Ежегодный семинар Центра международного сотрудничества по развитию образования Методическое обеспечение и рекомендации по использованию результатов мониторинга А.Б. Воронцов ноября 2009 года п. Бекасово, Московская область
Инструмент, который может изменить образование - 1 Инновационное содержание образования, ориентированное на индивидуальный прогресс ребенка, требует обновления педагогических технологий и введения новых инструментов измерения индивидуального движения ученика. Учебный предмет должен быть устроен так, чтобы ребенок, изучая его, мог чувствовать свое приращение в предмете, свою динамику, свое «могу».
Инструмент, который может изменить образование -2 1 тезис: Ориентирован на школу, которой нужна диагностика, позволяющая не только оценивать результаты образования, но и сопровождать сам процесс обучения на его основных этапах, предоставляя обратную связь учащимся, их родителям и учителям
Гибкость инструмента Предназначен: для итоговой оценки результатов образовательного процесса; для мониторинга прогресса учащихся на протяжении учебы на первых двух ступенях образования; для организации учебной деятельности (во время текущего и тематического контроля, при постановке и решении учебных задач, при работе дома)
Первое замечание: Научить решать задачи второго, а тем более третьего уровня через готовый алгоритм действия, образец, т.е. напрямую, невозможно.
Пример Выучили формулу S =ab без понимания, что такое площадь, в чем смысл формулы Задача: «Все стороны прямоугольника уменьшили в 2 раза. Во сколько раз уменьшилась площадь прямоугольника?»
Первый вывод : трехуровневые задачи могут задать ориентир в работе учителя на использование проблемных методов или программу развивающего обучения
Текущее оценивание Анализ хода формирования знаний и умений учащихся и корректировка учебный процесс Текущая проверочная работа (см.файл) Для учителя: анализ ситуации детского понимания. Результаты позволяют увидеть, на каком уровне мышления находится каждый из учеников, и какая коррекционная работа требуется в дальнейшем. Причем коррекция возможна как относительно детей, так и относительно способа введения понятия или действия.
Методические рекомендации по коррекционной работе способов действия/средств в предмете Способы действия/средств Возможные ошибки Типовые ситуации Типовые задания
Моделирование как основное средство обучения Задание на преобразование Изобрази чертеж к задаче. В m грузовиках привезли по b тонн груза, а в n грузовиках – по r тонн. Сколько всего тонн груза привезли? В задаче изменился вопрос: На сколько тонн груза привезли больше в m грузовиках, чем в n грузовиках? Измени чертеж в соответствии с новым вопросом.
Пособие для учителя «Грамотность чтения художественных тестов» (см.файл)
Методическое сопровождение освоения мониторинга учебно-предметных компетенций Три аспекта мониторинга 1)Предметно-понятийные средства 2) Формы учебной самостоятельности (интересует инициатива в выборе способа действия, а не любая спонтанная активность. Инициатива в опробовании найденных средств и способов в рамках предмета) 3) Перенос в разные виды деятельности. Социальное проектирование, школьная жизнь.
Рекомендации для администрации школы 1)Осмысленный выбор учебно- методического обеспечения 2)Способы работы педагогов 3)Динамика