Образовательные стандарты нового поколения Е. А. Колмыкова, заместитель директора по НМРИ
LOGO Чему и как учить? Студент Выпускник Специалист «Было» Образование- часть обще- человеческой культуры Педагог- новатор Студент «думающий» Знания «Будет» Образование- сфера услуг Педагог- технолог Студент «добывающий информацию» Практический опыт Рынок труда ОУ
LOGO Новые подходы, новые методы, новые технологии Образовательный стандарт нового поколения Вместо ЗУН и дидакт. ед. Компетенции Профессио- нальные модули Индивид. подход к обучен. Нацеленность на работодат. Вместо специальн. дисциплин Вместо группового обучения Динамика Учебн. пл. Практика и диплом. проект 30%-40% свободы ОУ
LOGO Словарь новых терминов Объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие. Область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении. Основные виды профессиональной деятельности – профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы. Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Профессиональный модуль – часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к заданным ФГОС результатам образования, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов деятельности. Междисциплинарный курс – система знаний, умений и практического опыта, отобранная на основе взаимодействия содержания отдельных учебных дисциплин с целью внутреннего единства образовательной программы профессионального модуля.
LOGO Словарь новых терминов Основная профессиональная образовательная программа по специальности среднего профессионального образования – совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Результаты обучения – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования. Учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение знаний, освоение умений и формирование компетенций в соответствующей сфере профессиональной деятельности.
LOGO Программа разработки проектов стандартов Исследование области востребованности выпускников Выявление недостатков действующих образовательных стандартов Изучение профессиональных стандартов Формирование технического задания на разработку проекта ФГОС Разработка и рецензирование квалификационных характеристик Формирование профессиональных модулей и технологической карты новой специальности Проект ФГОС Содержательная часть Перечень лабораторий, кабинетов, полигонов, тренажеров, студий, бизнес-инкубаторов Портфель достижений выпускника Электронные ресурсы Примерный учебный план
LOGO Формирование «Характеристики профессиональной деятельности выпускника» Область профессиональной деятельности Объекты профессиональной деятельности Общие и профессиональные компетенции Квалификацион- ная характерис- тика специалиста Виды профессиональной деятельности Выбирается из профстандарта
LOGO И наконец … Некоторые выводы выводы B E C D A Заинтересован- ность в форми- ровании проф- стандартов Повышение квалификации Привлечение работодателя к участию в учебном процессе Диплом как вид производствен. деятельности Мобильные программы производствен- ной практики