ГЧП в водной отрасли России как наиболее эффективный инструмент привлечения инвестиций Александр Малах, Генеральный директор
2 20% населения страны не имеет доступа к централизованным системам водоснабжения и около 40% - к системам канализации. Износ сетей ВКХ в среднем составляет 70%, местами – 100% В год заменяется около 1% водопроводных и 0.5% канализационных сетей. До 2020 г. на полную модернизацию сектора ВКХ потребуется около 15 трлн. руб. Бюджетного финансирования (~ 15 млрд. руб./год) и прибыли водоканалов не хватает даже на простое воспроизводство системы. Состояние отрасли водоснабжения в России 1 Отрасль ВКХ России требует безотлагательного увеличения капиталовложений в несколько раз Потребление воды в Европе, л/чел** Уровень тарифов на воду в Европе, USD/м3**
3 Причины проблем сектора ВКХ России 2 ОТСУТСТВИЕ СРЕДСТВ на реализацию программ реабилитации и развития инфраструктуры ЖКХ ОТСУТСТВИЕ СТИМУЛОВ, мотивирующих операторов повышать эффективность ОТСУТСТВИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ОПЕРАТОРОВ Хроническое недофинансирование проектов развития ВКХ в период 1990-х – начале 2000 гг. Отсутствие у предприятий ВКХ возможности устанавливать тарифы на уровне экономически обоснованных расходов. Затратное тарифообразование. Отсутствие долгосрочных тарифных программ. Выставление счетов по нормам (отсутствие у потребителей приборов учета). Нежелание и/или неспособность большинства операторов ВКХ (МУПы/ГУПы) разработать эффективные инвестпрограммы. Нежелание и/или неспособность большинства операторов ВКХ привлекать заемные средства и обеспечивать их возврат. Большинство инвестпрограмм реализуются исключительно за счет бюджетных средств. Проблемы ВКХ вызваны не только недофинансированием отрасли со стороны государства, но в большей степени отсутствием стимулов к развитию и отсутствием эффективных операторов
4 Количество людей, обслуживаемых частными операторами в мире, (млн. людей)* * Global Water Intelligence ** World Bank Текущий статус проектов ГЧП в водной отрасли, заключенных с 1991 г, ** 3 Как показывает мировой опыт, ГЧП – наиболее эффективный метод модернизации коммунальной отрасли Основное преимущество частных операторов – ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ УЛУЧШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УСЛУГ (отчет World Bank)
5 Нет мотивации для повышения эффективности деятельности: в случае убытков возможно получение денег из бюджетa Высокий уровень мотивации для усиления эффективности деятельности для повышения капитализации компании Слабо используются возможности по привлечению внебюджетного финансирования. Финансирование ведется за счет тарифа и из бюджетных источников Невысокий уровень технической экспертизы, почти не используются инновационные технологии в силу их дороговизны Муниципалитет является и заказчиком, и исполнителем. Следовательно, нет контроля за деятельностью предприятия. Генеральный директор МУПа подотчетен местным властям и зависит только от них Никак не прописаны обязательства МУПа по улучшению деятельности предприятия Активная работа по привлечению внебюджетных источников финансирования Основанная на использовании лучшего международного опыта централизованная экспертиза, обмен лучшими практиками между предприятиями компании Муниципалитет является заказчиком, регулятором и контролером, а компания – исполнителем и инвестором. => В результате – повышение эффективности деятельности, улучшение сервиса и внедрение инновационных технологий Согласно условиям договора, компания обязана вкладывать инвестиции для повышения эффективности предприятия Эффективность частных операторов по сравнению с муниципальными предприятиями МУПЧастный оператор 4
6 Все имущество находится в аренде на фоне непрекращающихся попыток различных групп влияния «вернуть и поделить» Процесс тарифообразования политизирован и не защищает тариф от экономической необоснованности Сильная изношенность основных средств и отсутствие законодательно закрепленной возможности финансирования восстановления крупных объектов Отсутствие в России долгосрочного финансирования даже для крупных инфраструктурных объектов Слабо развитая законодательная база Активному развитию ГЧП в сфере ВКХ в России препятствует ряд причин 5 Доля частных компании в различных сегментах ЖКХ России, % Доля частных компаний на рынке ВКХ России, % Эти и другие факторы обуславливают низкий уровень проникновения частного капитала в отрасль ВКХ России
