Перспективные технологии информационного комплекса IndorInfo/Road Сарычев Дмитрий Сергеевич, к.т.н., ООО «ИндорСофт» Семинар РАДОР «Базы дорожных данных – опыт разработки и применения органами управления дорожным хозяйством», 7-8 ноября 2007
2 Основные направления 1. Построение единой инфраструктуры дорожных данных для использования в различных отраслях народного хозяйства 2. Построение многоуровневого информационного пространства для всех субъектов дорожной отрасли 3. Построение единого механизма предоставления информационных сервисов в области дорожного хозяйства 1.1. Базовая информация: полный каталог автомобильных дорог, их расположения, сегментирование и топология, пространственная привязка всех осей дорог 1.2. Интеграция с инфраструктурой пространственных данных (ИПД) 1.3. Использование базовой информации как «каркаса» для привязки к нему всех дорожных данных 4. Применение перспективных технологий автоматизации сбора дорожных данных 2.1. Унифицированная информационная модель дорожных данных с привязкой объектов к пространственно-топологической структуре дорожной сети 2.2. Выделение подмножеств для задач дорожных организаций разных уровней 2.3. Разработка регламентов и механизмов обмена данными 3.1. Разработка механизмов предоставления данных из разных источников для онлайн-сервисов (навигация, трафик, метеоусловия и пр.)
3 Европейский опыт Европейская инициатива EuroRoadS, реализующая элементы INSPIRE: Стандартизация механизмов представления информации о пространственно-топологической структуре дорог (модель дорожной сети) Европейская инициатива INSPIRE: Гармонизация пространственных данных, создание инфраструктуры ПД, стандартизация моделей в различных областях Система международных стандартов ISO 191xx (ISO/TC211): Разработка и принятие международных стандартов хранения и представления пространственных данных. В основном за основу берутся разработки OGC Международный консорциум OGC (Open Geospatial Consortium): Разработка открытых стандартов представления пространственных данных
4 IndorInfo/Road версия 4 Информационный комплекс автомобильных дорог нового поколения Основан на разработке IndorInfo/Road 3.0 Интегрирует банк данных по автомобильным дорогам и искусственным сооружениям, набор стандартных аналитических функций, геоинформационную систему, подсистему импорта данных из дорожных лабораторий, подсистему планирования содержания, подсистему учёта работ и дефектов Модель банка данных разработана с учётом требования наличия темпоральности объектов, пространственно-топологических данных о структуре дорожной сети и привязкой прочих объектов и событий к элементам этой структуры.
5 Концептуальные элементы База данных, представляющая координатную привязку осей дорог и топологические связи в соответствии со стандартами EuroRoadS Привязка всех данных по автомобильным дорогам и ИССО к модели оси дороги Хранение пространственных данных по стандартам ISO/TC211 (в разработке) Поддержка стандартов INSPIRE для представления данных из базы в стандартных форматах (в разработке) Web- сервисы Навигация Прикладные дорожные задачи Поддержка механизма версий как для пространственных, так и для атрибутивных данных (в разработке)
6 Единая инфраструктура База данных IndorInfo/Road и механизмы интеграции контентов: реализация принципов EuroRoadS Инфраструктура представления распределённых дорожных данных: многоуровневые метаданные (каталогизация данных), поиск данных, стандартизованное представление данных (контент), позволяющее единообразно использовать их для информационных сервисов реализация принципов INSPIRE
7 Контенты и сервисы Реализация стандартов по представлению унифицированных данных позволяет реализовать «бесшовную» структуру по использованию данных из разных источников Концептуальное разделение базовых данных, информации и сервисов позволяет использовать сервисы от различных поставщиков, наращивать функциональность для клиентов без необходимости изменения структур базовых данных и сложившейся инфраструктуры консолидации дорожных данных
