Элективные курсы в предпрофильной подготовке и в профильном обучении. Разработка программы элективного курса. Елена Владимировна Кучковская Институт повышения квалификации работников образования
(от лат. Electus – избранный) Понятие «элективный» (от лат. Electus – избранный) избирательный. Элективные курсы – это курсы по выбору обязательные для посещения.
Особенности курсов по выбору в предпрофильной подготовке (9-ом классе) Профориентационная направленность Краткосрочность (от 8 до 34 часов) Нестандартизованность Вариативность
Элективные курсы в предпрофильной подготовке предметно-ориентированные (пробные) межпредметные (ориентационные)
Задачи предметно- ориентированных курсов Реализация учеником интереса к учебному предмету. Уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне. Создание условий к сдаче экзаменов по выбору, то есть к наиболее вероятным предметам будущего профилирования.
Задачи межпредметных (ориентационных) курсов Создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий. Ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям. Поддержание мотивации к тому или иному профилю.
Задачи элективные курсов в х классах: «надстраивают» профильный курс; развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне; способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
Типы элективных курсов в профильной школе: Предметные Межпредметные По предметам, не входящих в базисный учебный план
Технология разработки программы элективного курса
Программа – это средство перевода научных знаний и опыта практических действий в плоскость освоения учащимися (Давыдов). Функции программы: Программа делает научные знания предметом учебной деятельности (отбираем, структурируем). Программа является средством достижения целей образования. Это механизм их достижения. Программа – это средство контроля, она позволяет установить достижимость результатов.
Научные знания Опыт практической деятельности Учебный процесс, определяемый программой результат
Ограничения, связанные с разработкой и реализацией программы элективного курса Частные и общие цели. Исходный уровень подготовки учащихся. Внешние требования.
Предварительная работа Проанализировать содержание предмета в рамках выбранного профиля. Определить, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или профильного курса. Определить основные мотивы выбора разрабатываемого курса. Определить содержание учебного курса с учетом отведенного для изучения времени. Продумать название курса. Определить цель, т.е. образ желаемого будущего (результат).
Определить основные виды деятельности учащихся. Выяснить возможность обеспечения курса учебными и другими вспомогательными материалами. Продумать форму отчетности по итогам освоения курса (проект, сочинение и т.д.). Продумать систему оценивания. Определить критерии, позволяющие оценить успешность реализации программы.
Структурные элементы программы элективного курса Титульный лист Пояснительная записка Структура курса Содержание курса Учебно - тематический план Учебно- методическое обеспечение Список литературы Приложения
Титульный лист Управление образования администрации (указывается название муниципального образования) Муниципальное образовательное учреждение (указывается название) Утверждена методическим советом МОУ методическим советом УО «__» ________200 г. Протокол __ Председатель МС ________________ Автор разработки: _____________________ _____________________ ФИО полностью, должность, место работы 200_г (город, район, нас. Пункт) _____________________________________________ (название разработки) Элективный курс (для 9 класса предпрофильной подготовки или профильного обучения классы)
Пояснительная записка Актуальность Цель Задачи Критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы курса Описание структуры изложения материала Соотношение часов теоретической и практической частей Формы и методы работы Образовательные технологии Ожидаемые результаты Система оценивания
Структура изложения материала: Линейная Концентрическая Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3 Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3
Спиральная Смешанная Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3 Модуль 1Модуль 2 Модуль 3 Модуль 4 Модуль 5Модуль 6
Учебно-тематический план
Образовательный продукт это материалы, которые будут разработаны учащимися на занятиях. Образовательным продуктом ученика могут быть: конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы, компьютерная программа, схема, модель, трактат, глоссарий и т.д.
Форма проведения конференция, семинар, создание проекта, лекция, тренинг, ОДИ, просмотр видео фильма и т.д.
Учебно-методическое обеспечение дидактические материалы описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий анкеты тесты для входной диагностики алгоритмы самостоятельной работы над выполнением таких заданий, как: реферат, публичное выступление, лабораторный опыт. темы рефератов, исследований, выступлений проблемные вопросы для самостоятельного поиска или исследования. список литературы для учителя и ученика
Ключевые суперкомпетентности математическая компетентность (умение работать с числом, числовой информацией, владение математическими умениями), коммуникативная (умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться, информационная (владение информационными технологиями, работа со всеми видами информации), автономизационная (способность к саморазвитию, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентноспособности), социальная (умение жить и работать с людьми, близкими, в трудовом коллективе, в команде), продуктивная (умение работать и зарабатывать, быть способным создавать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них), нравственная (готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам).
Экспертиза и утверждение программ элективных курсов 1 этап – внутренний, где курсы по выбору рассматривает методическое объединение учителей-предметников (научно-методический совет школы). 2 этап – внешняя экспертиза элективного курса осуществляется на уровне методического совета городского или районного комитета по образованию (органы управления образованием). 3 этап – экспертиза сотрудниками ИИПКРО. 4 этап – рассмотрение и утверждение программы на областном экспертном совете в ГУОиПО Иркутской области. Все программы элективных курсов запускаются в реализацию только после экспертизы ИПКРО и утверждения на областном экспертном совете.
В основе программы следующая схема: 1.Особенности курса (в форме вопросов и ответов в таблице) 2. Цели (иметь представление, знать, уметь, иметь опыт (владеть) 3. Структура курса (с указанием целей по каждому модулю) 4. Содержание курса и учебная деятельность 5. Ожидаемые результаты (необходимо соотнести с целями) 6. Учебно-методическое обеспечение (анкеты, тесты для входной диагностики, алгоритмы, кроссворды, темы рефератов, исследований, выступлений список литературы) 7. Список литературы, используемый при подготовке программы, разработки уроков, дискуссий и т.д.)