BB/CFAS/06-04 Занятие 1
BB/CFAS/06-04 План по введению промежуточной («формативной») оценки в школах
BB/CFAS/06-04 Масштабы работы с промежуточной оценкой растут относительно медленно; прирост происходит благодаря долговременным программам профессиональной подготовки учителей.
BB/CFAS/06-04 Учителям требуется время и поддержка для того, чтобы критически осмыслить нововведение и сформировать практические подходы.
BB/CFAS/06-04 Им также нужны практические подходы и методики, которые позволили бы приступить к такой работе.
BB/CFAS/06-04 Как сочетается практика итоговой («суммативной») и промежуточной («формативной») оценки?
BB/CFAS/06-04 В центре данного проекта развития промежуточной оценки – знание процессов, происходящих в классе. Какая часть обучения проводится в составе всего класса? Какая часть обучения проводится в группах? Какая часть обучения проводится по индивидуальным программам?
BB/CFAS/06-04 Стили обучения в составе всего класса? Стили обучения в (малых) группах? Стили дифференцированного преподавания и программы обучения? Стили программ индивидуального обучения?
BB/CFAS/06-04 Промежуточная оценка возможна лишь в контексте национальной учебной программы (учебного плана). Для неё необходимо иметь согласованные описания результатов в качестве стандартов для каждого уровня, так чтобы учитель мог планировать дальнейшие шаги учащегося.
BB/CFAS/06-04 (i)Оценка должна не только измерять усвоение материала, но и способствовать такому усвоению. (ii)Подход, задействующий оценку, способствующую обучению, предусматривает использование промежуточной оценки в интересах повышения качества обучения.
BB/CFAS/06-04 Учителям необходимо подумать над тем, как эффективно планировать и применять текущую оценку в интересах повышения образовательных результатов.
BB/CFAS/06-04 Основные принципы промежуточной оценки:
BB/CFAS/06-04 Учитель активно использует вопросы. В качестве оценки используются только комментарии. Критерии (цели/результаты обучения) доводятся до учащихся. Оценка учениками собственных результатов и оценка их достижений одноклассниками.
BB/CFAS/06-04 Учащиеся должны получать чёткие указания относительно того, что они достигли и того, как улучшить свои результаты. Мотивация учащихся: они должны понимать цели обучения и разделять стремление достичь их. Обратная связь должна побуждать к размышлениям и помогать измениться как ученику, так и учителю.
BB/CFAS/06-04 Необходимы долговременные программы профессиональной подготовки учителей по вопросам преподавания, обучения и оценки. Знание принципов промежуточной оценки и понимание того, как их следует применять на практике должны являться одним из основных профессиональных навыков учителя.
BB/CFAS/06-04 Промежуточная («формативная») и итоговая («суммативная») оценка
BB/CFAS/06-04 Регулярная оценка даёт информацию о том, как учащийся приобретает знания; исходя из неё учитель и учащийся могут предпринимать те или иные действия. Именно действия учителя и учащегося делают такую оценку «ФОРМАТИВНОЙ».
BB/CFAS/06-04 В том случае, когда ученики и учитель одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более эффективным.
BB/CFAS/06-04 Ученики должны представлять себе, что такое результаты обучения, и знать, когда они их достигают. Благодаря этому у учеников развивается ощущение прогресса.
BB/CFAS/06-04 Учителю приходится оценивать «картину в динамике»: исходная информация устаревает по мере дальнейшего продвижения учеников, так как учитель предпринимает действия на основании такой информации.
BB/CFAS/06-04 На определённых этапах образовательные достижения учеников той или иной возрастной группы подлежат систематической оценке и обобщению. Этот процесс называют итоговой («суммативной») оценкой.
BB/CFAS/06-04 Оценка достигнутого (итоговая оценка) производится по завершении серии уроков, окончании семестра или учебного года, чтобы судить о результатах в сравнении с национальными стандартами. Она обращена в прошлое и обычно предполагает использование отметок, так как лиц, принимающих решения на национальном уровне, интересуют многочисленные группы, а не отдельные ученики, и потому они желают получить усреднённые результаты.
BB/CFAS/06-04 Такая оценка имеет гораздо более формальный характер, чем оценка, способствующая обучению, и обычно проводится «сторонними» специалистами, не работающими в данном классе. В её ходе достижения конкретной группы учащихся сравнивают с национальными стандартами и ожиданиями относительно прогресса; она служит формированию национальных целевых показателей.
BB/CFAS/06-04 Промежуточная («формативная») оценка встроена в процесс преподавания и обучения и является его важной составной частью.
BB/CFAS/06-04 В случае промежуточной оценки учитель информирует учеников о целях обучения.
BB/CFAS/06-04 Благодаря промежуточной оценке ученики узнают и осознают, к каким стандартам им нужно стремиться.
BB/CFAS/06-04 Промежуточная оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.
BB/CFAS/06-04 Цель промежуточной оценки - улучшить результаты каждого отдельно взятого ученика.
BB/CFAS/06-04 Промежуточная оценка вовлекает учеников в процесс оценки собственных результатов.