7 Основные формы привлечения частного бизнеса к управлению инфраструктурными проектами 6 Простой механизм передачи, не требует проведения открытого конкурса Эффективный способ привлечения кредитов от банков (можно заложить имущество) Акционирование (с последующей продажей) Относительно простой механизм передачи Многократно проверенный способ передачи под управление Инфраструктура остается в собственности города => возможность контроля Возможна при отсутствии регистрации имущества Аренда Наиболее прогрессивная форма Есть обязательства концессионера по инвестициям Есть обязательства муниципалитета по установлению тарифов Есть гарантии по возврату инвестиций концессионеру Концессия Муниципалитет теряет возможность контроля (перестает быть собственником) Длительные сроки осуществления (до полутора лет) Одна из форм приватизации => негативное отношение населения Невозможно при отсутствии регистрации имущества Нет обязательств по инвестициям Нет обязательств города по тарифам Регулирует исключительно вопросы предоставления имущества во владение и пользование Нет обязательств по инвестициям Нет обязательств муниципалитета по установлению тарифов Отсутствие практики концессионных отношений в России Сложный способ передачи Неразвитая законодательная база (так как новый тип управления) Как следствие, недоверие банков => сложности с получением кредитов
8 Английская модель: полная приватизация коммунальной инфраструктуры Немецкая модель: создание СП с оператором. Предполагает включение объектов водоснабжения и водоотведения в уставный капитал ОАО в качестве вклада муниципалитета. Муниципалитет сохраняет контроль над большинством акций. Французская модель: передача в управление частной компании коммунального имущества на основании долгосрочного (до лет) концессионного соглашения. Право собственности инвестора на имущество и вновь создаваемые объекты прекращается по истечении срока концессии РОСВОДОКАНАЛ реализует проекты ГЧП на основе лучшей мировой практики 7 Модель взаимодействия РОСВОДОКАНАЛа с муниципалитетами
9 РОСВОДОКАНАЛ – лидер отрасли ГЧП России 1949 – год основания8 регионов России и Украины 6,1 млн обслуживаемого населения 22 тыс. км. водопроводных сетей 846 млн. м3 поданной воды ежегодно 33% - доля на рынке частных водоканалов 17 тыс. сотрудников25 млрд. рублей инвестиций 98% - уровень собираемости платежей 5 млрд. рублей - 13-летний кредит от ЕБРР (май 2008) 1, 75 млрд. рублей – облигационный заем (июнь 2008) Долгосрочный рейтинг «ВВ-» от Fitch Ratings 8
10 Водоканал под управлением МУПа, 2003 Водоканал под управлением «РОСВОДО- КАНАЛа» 2004 Водоканал под управлением «РОСВОДО- КАНАЛа» 2008 Показатели европей- ских водо- каналов Собираемость платежей 82%92%98%97-98% Потребление электричества 100%89%83%- Потери воды 33%24%19%8-12% Количество аварий в сети (на 1 км в год) 4,364,13,20,5 Себестоимость услуг (в сопоставимых ценах) 100%85%78%- Эффективность управления «РОСВОДОКАНАЛом» приближается к показателям европейских водоканалов и является залогом дальнейшего стабильного развития (на примере г. Оренбурга) 9
11 На всех водоканалах реализуются утвержденные муниципалитетами инвестиционные программы общим объемом около 25 млрд рублей Получен доступ к долгосрочным источникам финансирования – подписано соглашение с ЕБРР на 5 млрд рублей сроком на 13 лет, из которых уже получен первый транш в 1,5 млрд рублей Объем открытых лимитов в банках достигает 7, 47 млрд рублей Успешно размещен облигационный займ на сумму 1,75 млрд рублей со ставкой купона 12% годовых Облигации Группы включены в Ломбардный список ЦБ РФ, что существенно улучшило кредитный профиль Группы Получен международный кредитный рейтинг на уровне «ВВ-» со стабильным прогнозом от Fitch Ratings Существенно повысилась собираемость платежей с 91% до 98% с 2006 по 2008 гг. Потери воды в общем по водоканалам с низились с 34% до 29.5% с 2006 по 2008 гг. Финансовые итоги деятельности ГК «РОСВОДОКАНАЛ» свидетельствуют о эффективности модели ГЧП в области управления ВКХ 10
12 ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГЧП В ОТРАСЛИ ВКХ РОСССИ ТРЕБУЮТСЯ: обоснованное и долгосрочное тарифообразование; гарантии возврата инвестиций; преобразование концессионного законодательства; определение четких гарантий по возврату инвестиций инвестору; синхронизация концессионного законодательства с тарифным; совершенствование антимонопольного законодательства Развитие отрасли ВКХ и выход из кризиса должен быть основан на партнерстве бизнеса и государства на взаимовыгодной основе 11 ВЫГОДА МУНИЦИПАЛИТЕТУ - скорейшее развитие инфраструктуры и приток частных инвестиций в ЖКХ ВЫГОДА ГОРОЖАНАМ – улучшение качества обслуживания и качества воды в городских водопроводах ВЫГОДА ПРАВИТЕЛЬСТВУ РФ – активизация реформы отрасли ЖКХ и реализации госпрограммы «Чистая вода» ВЫГОДА МУНИЦИПАЛИТЕТУ - скорейшее развитие инфраструктуры и приток частных инвестиций в ЖКХ ВЫГОДА ГОРОЖАНАМ – улучшение качества обслуживания и качества воды в городских водопроводах ВЫГОДА ПРАВИТЕЛЬСТВУ РФ – активизация реформы отрасли ЖКХ и реализации госпрограммы «Чистая вода»
13 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!