Тема урока: запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.
Тип урока: Урок закрепление.
Цель : 1.закрепление знаний в постановке запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении; 2.развитие орфографических и пунктуационных навыков; 3. воспитание патриотических чувств у учащихся.
Лингвистическая разминка. Тест. Запишите номера предложений с сочинительными союзами (вариант I) и с подчинительными союзами (вариант II). 1) Москва-река дала имя великому городу, но не могла вдоволь напоить его водой. 2) Пологую возвышенность между Москвой-рекой и Верхней Волгой пересёк канал длинной 128 километров. 3) Чтобы поднять искусственную реку на 38 метров, требуется электрическая энергия. 4) Москва-река на выходе из города преграждена плотиной, и уровень воды у Кремля поднялся на два с лишним метра. 5) Под московскими мостами свободно проплывают трёхпалубные суда, потому что река стала многоводной. 6) Мосты перекрыли высокими и пологими арками не только реку, но и набережные, ставшие магистралями.
Беседа по вопросам: - Какова роль союза как служебной части речи? - Какие бывают союзы по своему строению? По значению? - Какова роль запятой в сложном предложении?
Найти союзы и определить их разряд. Я уже собрался выйти на улицу, размести снег и положить на ящик завтрак птицам, но тут неожиданно увидел соек. Все лето я искал знакомства с этими сойками, но крикливые, сварливые птицы отвергали все знаки внимания. Текст 1
Найти союзы и определить их разряд. Глухарь играет где-то совсем близко, над самой моей головой, на одной из шести или семи сосен. Под песню я поднял голову вверх и стал всматриваться в густые шапки сосен. Однако или ночь была еще слишком темна, или мой глаз недостаточно зорок, я ничего не различал в этих массах перепутавшихся ветвей. Текст 2
Найдите сложные предложения, выпишите их, поставьте недостающие знаки препинания, определите их разряд, составьте схемы сложных предложений. И вот лист кувшинки поплыл по течению. Течение было сильное и лист с девочкой плыл очень быстро. Теперь жаба не могла догнать Дюймовочку. Вдруг мимо пролетел майский жук. Он увидел Дюймовочку схватил её и унес на дерево. Бедная Дюймовочка очень испугалась когда жук схватил её. Он уселся высоко на дереве покормил её сладким цветочным соком и сказал ей что она ему очень нравится. Потом к ним пришли в гости другие майские жуки которые жили на этом дереве. Дюймовочка им не понравилась. Текст 3
Работу выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 15 Безкоровайная Ирина Викторовна.