не перекрыли воду) и (опасность не миновала). [ и, но ], (пока ) и ( ). Сложноподчинённое с придаточными времени. (Однородное подчинение).

Сложноподчинённые с односоставными БЕЗЛИЧНЫМИ (2 вариант) (39) [Оказалось], (что в саду вырвало кран из водопроводной трубы). [ ], (что ) Сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. (41) [Люди бросились вверх по улице], (чтобы закрыть какой-то кран), (который находился непонятно где). [ ] (чтобы ), (который ). Сложноподчинённое с придаточными цели и определительным. (Последовательное подчинение). (44) [По лицу Гайдара я видел], (что он сдерживает давление воды изо всех сил) и (ему невыносимо больно), (что он теряет последние силы). [ ], (что ) и ( ), (что ). Сложноподчинённое с придаточными изъяснительными. (Однородное подчинение).

Задание. Разобрать предложения. Определить способ подчинительной связи. 1.Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении? Прочитав этот рассказ Марины Цветаевой, со стыдом убеждаешься (1) как мало мы знаем своих выдающихся людей (2) и как мы (3) по справедливому упреку Пушкина (4) «ленивы и нелюбопытны». 1) 1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 1 4) 1,2 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? На ранней заре (1) когда еще кричат петухи (2) и по-черному дымятся избы (3) распахнешь, бывало, окно в прохладный сад (4) и не утерпишь побежишь умываться на пруд. 1) 1,2,3,4 2) 1,2,3 3) 1,3 4) 1,3,4

Задание. Разобрать предложения. Определить способ подчинительной связи. 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Сумерки в Средней России лучший час суток (1) когда ложатся в нежнейшем воздухе едва заметные тени от ветвей (2) и вот-вот над краем леса неожиданно (3) как всегда (4) возникнет серп месяца. 1) 1,2 2) 1,3,4 3) 1,2,4 4) 1,2,3,4 4. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении? В такие летние сумерки хорошо войти в сухие сени (1) в низкие комнаты (2) с только что вымытыми полами (3) где уже горят лампы (4) и за открытыми окнами шумит от падающих капель (5) и дико пахнет заброшенный сад. 1) 1,2,3 2) 1,3 3) 1,3,4,5 4) 1,2,3,4,5

Интернетресурсы урока: Википедия. Е. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников