Образование 2030 Результаты первого этапа российского форсайта
Образование 2030: Основные выводы Масштабные изменения в образовании неизбежны в ближайшие годы Образование будет непрерывным, повсеместным, человеко-ориентированным, представленным множеством форм Трансформация образования – возможность для роста бизнеса и экономики, инструмент влияния на глобальном рынке. Государство и общество может поддержать или блокировать эти возможности.
Этап 1 ( ): «Закрытие дырок» Этап 2 ( ): «Запрос на практичность» Этап 3 ( ): Альтернативы набирают силу Этап 4 ( ): Слом / ликвидация традиционных моделей образовательной системы Образование 2030: Основные выводы Максимум внимания государства и проф. сообщества к наступающим изменениям Максимум бизнес-возможностей нового сектора ЭТАПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
МегатрендыТехнологии Смена дискурса Школа ВУЗ Пост- ВУЗ ОБРАЗОВАНИЕ 2030 Форматы Бизнес- возможности Политики Образование 2030: Структура
Образование 2030: Легенда карты «Все в сети» Стабильная деградация «Викификация» Основной тренд Вспомогательный / результирующий тренд Событие / формат / решение Момент наступления события
МЕГАТРЕНДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБРАЗОВАНИЕ
«Мегаавария» Новая индустриализация «Местечковость» (DIY) Пересмотр обществ. договора «Викификация» Лидерство Азии «Азиатчина» «Новые старые» политика экономика культура и наука демография Мегатренды: Карта
Мегатренды: Общественный договор К 2014 году: кульминация конфликта между авторитарным и демократическим путем развития в России С 2015: «Викификация»: распространение форм сетевой саморегуляции общества (при выходе на «демократическую ветку»)
Мегатренды: Новая индустриализация К концу 2010-х: запуск новой «кондратьевской волны» технологий, перестройка / перетряска экономик : «Мегаавария»: возможная технологическая катастрофа, усиливающая переключение на новые технологии : «Местечковость»: распространение DIY-культуры (на базе 3D-печати и smart-технологий) и снижение роли «традиционных» корпораций
Мегатренды: Лидерство Азии В результате масштабной урбанизации и целевых инвестиций в человеческий капитал азиатские страны становятся крупнейшими рынками науки и культуры: Китай – в конце 2010-х Индия – к концу 2020-х С 2015: «Азиатчина»: переключение бизнеса и образования на обслуживание спроса Китая, Индии и региона
Мегатренды: «Новые старые» С 2010-х и далее: старение населения, рост среднего класса и рост качества здравоохранения ведут к формированию массового и растущего класса социально, физически и умственно активных людей старше 60 лет
ТЕХНОЛОГИИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБРАЗОВАНИЕ
ИКТ «Все в сети» «Точка бога» «Шестое чувство» Умная Среда Когнитивные и биотех «Психоразрыв» HTTP-2 Новые материалы 3D производство (DIY) Графеновая революция Киберизация Технологии: Карта 2я психоделическая революция
К 2016: в результате развития ШПД и беспроводного доступа >90% населения страны присутствует в Интернете Технологии: «Все в сети» 2018: Минимальный (бесплатный) доступ в Сеть дает государство К : Обязательный универсальный идентификатор личности в Интернете
Технологии: «Точка бога» 2022: В результате развития цифровых и мобильных технологий вся поддающаяся оцифровке информация (в т.ч. культурное наследие и описания технологий) хранится в Сети и доступна из любой точки планеты 2020: Принципиальный пересмотр моделей управления знаниями, включая науку, образование и управление архивами
Технологии: «Шестое чувство» и «Умная Среда» 2023: В результате развития RFID и минитюаризации: развитие «телесных» интерфейсов (прототип: MIT MediaLab Sixth Sense) и отказ от компьютеров как «специальных отдельных объектов» распространение Умной Среды – любой объект в физическом пространстве может присутствовать в Сети : «Графеновая революция» поддерживает развитие «умных материалов» для Умной Среды
Технологии: Когнитивная революция : Массовизация когнитивных технологий (технологии обмена информацией «нервная система– компьютер–сеть» + нано- и биотехнологии для усиления возможностей нервной системы) 2017: «Психоразрыв»: разделение пользователей и не-пользователей «когнитивных» продуктов 2022: HTTP-2 (Human Thought Transfer Protocol): возникновение протоколов прямого обмена информацией между нервными сетями через Сеть. 2020: Вторая психоделическая революция (поддерж. био-DIY)
