Планирование усовершенствованных ответных мер в области профилактики в подростковом возрасте и взрослой жизни Г-жа Xанна Неиккйля Отдел УНП ООН по вопросам профилактики, лечения и реабилитации
Факторы уязвимости и устойчивости (1/2) Процессы развития, описанные для раннего подросткового возраста, продолжаются в подростковом возрасте и взрослой жизни Время, когда в мозге подростка происходят значительные изменения, создает благоприятные возможности для принятия плохо обдуманных решений и участия в потенциально опасных моделях поведения, таких как рискованное сексуальное поведение, курение и распитие спиртных напитков, рискованная манера вождения автомобиля и употребление наркотиков
Факторы уязвимости и устойчивости (2/2) Факторы уязвимости, связанные со сверстниками, и факторы устойчивости, связанные с психическим здоровьем, личностными и социальными навыками и здравым отношением, сохраняют свою актуальность «Гибкость» и податливость мозга предполагают, что на этом этапе развития интервенции могут усилить или изменить прежний опыт КРОМЕ ТОГО, интервенции, осуществляемые за пределами семьи и школы, например на рабочем месте, в секторе здравоохранения, местах развлечений и в общине, становятся все более актуальными
Общие факторы уязвимости для достижения целей развития
Интервенции и меры политики в подростковом возрасте и взрослой жизни (1/3)
Интервенции и меры политики в подростковом возрасте и взрослой жизни (2/3)
Интервенции и меры политики в подростковом возрасте и взрослой жизни (3/3)
Характеристики научно- обоснованных стратегий, связанных с положительными конечными результатами (в основном !)
Превентивное воспитание Характеристики, связанные с положительными конечными результатами Используются интерактивные методы обучения Программы осуществляются через серию структурированных занятий (обычно 10-15) один раз в неделю, зачастую сопровождаемыми закрепляющими занятиями на протяжении нескольких лет Проводятся квалифицированным методистом (в том числе с участием обученных сверстников) Предоставляется возможность обучения разнообразным личным и социальным навыкам и применения их на практике, включая, в особенности, умения справляться с трудностями, навыки принятия решений и сопротивления соблазнам, в частности соблазнам злоупотребления психоактивными веществами Оказывается воздействие на восприятия рисков, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами, с приданием особого внимания немедленным последствиям Развеиваются заблуждения в отношении нормативного характера злоупотребления психоактивными веществами и ожиданий, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами
Превентивное воспитание Характеристики, связанные с нулевыми или отрицательными результатами В качестве основной стратегии осуществления используются неинтерактивные методы, такие как чтение лекций Программы включают в себя только предоставление информации, в частности для возбуждения страха Кроме того, программы, связанные с нулевыми или отрицательными результатами, имеют следующие характеристики: – основаны на неструктурированных занятия в форме диалога – сосредоточены только на усилении самооценки и эмоциональном воспитании – охватывают только те аспекты, которые связаны с принятием этических/нравственных решений или с моральными ценностями – используют бывших потребителей наркотиков для демонстрации историй успеха – используют сотрудников полиции для осуществления программы
Политика в отношении злоупотребления психоактивными веществами в школах Характеристики, связанные с положительными конечными результатами Поддержание обычного функционирования школы без нарушения хода занятий Поддержка положительных нравов в школе, обязательство в отношении участия школы и учащихся Разрабатывается с участием всех заинтересованных сторон (учащиеся, учителя, персонал, родители) Четкое указание психоактивных веществ, затрагиваемых политикой, а также мест (здания и помещения школы) и/или обстоятельств (функции школы), к которым применяется политика Применяется ко всем людям, находящимся в школе (учащиеся, учителя, персонал, посетители и т.д.) Сокращается или исключается доступ к табаку, алкоголю или другим наркотикам и их доступность Нарушение правил влечет за собой применение положительных санкций путем консультирования или направления на консультацию, лечение или в другие службы медицинской и психосоциальной помощи вместо наказания Соблюдение правил обеспечивается последовательно и своевременно, в том числе с использованием позитивного подкрепления соблюдения мер политики
Политика в отношении злоупотребления психоактивными веществами в школах Характеристики, связанные с нулевыми или отрицательными результатами Выборочное обследование на предмет употребления наркотиков
Работа с индивидуальными психологическими уязвимостями - Характеристики, связанные с положительными конечными результатами Занятия проводятся квалифицированными специалистами (например, психологом, учителем) Специфические особенности личности участников были выявлены с использованием утвержденных средств Участники обучаются навыкам позитивного сдерживания эмоций, возникающих в результате их личностных особенностей Краткосрочная серия занятий (2-5)
