Томилин Вячеслав ООО НВЦ «Интеграционные технологии» Комплексные автоматизированные информационные системы в муниципальном управлении
Определение МИС Комплексная автоматизированная система в муниципальном управлении представляет собой набор автоматизированных информационных систем различных служб и подразделений органов государственной власти и местного самоуправления, интегрированных между собой и позволяющих повысить эффективность управления инфраструктурой муниципального образования в целом. Назовем этот комплекс муниципальной информационной системой. Определение: Муниципальная информационная система (далее – МИС) представляет собой совокупность методологических, организационных, нормативно-правовых, программных, технических и информационных средств, призванных повысить эффективность управления инфраструктурой муниципального образования на основе применения информационных технологий.
Назначение МИС МИС призвана обеспечить поддержку максимально обоснованных управленческих решений по развитию территории муниципального образования на основе оперативного предоставления всем субъектам, осуществляющим свою деятельность на территории муниципального образования, полной объективной информации о территориальных ресурсах, объектах недвижимости, инженерной и транспортной инфраструктуре, информации о ее развитии и планируемых изменениях в территориально - временном аспекте.
Цели внедрения МИС Генеральной целью внедрения муниципальной информационной системы является повышение эффективности управления территориальными ресурсами муниципального образования.
Цели внедрения МИС Предметные цели: Централизация и упорядочивание хранения и обновления информации об объектах городской среды, повышение ее достоверности и эффективности использования; Информационное обеспечение органов власти и управления, структурных подразделений администрации города, предприятий жизнеобеспечения города; Оперативное предоставление заинтересованным субъектам информации о территории города и содержащихся на ней объектах; Поддержка процессов мониторинга и анализа текущего состояния городского хозяйства, принятия решений властными и исполнительными структурами, а также прогнозирование развития города на основе его комплексных моделей. И как следствие: Повышение инвестиционной привлекательности территории Увеличение доходов в бюджет города
Задачи внедрения МИС 1.Создание и ведение единой цифровой картографической основы (ЕЦКО) муниципального образования и цифровых моделей его территории (в том числе цифровых карт зонирования территории). 2.Инвентаризация и учет (паспортизация) объектов территории муниципального образования (земельных участков, объектов недвижимости, в том числе инженерных коммуникаций, временных сооружений и т.д.). 3.Автоматизированное ведение адресного, градостроительного, земельного, имущественного и других реестров и баз данных муниципального образования. 4.Разработка и внедрение технологии актуализации данных и регламента информационного взаимодействия для субъектов МИС муниципального образования 5.Создание и обеспечение взаимодействия автоматизированных систем ведения отдельных отраслевых и ведомственных реестров и баз данных
Задачи внедрения МИС 6.Формализация и автоматизация типовых технологических процессов органов местного самоуправления и служб муниципального образования в области учета и управления городскими территориальными ресурсами. 7.Создание программных средств анализа, моделирования и прогноза развития территории муниципального образования. 8.Создание инфраструктуры информатизации - технического, программного, организационного и иных видов обеспечения МИС. 9.Разработка и принятие нормативно-правовых и организационных документов, обеспечивающих функционирование МИС муниципального образования; 10.Разработка и реализация комплекса мероприятий по защите информации МИС (пространственные, персональные данные) муниципального образования
Компоненты МИС Методологическое обеспечение Разработка концепции, документов и стандартов на создание, эксплуатацию и развитие МИС, а также ее подсистем. Организационное обеспечение Координация деятельности Администрации муниципального образования с организациями-поставщиками и потребителями информации и разработка распорядительных документов, регламентирующих работы по эксплуатации МИС Нормативно-правовое обеспечение Создание нормативных актов, определяющих правовой статус баз данных, регламентирующих информационное взаимодействие служб и должностных лиц, которые являются пользователями системы.
Компоненты МИС Программное обеспечение Совокупность программных средств, решающих задачи автоматизации соответствующих служб и ведомств Администрации города. Техническое обеспечение Совокупность аппаратных средств и сетей связи. Информационные ресурсы ЕЦКО Адресный реестр Сведения действующей градостроительной документации Сведения ИСОГД Сведения об объектах недвижимости и земельных участках и т.д.
