О БИОЭТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ЧЛЕНОВ ЭТИЧЕСКИХ КОМИТЕТОВ Б.Г. ЮДИН профессор, член-корр. РАН, Представитель России в Руководящем комитете.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Этика клинических исследований Е.А. Вольская, ММА имени И.М. Сеченова XII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС МОО «ОБЩЕСТВО ФАРМАКОЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ» «СПРАВЕДЛИВОСТЬ,
Advertisements

Правовые основы проведения клинических исследований лекарственных препаратов в Российской Федерации М.Р.Сакаев Министерство здравоохранения и социального.
Проблемы этической экспертизы клинических исследований в России Елена Вольская, ответственный секретарь Межвузовского комитета по этике при Ассоциации.
Проблемы регистрации и клинических исследований в свете нового закона «Об обращении лекарственных средств» Завидова Светлана Ассоциация организаций по.
Конференция «Актуальные вопросы экспертизы и регистрации лекарственных средств» Октябрь 1, 2003, Москва ФГУ Научный центр экспертизы средств медицинского.
Взаимодействие Министерства здравоохранения Российской Федерации и НП «Национальная медицинская палата» Референт Правового департамента Минздрава России,
Региональная медико-фармацевтическая научно-практическая конференция и профессиональный конкурс «МЕДФАРМКОНВЕНЦИЯ-2006» г. Челябинск июня 2006.
Актуальные проблемы правового обеспечения наркологии Автор-составитель - Б.П. Целинский 2012 год.
Независимая медицинская экспертиза: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность Рабочей группы по разработке образовательной программы ( далее – Рабочая группа ) дошкольного образовательного.
Национальный стандарт «Надлежащая клиническая практика» Завидова Светлана, эксперт по правовым вопросам СПФО.
Комитет по этике. Принципы и деятельности. Выполнила: Джолдыбаева А.Е Магистрант 1-года обучения Факультет «Медицина» Проверила: Карибаева И.К.
Практический опыт реализации положений Федерального закона от ФЗ «О персональных данных» в повседневной банковской деятельности Казакевич.
Региональная медико-фармацевтическая научно-практическая конференция и профессиональный конкурс «МЕДФАРМКОНВЕНЦИЯ-2006» г. Казань апреля 2006 Организация.
Тема 1. Предмет, метод и система трудового права. Источники трудового права. Основные принципы правового регулирования труда.
Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Закон «Об образовании; Федеральный закон «Об основных.
О практике управления СРО с добровольным участием и взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти Генеральный директор СРО Ассоциации «СИЗ»
Общественный совет по защите прав пациентов Москва, сентябрь 2010 г.
Образовательная программа как нормативно- управленческий документ образовательного учреждения.
Тюменская региональная общественная организация ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЕСТРИНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬАССОЦИАЦИИ.
Транксрипт:

О БИОЭТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ЧЛЕНОВ ЭТИЧЕСКИХ КОМИТЕТОВ Б.Г. ЮДИН профессор, член-корр. РАН, Представитель России в Руководящем комитете по биоэтике Совета Европы Международная научная конференция "Этические вопросы проведения клинических исcледований лекарственных препаратов» Москва, 28 ноября 2011 г.

В соответствии со Ст.1 Дополнительного протокола к Конвенции о правах человека и биомедицине, касающегося биомедицинских исследований, главная цель этического регулирования биомедицинских исследований (включая клинические испытания лекарственных препаратов) – защита достоинства и индивидуальности каждого человека, соблюдение целостности и прочих прав и основных свобод в отношении любых исследований, включающих вмешательство в человеческий организм в области биомедицины.

Основные механизмы этического регулирования БМИ: -Информированное согласие испытуемого (или его законного представителя) – Конвенция по биоэтике Ст. 5-8, 16, 17; Дополнительный протокол о БМИ, Ст. 13, 14; Федеральный закон 61 «Об обращении лекарственных средств», Ст Экспертиза исследовательского проекта, проводимая независимым этическим комитетом (советом по этике) – Дополнительный протокол о БМИ, Ст. 9, 10; ФЗ 61, Ст. 17, ч. 1.