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Стабильная деградация Школа: Карта «Культурный разрыв» «Психоразрыв» «Культура самостоятельности» Цифровой разрыв Внешнее давление на школу Внесистемное образование Учителя-непедагоги Массовое надпредметное образование Пересмотр моделей
Школа: Стабильная деградация До : Деградация учителей (непрестижно, бедно, «худшие кадры») Ухудшение качества учеников: плохое здоровье, плохая подготовка в семье, снижение мотивации к учебе, «империя клавиш» Школа нужна в основном как «камера хранения» детей Демографический спад и «сворачивание» школьной системы идут параллельно, делая ухудшение менее заметным
Школа: «Культурный разрыв» 2010-е: Расширение разрыва между «цифровыми» учениками и «нецифровыми» учителями : «Психоразрыв» : «Культура самостоятельности»: развитие форм ранней социализации, включающих во взрослую жизнь (предприниматели и пр.) Поддерживается ростом культуры DIY, доступными экономиками игровых вселенных, международной сертификацией и трансформацией ЕГЭ
Школа: Внешнее давление на Систему : Развитие внесистемного образование и рост его доступности благодаря сети : Учителя-непедагоги : Запрос от работодателей на развитие надпредметного образования для среды с возрастающей неопределенностью Государство теряет стратегическое влияние на Школу, удерживая только административные и хозяйственные функции
Карта форматов: Школа агрегаторы репетиторов (с рейтингами учителей) программы развития толерантности усиление клубов как альтернатив школе (в т.ч. клубы на брэндах) школы- технопарки и корпоративные УЦ «игровая экономика», молодежные биржи труда, «трудовое портфолио» учащихся сетевые «дворцы пионеров» (наука и DIY) учителя как наставники «школы вне школы» 24/7 «глобальные классы» «дальний друг», «аватар» и другие формы ИКТ-решений для наставников онлайн- образование + городские игры- квесты обучение на основе симуляций реальности и когнитивных технологий школа как игровое пространство
Школа: Смена дискурса Школьная Система Учителя учат учеников Профессиональные педагоги «Школа» как множество форм обучения Учителя как наставники, «учителя» и «ученики» взаимно обучаются Профессионалы как педагоги Школа (традиционная) – «для жизни» (Традиционная) школа – для неудачников
ВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Глобальная конкуренция за студентов ВУЗ: Карта Стабильная деградация Цифровой разрыв Поддержка образовательных инноваций Мобильные технологии, индивидуальные треки Прозрачность обучения и оценки Давление работодателей «Приватизация» Междисциплинарные специалисты Развитие форм оценки для эфф.отбора сотрудников Давление государства Инноватика Толерантность Смена парадигмы: приход Цифрового поколения 1й эшелон
ВУЗ: Стабильная деградация До : Рост разочарования студентов в вузовском образовании: неинтересно и неполезно (продолжается) «Культурный разрыв»: Цифровое поколение студентов компетентнее своих преподавателей (продолжается) Переход качественных преподавателей в альтернативное образование и смежную деятельность (продолжается) 2020: Момент пересмотра доминирующей модели ВУЗа в связи с приходом к власти в ВУЗах Цифрового поколения
ВУЗ: Давление работодателей С 2010-х: «приватизация» систем подготовки вследствие неудовлетворенности качеством (и ответственностью) выпускников 2012: развитие форм оценки для более эффективного отбора работников 2013: возрождение профобразования в форме бакалавриатов [вероятный провал реформы к 2025] 2015: начало подготовки меж- и транс- дисциплинарных специалистов
ВУЗ: Факторы внешнего давления Глобализация образовательной системы, конкуренция за студентов (продолжается) Давление государства : отбор ВУЗов «первого эшелона», получающих поддержку и финансирование для трансформации : запрос на решение проблем инновационного развития в разрезе страны / регионов (рост требований к инновационной деятельности) : решение проблем интеграции мигрантов и роста толерантности
ВУЗ: Поддержка образовательных инноваций С 2010-х: рост числа «профессоров- непедагогов» из корпораций : Легитимизация новых форм обучения как части подготовки студентов (дистантные, мобильные и др.) Легитимизация индивидуальных образовательных траекторий Прозрачность образовательного процесса (обучение и оценка), в т.ч. начало он-лайн трансляции защит
