Управление ПО и лицензиями в образовании Александр Александрович Голев генеральный директор
При отсутствии управления ПО Нет порядка Нет знаний о количестве и назначении Нет ответственных Нет точного бюджетного планирования Есть неуправляемые риски
Особенности образовательных учреждений Организационная структура Административное подчинение Разнообразие путей приобретения ПО
Управление ПО Управление ИТ-активами Управление активами ПО Управление лицензиями Регулярная инвентаризация Инструкции, регламенты, правила Централизация управления, хранения и закупки Порядок и контроль!
Стандарт ISO/IEC :2006
Как начать управлять ПО Оптимизация активов (порядок) Разработка плана оптимизации Инвентаризация активов Ввод в действие и регулярные работы (контроль) Разработка регламентов, приказов, правил Ознакомление с административной практикой
Инвентаризация ПО Полная и достоверная информация об имеющемся ПО Цель Посчитать копии ПО на компьютерах Зафиксировать характеристики среды исполнения: процессоры, память и т.п. Задачи
Сопоставление лицензий и ПО: Что подлежит инвентаризации и анализу Лицензии Бумажные Электронные (лицензионные соглашения) Сопутствующие объекты Сертификаты подлинности (COA) Наклейки на корпус ПК Контракты, накладные и счета-фактуры Упаковка, руководства по эксплуатации
Стратегический подход и практические процедуры Что разрабатывается Декларация соблюдения авторских прав Ответственность сотрудников и учащихся Использование ПО сотрудниками Учёт и хранение ПО и связанных активов Порядок приобретения ПО Обучение работе с ПО
Стратегический подход и практические процедуры Что нужно сделать Выработать инструкции, приказы Разработать типовые конфигурации ПК Централизовать хранение ПО Централизовать и упорядочить закупки Утвердить всё у руководства
Польза: управление рисками Технологическими Перерывы в работе ИКТ Низкое качество работы ИКТ Юридическими Наказание за пользование нелицензионным ПО Деловыми Потеря имиджа, инвестиций, доверия
Финансистам – оптимизацию расходов Скидки на лицензии для образовательного сектора Оптимизация и повторное использование лицензий Снижение затрат на закупки Доступность точной информации о потребностях Точность бюджетного планирования за счёт правильного, регламентированного управления программным обеспечением и ИКТ в целом Снижение расходов на техническую поддержку
Оптимизация работы отдела информатизации Снижение вероятности нештатных ситуаций Стандартизация, контроль изменений Использование лицензионного ПО Меньше затраты на «точечную» поддержку Плановое обучение пользователей и сотрудников ИКТ Стандартные рабочие места Проще осуществлять обновления и развитие ИКТ Полная информация о ПО и потребностях Время, свободное от суеты и «точечной» поддержки
Управление ПО Что мы делаем для образования 1й квартал 2009: Управление ПО в школах РФ (для интеграторов) 1й квартал 2009: Управление ПО в школах РФ (для широкого использования и для ИПКРО) 3й квартал 2009: Управление ПО в ВУЗах Разработка учебных курсов 4й квартал 2009 года: Управление ПО в образовании Разработка методических пособий
Управление ПО Варианты сотрудничества Вариант 1: Полное соответствие ISO Вариант 2: Индивидуальный подход, с учётом особенностей ОУ Внеднение управления ПО Разовая и регулярная инвентаризация Рекомендации по устранению недостатков Инвентаризация и ревизия активов Открытие филиалов, подразделений, лабораторий, классов и т.п. Обновление компьютерного парка Обновление программного обеспечения (новые версии, новое ПО и т.п.) Разработка эффективных схем покупки лицензий