Функции и структура МИС МГИСГИС ЖКХСЭД АИСОГД АИС «ИМУЩЕСТВО» Интернет-портал Автоматизация технологических процессов
Функции и структура МИС: МГИС ГИС в составе МИС муниципального образования обеспечивает: формирование единой цифровой картографической основы, а также специализированных тематических баз пространственных данных; совместное использование векторных карт и реестровых или тематических данных; визуализацию пространственных данных в форме картографического изображения; обработку накопленных данных различными методами и интерпретацию результатов такой обработки в виде тематических карт, гистограмм, таблиц и других графических изображений; изготовление графических документов;
Функции и структура МИС: ГИС ЖКХ Специализированные ГИС инженерных коммуникаций позволяют решать следующие задачи: Быстрый доступ всех отделов и служб предприятия к достоверной информации по объектам инженерных коммуникаций. Полную паспортизацию объектов сети Автоматическое формирование отчетов по любому из объектов сети, сводные отчеты по всей сети в целом или по части территории (по кварталам, по районам). Контроль текущего состояния инженерной сети и оперативное реагирование на ее изменения. Решение топологических и коммутационных задач : быстрый поиск запорной арматуры для изоляции аварийного участка; поиск кратчайшего пути между объектами сети; определение потребителей, которые будут изолированы при изменении состояния сети. Автоматизацию работы диспетчерской службы. Проведение инженерных расчетов. Непрерывный и полный контроль состояния сети
Функции и структура МИС: СЭД СЭД - автоматизированная информационная система электронного документооборота - предназначена для автоматизации деятельности подразделений, осуществляемой в процессе работы с документами общего делопроизводства.
Функции и структура МИС: АИСОГД Автоматизированное ведение ИСОГД в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ 363, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от г. 85 Централизованный учет объектов недвижимости и контроль соответствия местоположения зарегистрированному адресу Учет результатов геологических изысканий на территорию муниципального образования Автоматизация процессов подготовки и выдачи исходно- разрешительной документации: ГЗ, ГПЗУ, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию Учет земельных ресурсов, недвижимости и прочих объектов, связанных с градостроительной деятельностью на территории города РЕСУРСЫ АДРЕСНЫЙ РЕЕСТР ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ СТРОИТЕЛЬ СТВО И РЕКОНСТРУК ЦИЯ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ ИСОГД Учет геодезических и картографических материалов и организация работ по актуализации цифрового дежурного топографического плана города Учет входящих и исходящих документов, автоматическое распределение по сотрудникам на исполнение и контроль исполнения Учет градостроительной документации на территорию МО с визуализацией зон действия установленных градостроительных регламентов
Функции и структура МИС: ИМУЩЕСТВО АИС «ИМУЩЕСТВО» предназначена для автоматизации деятельности по учету и управлению муниципальным имуществом. В системе реализованы следующие возможности: Ведение реестра муниципального имущества. Контроль договорных отношений, возникающих относительно муниципального имущества. Учет и контроль поступления средств по договорам аренды. Контроль движения имущества, возникновения и прекращения различных правовых отношений. Автоматизированное создание договоров, актов, счетов и прочих сопутствующих документов. ПС «Имущественный комплекс» Программа «Карта учета» Программа «Карта учета» Аналитическая подсистема ПС «Платежи» ПС «Земельные ресурсы» ПС«Приватизация» ПС «Аренда» ПС «Аренда» ПС «Реестр»
Функции и структура МИС: Интернет-портал Пример: интернет-портал с 3-х мерной картой г. Москвы
Функции и структура МИС: Техпроцессы Автоматизация технологических процессов Автоматизированный технологический процесс представляет собой реализацию сложного разветвленного алгоритма действий, учитывающего все возможные варианты развития событий и предоставляющего сотруднику автоматический конечный набор действий (навигацию) в зависимости от ситуации. Данный подход представляет собой полную автоматизацию осуществляемых процессов, в ходе которых документы, информация и задачи пересылаются для обработки от одного участника к другому в соответствии с определенными процедурными правилами.
Преимущества внедрения МИС Функциональные Российское программное обеспечение По функциональным характеристикам не уступает зарубежным аналогам, соответствует мировым стандартам. По соотношению цена/качество превосходит все другие системы. Автоматизированные технологические процессы Система разработана в открытых кодах Это важно для интеграции с другими уже разработанными системами, а также для внесения изменений и дальнейшего наращивания системы силами собственных кадров. В комплекте поставки – неограниченное количество рабочих мест в одной локальной сети. Нет необходимости в дальнейшем доплачивать за каждое отдельное рабочее место.
Преимущества внедрения МИС Политические Соответствует «Стратегии развития информационного общества в РФ» Выполняет основную цель Стратегии – повышение качества жизни граждан и совершенствования системы государственного управления на основе использования информационных технологий. Соответствует «Концепции формирования в РФ Электронного Правительства» Решает 3 основные задачи электронного правительства: - повышение открытости власти, - повышение качества и доступности услуг, - совершенствование административных управленческих процессов в органах государственной власти и местного самоуправления. Выполняет задачи национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»
Преимущества внедрения МИС Управленческие Решение задач территориальной изученности. Быстрая подготовка и выдача разрешительной документации. Размещение сведений из автоматизированных систем в Интернете и других публичных источниках. Моделирование развития территории, оценка технологических мощностей.
Преимущества внедрения МИС Финансово-экономические Официальное предоставление сведений за деньги гражданам и юридическим лицам (пример – АИСОГД). Сокращение «лишних сотрудников» Определяется функциональная загрузка сотрудников, и даже целесообразность наличия некоторых отделов Самостоятельная разработка и актуализация градостроительной документации (пример – Ярославль) Снижение трудозатрат Повышение инвестиционной привлекательности территории