«Подростки жалуются, что им нечем заняться, но, тем не менее, это не мешает им отсутствовать дома всю ночь» Арт Бухвальд
«Воспитывай отрока по пути его» Отрочество (13-15 лет) и юность (до 18 лет) – для всей семьи трудное время. Грани этих периодов размыты, условны. Некоторые уже достигли половой зрелости, другие находятся в середине процесса созревания.
Резкое увеличение роста и веса. Начало полового созревания. Бурное протекание и смена эмоций.
«Кризис независимости» Негативизм Упрямство Грубость Бунтарство Стремление во всем поступать по-своему Противостояние авторитетам Ревностное отношение к личному пространству
«Кризис зависимости» Чрезмерное послушание Возврат к детским интересам и формам поведения Зависимость от взрослых Несамостоятельность Инфантильность в суждениях и поступках Подчинение мнению большинства Стремление быть «как все»
Появление интереса к своему внутреннему миру Бурное развитие критического мышления Потребность в близких отношениях и признании окружающих Повышенный интерес к собственной внешности Стремление к независимости и свободе Группирование со сверстниками Повышенный интерес к сексу и взаимоотношениям полов Потребность в уединении Потребность в личном пространстве и ревностное отношение к нему Резкость суждений Ранимость в сочетании с показной холодностью
Типы семей: 1. Семьи, в которых близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. 2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. 3. Семьи, где большее внимание уделяется учебе и бытовым проблемам. 4. Семьи, где ребенку не доверяют, применяют рукоприкладство. 5. Семьи с критической обстановкой.
Родители! Помните, что вы тоже люди. Дайте себе отдохнуть. Не требуйте от себя невозможного. Не всегда старайтесь сделать «как лучше». Подумайте, к чему это может привести. Будьте великодушны: помогите своим детям найти с вами общий язык. Любите друг друга. Не стесняйтесь говорить об этом, научитесь выражать свою любовь словами.
Типы конфликтов: 1. Конфликт неустойчивого родительского восприятия. 2. Диктатура родителей. 3. Мирное сосуществование – скрытый конфликт. 4. Конфликт опеки 5. Конфликт родительской авторитетности.
Как погасить конфликт Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Не давайте ребенку отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Предложите ребенку высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию. Держитесь твердо в позиции спокойной уверенности. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Замолчите первым. Уходя, не хлопайте дверью. Говори, когда партнер остыл.
Стили семейного воспитания
Авторитарный стиль «Автократический», «диктат», «доминирование» – все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Демократический стиль «Авторитетный», «сотрудничество» – родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Попустительский стиль «Либеральный», «снисходительный», «гипоопека» – ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение или нежелание руководить детьми.
Хаотический стиль «Непоследовательное руководство» – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
Опекающий стиль «Гиперопека» – концентрация внимания на ребенке, стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы.
Как решить основные проблемы родителям, воспитывающим ребенка-подростка Наши дети растут – растут и проблемы, связанные с их воспитанием. Из маленького «нехочухи» ребенок превратился в подростка, который уже сам учит нас жить и своим поведением частенько ставит родителей в тупик.
Проблема 1. «Мой ребенок меня не СЛЫШИТ» Правило 1. Обращаясь к ребенку, говорите МЕНЬШЕ, а не БОЛЬШЕ. Правило 2. Говорите вежливо, доброжелательно и ….ТИХО. Правило 3. Будьте внимательным слушателем, не отвлекайтесь, когда ребенок вам что-то рассказывает. Правило 4. Если вы очень сильно раздражены, разговор начинать не стоит. Правило 5. Прежде чем что-то сказать, установите ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ с ребенком. Правило 6. Чтобы ребенок успел переключить внимание на вас, делайте предупреждения.
Проблема 2. «Грубость, неуважение к старшим. Мой ребенок все время РАЗДРАЖЕН». Правило 1. Если ваш ребенок грубит, сразу же укажите ему на это. Направляйте свои замечания на поведение, а не на личность ребенка. Правило 2. Научитесь говорить с ребенком на равных. Правило 3. Разъясняйте ребенку, что правильно, а что нет, что можно, а что нельзя. Правило 4. Старайтесь не вступать в пререкания. Правило 5. Делайте ему замечания только с глазу на глаз.
Проблема 3. Мой ребенок все время врет». Правило 1. Предполагайте честность и требуйте правдивости. Правило 2. Попробуйте выяснить возможные причины обмана. Правило 3. Несмотря, что ваш ребенок уже большой, продолжайте объяснять ему, почему обманывать плохо. Правило 4. Старайтесь реагировать на преувеличение или искажение правды не слишком остро. Правило 5. Введите «штраф» за ложь.
Проблема 4. «Постоянное стремление к власти». Правило 1. Тщательно разберитесь в поведении подростка. Правило 2. Уловите момент, когда ребенок ведет себя правильно, и похвалите его. Правило 3. «Командирам» надо дать понять, что их поведение – неуважительное, а зачастую и причиняет боль. Правило 4. Объясните, что нужно соблюдать очередность. Правило 5. Объясните ребенку, что «командовать» также означает брать на себя ответственность за свои команды.
Советы родителям
Предлагаем родителям некоторые советы: Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте во все возникающие в его жизни сложности и помогайте развивать свои умения и таланты. Не оказывайте на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения. Уважайте право ребенка на собственное мнение. На вспыльчивость ребенка нужно отвечать сдержанностью.
Проявляйте тактичность, понимание, чуткость, особенно в оценке товарищей или объекта любви подростка. Владейте собой в любой ситуации, не поддавайтесь настроению подростка, не срывайтесь. Не трогайте личные вещи ребенка, не читайте переписку (смс, на компьютере и т.д.), дневник. Не подслушивайте телефонные разговоры. Оставляйте за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т.д. Не наказывайте физически, не унижайте.
Будьте для своих детей другом, советчиком, пусть в вашей семье царит взаимопонимание, доброта, радость, которых так хотят и ждут наши дети