МКДОУ детский сад 28 «Ягодка» «ИГРА как средство социализации дошкольников» Подготовила: Копытцева Елена Германовна,воспитатель Iкатегории
Общая характеристика игры дошкольника ИГРА – самоценная деятельность для дошкольника; ИГРА – деятельность не обязательная, не связанная с достижением утилитарных целей; ИГРА – деятельность, доставляющая удовольствие.
ИГРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ДЕТСКОЙ ИГРЫ Почему игра является социально-педагогическим феноменом культуры общества?
ДЕТСТВО – ПЕРИОД ИГРЫ ИГРА – эта центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов ; ИГРА – служит средством реализации стремлений детей участвовать в жизни взрослых ; ИГРА – отражение конкретной эпохи и конкретного период развития общества; ИГРА - часть общечеловеческой культуры (обогащает опыт, развивает, обучает, воспитывает, социализирует); ИГРА - специфический фактор всего, что окружает людей в мире.
ДЕТСТВО – ПЕРИОД ИГРЫ ИГРА – адекватная модель культуры, изменяется, наполняется конкретным социальным содержанием, когда меняется сама культура общества.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.С. Макаренко, Ф.И. Фрадкина, Д.В. Менджерицкая и др. К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.С. Макаренко, Ф.И. Фрадкина, Д.В. Менджерицкая и др. А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР Творческие игрыИгры с правилами Сюжетно-ролевыеДидактические словесные, на наглядном материале, музыкальные Игры – драматизации, режиссёрские игры, театрализованные игры, строительно- конструктивные игры Народные хороводные, подвижные Игры на темы литературных сюжетов Подвижные с сюжетом, спортивные Игра-экспериментирование, Компьютерные игры. Игры с фиксированными, открытыми правилами; Игры со скрытыми правилами
МЕСТО И РОЛЬ ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ «Игра, как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения» «Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира». С.А. Шмаков.
Значимость игры в педагогическом процессе ДОУ ИГРА – средство развития личности; ИГРА – средство развития личности; ИГРА – средство общения; ИГРА – средство общения; ИГРА – форма организации детского общества; ИГРА – форма организации детского общества; ИГРА – способ обучения и самообучения; ИГРА – способ обучения и самообучения; ИГРА – средство коррекции развития ребёнка; ИГРА – средство коррекции развития ребёнка; ИГРА – диагностическое средство; ИГРА – диагностическое средство; ИГРА – психотерапевтическое средство. ИГРА – психотерапевтическое средство.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА – КОРОЛЕВА ИГР развивает потенциальные возможности детей; развивает потенциальные возможности детей; имеет решающее значение для психического развития ребёнка; имеет решающее значение для психического развития ребёнка; является формой моделирования ребёнком социальных отношений; является формой моделирования ребёнком социальных отношений; обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр. обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр.
ХАРАКТЕРИСТИКИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ её суверенность; её суверенность; автономность; автономность; самостоятельность; самостоятельность; свобода; свобода; экспериментальность; экспериментальность; творчество (импровизация); творчество (импровизация); наличие высокого эмоционального напряжения; наличие высокого эмоционального напряжения; самобытность. самобытность.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ воспитатель играет вместе с детьми; воспитатель играет вместе с детьми; развёртывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение; развёртывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение; ролевое поведение ребёнка сразу ориентируется на партнёра ролевое поведение ребёнка сразу ориентируется на партнёра
ОТБОР И ПОСТРОЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА средства решения познавательных и творческих задач; средства решения познавательных и творческих задач; подбор содержания, на котором эти средства усваиваются более эффектно. подбор содержания, на котором эти средства усваиваются более эффектно.
СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ Цепочка условных действий с предметами Цепочка специфически ролевых взаимодействий Последовательность разнообразных событий
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ 1 ЭТАП: 1г. – 2г.6 мес. Усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями 2 ЭТАП: 2г.6 мес. – 4г. 6 мес. Усвоение ролевого поведения ( ролевых отношений и взаимоотношений) 3 ЭТАП: 4г. 6 мес. – 7 лет Усвоение способов построения сюжета
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ уровня игровой деятельности ИГРОВЫЕ УМЕНИЯ СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИГРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ уровня игровой деятельности РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ УСЛОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ КОМБИНИРОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ СОБЫТИЙ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ «МНОГОТЕМНЫЕ» СЮЖЕТЫ
УРОВНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ детей в совместных играх ОСНОВНОЙ ОСНОВНОЙ ОСНОВНОЙ ПРЕДМЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – СЮЖЕТНО-ОБРАЗНЫЕ ИГРУШКИ ОСНОВНОЙ МОМЕНТ ОРГАНИЗУЮЩЕГО ИГРОВОГО ВЗВАИМОДЕЙСТВИЯ – ПРАВИЛА РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – СОГЛАСОВАННОЕ ПОСТРОЕНИЕ СЮЖЕТА ИГРЫ
УРОВНИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1, 5 – 3 года. Условные действия с игрушками и предметами- заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстниками 3 – 5 лет. Умение принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступая в ролевое взаимодействие с партнёром-сверстником. 5 – 7 лет. Умение развёртывать в игре разнообразие по последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2- 3 партнёров – сверстников. Реализовывать события через ролевые взаимодействия и предметные действия.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ в игровой деятельности МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ: ИЗ-ЗА ИГРУШЕК СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ: ЧАЩЕ ИЗ-ЗА РОЛЕЙ СТАРШИЙ ВОЗРАСТ: ОСНОВНЫЕ КОНФЛИКТЫ ПО ПОВОДУ ТОГО «БЫВАЕТ ТАК ИЛИ НЕ БЫВАЕТ»
Вариативность подходов к проектированию ПРС: Центр сюжетно ролевой игры. Активная зона детской деятельности Рабочая зона детской деятельности Спокойная зона детской деятельности Центр книги, куда включается книжный уголок и все игры, и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма. Сюда же включены и театрализованные игры. Центр науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами. Центр строительно-конструктивных игр, в котором размещены альбомы со схемами, картинки, строительный материал, конструкторы. Центр математики (игротека), куда входит занимательный математический материал (задачи на смекалку, головоломки, и др.). Центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы
Дайте детству состояться! Дайте детству наиграться!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!