Карта форматов: ВУЗ развитие форматов технопарков интеграция мобильных и онлайн технологий в образование средне- специальное образование в бакалавриатах активное присутствие регионов и бизнесов как заказчиков новые образцы: университет Сколково, Олимпийский университет смешанные специальности индивидуальные траектории и «электронный тьютор» онлайн-трансляция защит «авторские мастерские» образование с фокусом на «форматы мышления» преподаватели как наставники практико- ориентированное обучение (создание бизнесов или карьера) переход на компетентностную оценку новые университеты как «холдинги» студентов (с фокусом на формирование команд)
ВУЗ: Смена дискурса Студенты учатся Профессора учат ВУЗ как структура, независимая от студентов «Студенты» используют пространство ВУЗа как ресурс саморазвития в проф. и бизнес- деятельности Профи подбирают под себя команды ВУЗ как «холдинг» студентов
ПОСТ-ВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Пост-ВУЗовское образование: Карта Корпоративизация проф. образования КУ как игроки рынка образования ИТ-компании как лидеры рынка образования Сращение консалтинга и б-школ Спрос на аутентичность Взрывное развитие форм личного образования Обучение предпри- нимательству Смена потреб. модели: самоценность образования Рост образования для стариков, для женщин и др. Конвергенция бизнес- и личного образования Образование как способ реинтеграции семьи Образование для решения личностных кризисов
Пост-ВУЗовское образование: Корпоративизация В 2010-е: рост корпоративных университетов и доминирование транснациональных корпораций на глобальных рынках корпоративного образования 2015: Корпоративные университеты становятся активными игроками образовательного рынка 2018: ИКТ-компании становятся лидерами глобального рынка корпоративного образования
Пост-ВУЗовское образование: Конвергенция К 2015: начало конвергенции бизнес-школ, тренинговых и консалтинговых компаний Предпосылка конвергенции: рост спроса на самореализацию 2010-е: Обучение (социальному) предпринимательству как бизнес- и личностное развитие «в одном флаконе» : Альянсы лидеров рынка бизнес-образования и консалтинга К : конвергенция бизнес- и личностного образования
Карта форматов: Корпоративное пост-ВУЗовское образование бизнес-школы: сращение с технологическими ВУЗами обучение (внутрикор- поративному) предприни- мательству конвергенция бизнес- образования и личностного пост-ВУЗовского образования корпоративные университеты как игроки рынка образовательных услуг бизнес-школы как «агенты развития» общества слияние бизнес- школ, консалтинга и тренинговых компаний осн. решения для рынка корп. образования от ИКТ-компаний
Пост-ВУЗовское образование: Взрывное развитие личностного образования Крупнейшие сегменты в х: образование под запросы работающих женщин, родителей, «новых старых» и др : Совместное образование поколений как способ реинтеграции семьи 2020: Образование как способ решения личностных кризисов («среднего возраста», «старения» и др.)
Карта форматов: Личностное пост-ВУЗовское образование «взрослый сад»: детскость и творчество у взрослых баркемпы и TED-форматы в образовании обучение (соц) предприни- мательству форматы семейного (межпоколен- ческого) образования «родитель-ское портфолио», «успешный родитель» и другие программы поддержки рождаемости множество форм образования для «новых старых» «основание» (передача историй жизни стариков для будущих членов семьи) образование для преодоления экзистенциальных кризисов
Пост-ВУЗовское образование: Смена дискурса Прагматичное образование Образование как обучение С возрастом: снижение спроса на образование Образование вне семьи Образование как способ жизни Нахождение аутентичности С возрастом: увеличение спроса на образование Семья собирается через образование
ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМ
Дошкольное* Изменение образования Пост-ВУЗовское ВУЗы Школы * Не рассматривалось в рамках Форсайта Образование По материалам Форсайта Детство 2030
Откуда придут изменения Систем Образовательная Система * В числе заказчиков сам человек семья работодатели государство организации (культ., религ., этнич. и др.) Новые требования заказчиков* Развитие альтернатив и глобальная конкуренция Изменение приоритетов государства Внутрисистемные инновации
Этап 1: «Закрытие дырок» Этап 2: «Запрос на практичность» Этап 3: Альтернативы набирают силу Этап 4: Слом / ликвидация традиционных моделей образовательной системы ЭТАПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ Этапы трансформации Систем Система неэффективна, проблемы решаются внесистемным образованием (напр. репетиторы, клубы по интересам и пр.) и решениями ad hoc Давление со стороны государства и бизнеса приводит к развитию «практичных» решений (внимание к нуждам экономики и общества) Альтернативы, поддержанные технологическими решениями, систематически демонстрируют большую эффективность Самораспад или пересборка образовательных систем под реальность пост- информационного общества
