КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Выполнена: Дорошовой Еленой Викторовной
Проведения моего исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематического восприятия и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.
Цель исследования: является составление и апробация комплекса упражнений по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Объект исследования – фонематическое восприятие у детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи. Предмет исследования: коррекция нарушения фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования Мы предполагаем, что развитие фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста пройдёт успешно, если коррекционно-развивающую работу проводить по следующим направлениям: - развитие ритмико-интонационной стороны речи; - развитие собственно фонематического восприятия; - совершенствование фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием речи; - развитие элементарных навыков звукового анализа.
Задачи исследования: - осуществить исследование уровня развития фонематического восприятия у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста; - обосновать, разработать и реализовать комплекс коррекционно-развивающих упражнений, направленную на развитие фонематического восприятия; - провести повторную диагностику, сделать выводы о успешности коррекционной работе исследования.
- теоретический анализ психолого-педагогической научной литературы по проблеме; - констатирующий эксперимент; - количественный и качественный анализ результа тов исследования; - метод презентации данных.
Методика 1 В основу реализации диагностики было положено методическое пособие Лукина Н.А., Никкенен И.И. Научи меня слышать (Развитие фонематического восприятия, внимания и памяти). Цель: определение звучания музыкальных инструментов. Методика 2. Цель: определение умения прислушиваться и определять источник звука. Методика 3. Цель: определение умения прислушиваться и различать шумы по громкости. Методика 4. Цель: определение умения прислушиваться и запоминать серию звуков. Методика 5. Цель: выявить у ребенка умение различать на слух слова- паронимы. Обследование фонематического восприятия.
Представлен количественный анализ выполнения первого задания Рисунок 1.
Сравнительный анализ результатов выполнения каждого задания диагностического комплекса. Рисунок 6