8 Архитектура комплекса Внутренняя архитектура комплекса: 3 уровня для специализированных клиентов; 4 уровня для «тонких клиентов» Внешняя архитектура инфраструктуры данных: горизонтальная и вертикальная репликация, пакетный обмен данными, связь с государственной инфраструктурой ПД, с европейской инфраструктурой дорожных данных
9 Многоуровневость 1 уровень, подрядчики: использование централизованной информации об объектах деятельности и планах работ; учёт выполнения работ и предоставление результатов 2 уровень, Управления АД: ведение всех дорожных данных об объекте управления; планирование и учёт содержания и строительства; управление эксплуатацией сети автомобильных дорог 3 уровень, Дорожное агентство РФ: Консолидация интегральной информации о сети дорог; укрупнённое планирование; контроль выполнения целевых программ; анализ состояния, планирование развития
10 Технологии сбора данных Важным элементом ускорения процесса наполнения и обновления БДД является применение современных технологий сбора и обработки первичных данных Точная ось дороги Микропрофиль Ровность Видеоряды Поперечный профиль Геометрия обустройства Автоматизация получения всех первичных дорожных данных о пространственном расположении и геометрических характеристиках Автоматизация получения первичных диагностических данных Сбор геометрически привязанных фотоснимков для дальнейшей дешифровки и атрибутивного описания
11 Функции: паспортизация+диагностика Ведение подробных технических паспортов автомобильных дорог, объектов обустройства и искусственных сооружений Ведение сведений по диагностике с привязкой к объектам дорожной сети Ведение сведений по земельным участкам под автомобильными дорогами, объектами обустройства и искусственными сооружениями Ведение дефектных ведомостей с привязкам к объектам дорожной сети
12 Функции: эксплуатация Планирование и учёт работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, объектов обустройства и искусственных сооружений Разработка схем организации дорожного движения Информационное обеспечение деятельности диспетчерских служб Учёт ДТП, классификация и анализ Согласование ведения работ в придорожной полосе Планирование движения большегрузных и негабаритных ТС
13 Функции: анализ Реализация широкого спектра стандартных отчётов и ведомостей согласно действующим ВСН; формирование стандартных карточек и паспортов ИССО; формирование чертежей, карт, линейных графиков Наличие мощного инструмента по созданию пользовательских запросов по различным критериям, в том числе темпоральным; полученные выборки объектов могут быть использованы для формирования стандартных и настраиваемых отчётов, а также подсвечиваться на карте дорожной сети
14 Функции: ГИС Представление дорожной сети, объектов обустройства и ИССО в виде топологической сети на карте местности с требуемой детализацией в требуемой СК Подключение атрибутивного описания объектов дорожной сети к отображаемым фигурам на карте Отображение событий, работ (планируемых и проводимых) на карте местности «Видеонавигация» и «проезд» по дорогам на карте с отображением соответствующих видеорядов
15 Выводы и предложения 1. Принятие существующих европейских технологий (EuroRoadS) позволит быстро построить стабильную инфраструктуру дорожных данных, отвечающую всем требованиям прикладных задач. 3. РАДОРу необходимо совместно с разработчиками БДД изучить опыт EuroRoadS и рекомендовать Росавтодору принять отраслевые стандарты на модели и форматы обмена дорожными данными. 4. Уже сейчас разработчикам БДД необходимо закладывать в свои продукты ключевые элементы EuroRoadS: топологическая модель сети дорог; темпоральность (временные срезы) для всех объектов дорожной сети; представление оси дороги в геоцентрической системе координат; использование глобальных уникальных идентификаторов для всех объектов; система правил для стыковки разных дорожных сетей на их границах. 2. Росавтодору необходимо разработать нормативную базу для принятия «правил игры», обеспечивающих демонополизацию и расширение рынка программных решений для дорог всех форм собственности, рынка базовых дорожных данных и рынка сервисных информационных услуг.
Уважаемые коллеги, благодарим за внимание! Сарычев Дмитрий Сергеевич, к.т.н., ООО «ИндорСофт»