БИЗНЕСЫ И ПОЛИТИКИ
Карта (некоторых) бизнес-возможностей Новые (техно) решения для общепринятых систем оценки Образование внутри социальных сетей Детско-юношеские клубы вокруг брэндов Библиотеки образовательного контента с персональными треками Модели «страхового образования» Решение проблем здоровья школьников Помощь в профориентации как выборе стиля жизни Франшизы на схемы образования Сервис образовательной навигации Учебные системы на основе дополненной реальности» Замена с бумажных учебников на электронные Программы смены профиля для учительско- преподавательского состава Обслуживание новых мировых лидеров (азиатские экономики) Переориентация образовательной системы на обучение растущего класса «новых старых» Сбор и анализ данных об образовательных траекториях «Алмазные буквари» (персональные образовательные системы с ИИ)
Общие форматы для разных уровней образовательной системы навигационные системы по образованию и развитию Франшизы на схемы образовательных услуг учебные системы на основе «дополненной реальности» интеграция «игровых вселенных» и образования игра как доминирующая форма обучения обучение психотипам (через игры / симуляторы) обучение в группах, связанных нейросетью
Карта политик: Государство подход «деньги следуют за учеником» во всей сфере образования, включая дополнительное (в т.ч. введение именного счета учащегося) ( ) либерализация свободы учебных учреждений в выборе бюджетной политики ( ) независимые аттестационные центры: отделение функции аттестации от образовательных учреждений (2014) принятие ИТ- стандартов для нового образования (2015) разделение хоз.-админ. и образовательной деятельности учебных учреждений (2014) изменения в законе об авторском праве и в законе о персональных данных ( ) международная поддержка выхода образовательных инноваторов на глобальные рынки (2018) трансформация ЕГЭ в систему независимых общественных институтов ( ) обязательное образовательное госстрахование (2018) господдержка разработок в области когнитивных технологий для образования ( ) изменения в пенсионной системе: вознаграждение пропорционально кол-ву и кач-ву детей ( )
Карта политик: Профессиональное сообщество и общество выработка альтернатив для деградирующей школьной / вузовской системы, воспитание лидеров новых образовательных институтов ( ) разработка ИКТ-стандартов для нового образования ( ) продвижение программ обучения навыкам будущего ( ) международная кооперация в области образовательных инноваций ( ) консолидация спроса на новое образование через самоорганизацию онлайн-сообществ родителей ( ) формирование института «образовательных адвокатов» в интересах ученика / студента ( ) создание Фонда «Новая школа» поддержки новаторских пед. сообществ (2012) ОБЩЕСТВО ПРОФ. СООБЩЕСТВО
Триггеры: факторы, переключающие сценарии : Смена или консервация политического строя? : Изменения в законодательстве об авторском праве и защите персональных данных? : Блокировка или поддержка «контр-прогрессивных» коалиций? (отн. новых образовательных технологий, в т.ч. когнитивных) 2017: Изменения в Трудовом Кодексе – возможность раннего интеллектуального труда?
«Черные лебеди»: неожиданные события, которые могут все поменять : Неожиданные ИКТ/био/нано/когнито технологии : Глобальный экономический кризис в связи с новой «кондратьевской» волной : Угроза распада России? : Угроза войны с Китаем?
ПРИЛОЖЕНИЕ
VIII/10IX/10X/10XI/10XII/10 авг-окт 2010: Метавер: предварительный анализ материалов (в т.ч. более 30 международных форсайт- исследований), разработка технологии Rapid Foresight и формирование предпосылок окт: сессия Rapid Foresight на EduCamp10 (150 участников) окт-ноя 2010: Метавер: обработка результатов, подготовка отчета 3 дек: первая презен- тация на образова- тельной конферен- ции Intel 19 дек: эксперт- ная сессия Метавера: крити- ческий разбор доклада Процесс создания Форсайта
Лидеры направлений Форсайта Дмитрий Песков, Метавер (технологизация Rapid Foresight, Технологии, Форматы, Политики) Илья Савчук, Метавер (Школа, Форматы) Павел Лукша, МШУ СКОЛКОВО, Метавер (Мегатренды, Пост-ВУЗ, Форматы, Политики, редактура) Михаил Кожаринов, Солинг, Метавер (ВУЗ, Форматы, Политики, редактура) Елена Каратаева, ГК ПРОГРЕССОР (Пост-ВУЗ, Форматы)