Наставничество Характеристики, связанные с нулевыми или положительными результатами Оказываются адекватные услуги по подготовке и поддержке наставников Стратегия основана на четко структурированной программе мероприятий
Политика в области табакокурения и употребления алкоголя - Характеристики, связанные с положительными конечными результатами Повышение цен на табачную и алкогольную продукцию путем увеличения налогов Увеличение минимального возраста для продажи табачной и алкогольной продукции Недопущение продажи табачной и алкогольной продукции молодым людям, не достигшим совершеннолетия, путем осуществления всесторонних программ, включая активную и непрерывную деятельность по соблюдению законов и просвещению розничных торговцев с использованием различных стратегий (личные контакты, СМИ и информационные материалы) Запрет на рекламу табачных изделий и ограничение рекламы алкоголя среди молодежи
Общинные многокомпонентные инициативы Характеристики, связанные с положительными конечными результатами Поощрение стратегий, основанных на доказательствах. Поощрение работы в различных компонентах общины (например, в семьях, школах, на рабочих местах и т.д.) Проведение тренингов и предоставление ресурсов общинам. Поощрение участия высших учебных заведений для поддержки в осуществлении научно-обоснованных программ, их мониторинге и оценке. Оказание поддержки общинам в среднесрочной перспективе (например, в течение более чем одного года).
Кампании в СМИ Характеристики, связанные с положительными конечными результатами Точная идентификация целевой группы кампании. Кампания основана на научно-теоретической базе. Кампания основана на результатах формативного исследования. Достигается достаточный охват целевой группы в течение достаточного периода времени. Связь с другими существующими программами профилактики наркомании. Охват родителей. Направлена на изменение культурных норм в отношении злоупотребления психоактивными веществами. Направлена на информирование о последствиях злоупотребления психоактивными веществами. Направлена на выработку рекомендаций в отношении стратегий недопущения злоупотребления психоактивными веществами.
Кампании в СМИ Характеристики, связанные с нулевыми или отрицательными результатами Необходимо избегать проведения кампаний в СМИ, которые плохо спланированы или слабо обеспечены ресурсами, поскольку они могут ухудшить ситуацию и привести к тому, что целевая группа станет устойчивой к другим интервенциям и мерам политики или оставит их без внимания.
Профилактика на рабочем месте Характеристики, связанные с положительными конечными результатами
Разрабатывается с участием всех заинтересованных сторон (работодатели, руководство, работники) Работникам гарантируется анонимность Основана на политике профилактики злоупотребления психоактивными веществами на рабочем месте, которая разработана с участием всех заинтересованных сторон м не носит карательного характера Осуществляется краткосрочная интервенция, а также предоставляются услуги по консультированию, направлению на лечение и реинтеграции для работников, нуждающихся в таких услугах Включает в себя компонент открытой коммуникации Является компонентом других программ, связанных с охраной или профилактикой здоровья (например, профилактика сердечно-сосудистых заболеваний) Включает в себя курсы по управлению стрессовым ситуациями Организуется обучение управляющих, работников и медиков для надлежащего выполнения ими своих ролей в рамках программы Включает в себя обследования на предмет употребления алкоголя и наркотиков только в рамках всесторонней программы с характеристиками, описанными в пунктах выше
Профилактика в местах развлечений Характеристики, связанные с положительными конечными результатами Обучение персонала и руководства развлекательных заведений навыкам ответственного обслуживания и обращения с клиентами, находящимися в состоянии алкогольной или наркотической интоксикации Услуги по консультированию и лечению для членов персонала и руководства, нуждающихся в таких услугах Включает в себя эффективный компонент коммуникации для повышения уровня осведомленности и обеспечения благожелательного отношения к программе Подразумевает активное участие органов охраны порядка, здравоохранения и социального обслуживания Подразумевает принудительное исполнение действующих законов
Краткосрочные интервенции Характеристики, связанные с положительными конечными результатами Сеанс(ы) индивидуальной психотерапии Определение наличия проблем, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами Незамедлительное проведение базовых сеансов психотерапии и/или перенаправление к врачу- специалисту Сеансы проводятся квалифицированными специалистами
Спасибо за внимание! Если у вас нет вопросов или замечаний, давайте выполним ту же процедуру, что и на предыдущем занятии!