Хронология развития информационных систем: Системы класса MRP (Material Requirement Planning - планирования материальных потребностей). Эти системы могут быстро подсчитать возможность выполнения нового заказа к нужному сроку при текущей загрузке производства. Во главе системы класса MRP стоит блок MPS (Master Production Scheduling) составления основного плана производства.
Системы класса MRPII (планирование производственных ресурсов - Manufacturing Resource Planning), основная суть которых сводится к тому, что прогнозирование, планирование и контроль производства осуществляется по всему циклу, начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой товара потребителю.
Систем класса ERP (Enterprise Resource Planning) - систем планирования ресурсов предприятия. Эти системы охватывают всю финансово-хозяйственную и производственную деятельность предприятия.
Важнейшими особенностями ERP- систем являются: Охват практически всех видов деятельности, всех бизнес-процессов предприятия, управление всеми ресурсами; Построение от "нужд производства". Т.е. первичным для ERP-систем является оптимизация производст- венных процессов, повышение эффективности производственной деятельности. Возможность управлять не только отдельным предприятием, но и корпорациями, холдингами, объединениями; Наличие в последних версиях полноценного доступа ко всем функциям через Интернет, присутствие подсистем управления цепочками поставок (SCM), управления отношениями с клиентами (CRM) и др.
В процессе управления деятельностью предприятия программный продукт класса ERP решает следующие основные задачи: поддержка разработки плановых (норма- тивных) данных по бизнес-процессам, хране- ние этих данных в хранилище (базе) данных (БД) и предоставление исполнителям бизнес- процессов; фиксация результатов бизнес-процессов и предоставление пользователям аналитичес- кой информации (например, сравнение плановых и фактических показателей и т.д.).
Следующий этап развития ИС будет ориентирован на интеграцию деятельности заказчиков и партнеров предприятия в его внутреннюю систему. Интернет позволяет предприятию взаимодействовать со всеми его контрагентами в совершенно новой среде, позволяющей предприятию контактировать напрямую с потребителем (Business-to-Consumer, B2C) или/и партнерами по бизнесу (Business-to-Business, B2B