И проведение исследования, и участие в работе этического комитета (совета по этике) предполагает: -знание принципов и норм исследовательской этики; -умение применять их в конкретных ситуациях. Вопреки распространенным убеждениям, эти знания и умения обычно не являются ни прирожденными, ни самоочевидными. Их усвоение требует специальной подготовки, осуществляемой в форме учебных курсов, тренингов и т.п.

В разделе 5.A.4. «Руководства для членов исследовательских этических комитетов» говорится о необходимости не только первичного, но и непрерывного образования членов этических комитетов: «Члены ИЭК должны получать надлежащую и независимую первоначальную и последующую подготовку, необходимую для выполнения своих функций в ИЭК. Помимо общей для всех членов подготовки, необходимо адаптировать подготовительные курсы к потребностям отдельных членов.

Такая подготовка должна приводить, в частности, к четкому пониманию: - этических принципов и их применения в биомедицинских исследованиях; - постановки исследования и методов исследования; и - практических аспектов проведения исследования».

Количество проводимых в России и в мире биомедицинских исследований с течением времени быстро возрастает; они становятся всё более многообразными по целям, методам и объектам изучения. В соответствии с этим расширяется, становится все более разносторонней и их этико-нормативная база. Все это делает необходимым проведение регулярной переподготовки исследователей и членов этических комитетов в вопросах исследовательской этики.

В 2010 г. стало известно об исследованиях, которые проводились в Гватемале в гг. при поддержке Службы общественного здравоохранения США. Эти исследования, проводившиеся на испытуемых, принадлежащих к уязвимым категориям (заключенные, военнослужащие, пациенты психиатрической больницы, проститутки), включали намеренное инфицирование испытуемых венерическими заболеваниями.

После этого Президент Б. Обама поручил своей Комиссии по изучению биоэтических проблем провести тщательное расследование экспериментов, проводившихся в Гватемале в гг.; Наряду с этим Комиссии надлежало изучить существующие меры защиты участников исследований для определения того, насколько регулирующие документы федеральных органов США и международные стандарты обеспечивают должную охрану здоровья и благополучия участников научных исследований, поддерживаемых федеральным правительством.

Кроме того, Обама предписал Комиссии запросить мнение международных экспертов и проконсультироваться по этим вопросам с зарубежными коллегами. В свою очередь, Комиссия созвала Международную рабочую группу, в которую вошли эксперты по биоэтике и клиническим исследованиям из 10 стран, включая Индию, Уганду, Китай, Россию, Бразилию, Аргентину, Бельгию, Гватемалу, Египет и США. При этом каждый из приглашенных экспертов выступал не как представитель своей страны, а в личном качестве.

Всего состоялось три заседания Международной рабочей группы. Материалы этих заседаний опубликованы в книге «Research across borders», Wash., D.C., September Рабочая группа предложила ряд рекомендаций, одна из которых говорит об обязательности проведения этических тренингов для исследователей и членов этических комитетов. При этом ответственность за этическую подготовку исследователей и членов этических комитетов возлагается на спонсоров проводимых исследований.

Программы и курсы по этике биомедицинских исследований должны включать: -Основные международные (Конвенция по биоэтике Совета Европы и Дополнительный протокол к ней, касающийся БМИ; Хельсинкская декларация ВМА; подготовленные CIOMS «Международные руководящие принципы по этическим аспектам биомедицинских исследований на людях» и др.) и российские нормативные документы; -Анализ конкретных ситуаций (кейсов) из реальной исследовательской практики; -В настоящее время все более актуальной становится также проблематика ответственного проведения исследований (Responsible Conduct of Research).

Представляется, что в России должна быть выстроена система обязательной подготовки, переподготовки и сертификации исследователей и членов этических комитетов по вопросам исследовательской этики. Не менее важным было бы и установление четких механизмов взаимодействия этических комитетов разных уровней – от федерального до регионального и локального, а также их аккредитации и контроля за их деятельностью.

Спасибо за внимание! Thank you for attention!