BB/CFAS/06-04 Использование целей обучения для проведения промежуточной оценки Выявить цели обучения, намеченные на урок. Отметить возможности для учеников продемонстрировать достижение этих целей. Акцентировать результат, стараясь найти свидетельства достижения целей. Предоставить ученикам возможность обсудить результаты осуществлённых действий. Зафиксировать то, что вы отметили как заслуживающее внимания. Пересмотреть план преподавания с учётом следующих шагов в процессе обучения.
BB/CFAS/06-04 Преподавание, обучение и оценка: некоторые аспекты
BB/CFAS/06-04 Оценка, способствующая обучению, предполагает ИСПОЛЬЗОВАНИЕ оценки в классе в целях повышения качества обучения. Она отличается от оценки собственно обучения, в ходе которой измеряют то, что знают или умеют ученики.
BB/CFAS/06-04 Оценка, способствующая обучению, направлена на перспективу. Целесообразнее строить её на комментариях, так как отметки у многих учеников способны снизить мотивацию.
BB/CFAS/06-04 Учитель должен: доводить цели обучения до учащихся поощрять учащихся, указывая на то, что выполняется верно и хорошо подчёркивая успехи тем самым показывать, в каком направлении двигаться дальше при определении областей, требующие дальнейшего совершенствования, вовлекать учеников в качестве активных участников процесса демонстрировать глубокое убеждение в том, что каждый ученик способен улучшить свои результаты
BB/CFAS/06-04 Ученик достигает результата с помощью учителя. Ученик может совершать многократные попытки. Учитель может предлагать различные формулировки учебного задания до тех пор, пока задание не будет выполнено. Хорошая оценка – это хорошее обучение.
BB/CFAS/06-04 Оценка, способствующая обучению, требует внимательного планирования процесса преподавания и обучения.
BB/CFAS/06-04 Выполнение оценки следует рассматривать в качестве одного из основных профессиональных навыков учителя.
BB/CFAS/06-04 Оценку следует рассматривать в качестве постоянного и необходимого элемента взаимоотношений в классе.
BB/CFAS/06-04 Методы оценки должны учитывать важность мотивации учащихся.
BB/CFAS/06-04 Учащиеся должны понимать цели обучения и разделять стремление их достичь.
BB/CFAS/06-04 Учащиеся должны получать чёткие указания относительно того, что они достигли и того, как улучшить свои результаты.
BB/CFAS/06-04 Самооценка учеников Для того, чтобы промежуточная оценка была результативной, ученики должны быть обучены тому, как проводить оценку собственных результатов; это позволит им уяснить основные цели обучения и понять, что им нужно сделать для достижения результата.
BB/CFAS/06-04 Aктивное участие учащихся в оценке побуждать учеников слушать ответы на вопросы, которые дают их одноклассники; показывать учащимся существующие принципы обучения; обсуждать с учениками примеры удачного выполнения работы, соответствующего требуемым критериям (имена и фамилии учеников, работу которых обсуждают, не называются) предлагать для анализа примеры неудачно выполненной работы (без указания имен и фамилий), не соответствующей требуемым критериям, чтобы определить шаги, позволяющие обеспечить соблюдение этих критериев.
BB/CFAS/06-04 «Мы просматриваем работы друг друга и предлагаем, как можно улучшить их. Знакомишься с мнением учителя и других учеников, а не только руководствуешься собственным»
BB/CFAS/06-04 Ученикам следует помогать в формировании навыков и привычки к самоанализу, чтобы они могли использовать самоконтроль.
BB/CFAS/06-04 Планирование прогресса ученика
BB/CFAS/06-04 Для того, чтобы успешно планировать прогресс, учителю необходимо: иметь чёткое представление о конкретных трудностях в обучении, которые испытывает каждый ученик
BB/CFAS/06-04 планировать последующие шаги в процессе преподавания, чтобы преодолеть такие индивидуальные трудности;
BB/CFAS/06-04 определять цели обучения, обеспечивающие прогресс, в национальной учебной программе;
BB/CFAS/06-04 вести тщательный и конкретный учёт индивидуальных достижений учеников;
BB/CFAS/06-04 использовать результаты такого учёта для разработки и планирования программы преподавания.
BB/CFAS/06-04 Варианты организации работы в классе
BB/CFAS/06-04 Гибкость в организации урока и применение разных стилей преподавания делает оценку эффективнее и облегчает её проведение.
BB/CFAS/06-04 Организация работы в классе: модель 1 Класс заниматся математикой, но ученики разбиты на 3-4 группы. Каждая группа выполняет задание, которое подобрано с учётом уровня образовательных достижений учеников, входящих в группу. В этой модели используется дифференцированная учебная программа. Учитель может начать урок, обратившись ко всему классу. Затем учитель распределяет своё внимание между группами и помогает отдельным ученикам.
BB/CFAS/06-04 Организация работы в классе: модель 2 Класс делится на группы, выполняющие 3-4 разных задания в рамках сбалансированной учебной программы. Учитель плотно работает с одной из групп, осуществляя контроль за работой в других.
BB/CFAS/06-04 Организация работы в классе: модель 3 Многие ученики выполняют задания по собственному выбору из плана урока, предложенного учителем. Такая модель даёт учителю возможность в большей степени использовать индивидуальный подход в работе с учениками.