ВИДЫ ПРОГРАММ: 1.Примерные программы; 2. Авторские программы 3. Рабочие программы.
Примерные программы -Это программы, утвержденные Министерством образования Российской Федерации; -Это рекомендательный документ- ориентир, который показывает один из возможных способов раскрытия содержания государственного стандарта; -На их основе создаются рабочие и авторские программы; - Не рекомендуются в качестве рабочих, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
Авторские программы -Создаются на основе примерных программ; - Создаются как коллективами, так и отдельными педагогами; -Проходят не только внутреннюю, но и внешнюю экспертизы; - Создается учебно - методический комплект.
Рабочие программы -Создаются на основе примерных программ; -Создаются на основе авторских программ; -Создаются для изучения: Предмета на расширенном уровне Предмета, не входящего в федеральный компонент (например «социальная психология» в профильном классе) Факультативных, элективных курсов.
Структура РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 1. Титульный лист; 2. Пояснительная записка; 3. Учебно-тематический план; 4. Содержание тем учебного курса; 5. Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета; 6.Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной).
Титульный лист содержит: Полное наименование образовательного учреждения; Гриф утверждения программы («Рассмотрено на заседании МО», дата рассмотрения, протокола; «Согласовано», зам. директора по УВР дата, подпись; «Утверждаю», директор ОУ, дата, подпись); Название учебного курса. Указание параллели, на которой изучается программа ФИО разработчика программы (одного или нескольких) Название города. Год составления программы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Одинцовская общеобразовательная школа 12 Утверждаю директор ОУ г. Согласовано зам.директора по УВР г. Рассмотрено на заседании М.О. протокол г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на учебный год Предмет: Классы: Учитель: ОДИНЦОВО 2009 год.
Пояснительная записка -Раскрывает статус документа; - Его структуру; - Общую характеристику учебного предмета; - Его место в базисном учебном плане; -Роль в формировании общеучебных умений и навыков.
Пояснительная записка содержит: В какую образов-ную область входит данный уч. предмет; Цели и задачи уч. предмета для каждой ступени обучения; Обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения; Общая хар-ка уч. процесса: методы, формы и ср-ва обучения; Методич. рекомендации по изучению раб. программы; Количество часов, выделяемое на изучение курса; Соотношение теоретической и практической части программы в общем объеме часов по курсу; Необходимо указать, какая программа послужила основанием для разработки; чем вызвано составление рабочей программы, корректировка авторской; Особенности с учетом контингента ОУ
Учебно-тематический план может быть представлен в виде таблицы, содержащей: 1. п/п 2. Наименование разделов и тем 3. Всего часов В том числе на: примерное количество часов на самостоятельные работы, лабораторно- практические работы, контрольные работы В нижней части таблицы часы суммируются (итого).
Содержание тем учебного курса Рекомендуется следующая последовательность изложения тем: 1. Название темы 2. Необходимое количество часов для ее изучения 3. Содержание учебной темы: основные изучаемые вопросы; практические и лабораторные работы, экскурсии и другие формы занятий.
Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета Учащиеся должны: - знать/понимать – перечень знаний; - уметь – владение конкретными умениями-навыками (анализировать, сравнивать и т.д.); - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Список литературы Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. 1. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания по основным вопросам, изложенным в программе. 2. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания по отдельным аспектам и проблемам курса. 3.Издания перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания (Альтов Г. С. И тут появился изобретатель. М., 1989).
Варианты использования и оформления рабочих программ: 1. Использование ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ для составления РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. В этом случае необходимы: Пояснительная записка с указанием внесенных изменений, учебника, учебных пособий; учебно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся.
2. Использование АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ (как правило, программы автора учебника).
3. Использование АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ с внесенными изменениями. В этом случае необходимы: Пояснительная записка, в которой указываются внесенные изменения, учебно-тематическое планирование.