Институт государственного и муниципального управления «Реализация Федерального закона от 27 июля 2010 года 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органами исполнительной государственной власти области и органами местного самоуправления области: промежуточные итоги и перспективы» Вологда 20 декабря 2011 года Микурова Анна Викторовна начальник отдела мониторинга управленческих процессов Департамента государственной службы и кадровой политики области Тел: ,
Higher School of Economics 2 Основные направления регулирования Реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления Федерального закона от 27 июля 2010 года 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг: Переход к новой форме организации деятельности и порядка предоставления услуги (УЭК, электронные услуги); Создание необходимой нормативной правовой базы, юридически значимого взаимодействия Создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Организация межведомственного и межуровнего взаимодействияХ
Higher School of Economics 3 Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 года 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с последующими изменениями); Федеральный закон от 3 декабря 2011 года 383-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 года 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»; Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации); Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 г р (с изменениями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г р); Распоряжение Правительства РФ от 25 апреля 2011 года 729-р, утвердившее перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме; Распоряжение Правительства РФ от 17 марта 2011 года 442 «Об утверждении перечня документов (сведений), обмен которыми между органами и организациями при оказании государственных услуг и исполнении государственных функций осуществляется в электронном виде»; Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2011 года 654-р «О базовых государственных информационных ресурсах» Нормативные правовые акты Российской Федерации
Higher School of Economics 4 Закон области от 22 ноября 2011 года 2651-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Вологодской области»; постановление Губернатора области от 29 августа 2011 года 464 «О Совете по организации межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг в Вологодской области»; постановление Правительства области от 8 августа 2011 года 967 «О программе мероприятий по снижению административных барьеров и повышению доступности государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, на годы в Вологодской области»; постановление Правительства области от 20 сентября 2010 года 1060 «О Правилах межведомственного электронного взаимодействия между органами исполнительной государственной власти Вологодской области»; постановление Правительства области от 1 августа 2011 года 939 «Об утверждении плана мероприятий по переходу на межведомственное информационное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг в Вологодской области»; распоряжение Губернатора области от 24 августа 2011 года 1839-р «О внесении изменений в распоряжение Губернатора области от 11 мая 2011 года 955-р» Правовые акты Вологодской области, регулирующие организацию межведомственного информационного взаимодействия
Higher School of Economics 5 В соответствии с Федеральным законом все услуги разделены на 3 категории: 1.1. Государственные услуги и муниципальные услуги: 1. Общие вопросы организации предоставления услуг Государственные услугиМуниципальные услуги Предоставляется: - органом государственной власти; - органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации предоставляется органом местного самоуправления осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований
Higher School of Economics Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), и подлежащие включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 года 729-р, утвердившее перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме; Постановление Правительства области от 9 сентября 2011 года 1095 «Об утверждении перечня услуг, оказываемых в Вологодской области государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных и муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме»: Прием заявок от граждан на предоставление социального обслуживания на дому 1. Общие вопросы организации предоставления услуг
Higher School of Economics Услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг: постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года 352 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание» постановление Правительства области от 18 апреля 2011 года 398 «Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг органами исполнительной государственной власти области и оказываются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг органов; постановление Правительства области от 11 апреля 2011 года 328 «Об утверждении порядка определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг органами исполнительной государственной власти области и оказываются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг органов исполнительной государственной власти области» Органам местного самоуправления области необходимо принять аналогичные нормативные правовые акты 1. Общие вопросы организации предоставления услуг
Higher School of Economics 2.1. Регламентация и стандартизация предоставления муниципальных услуг 2.1. Необходимо до 1 апреля 2011 года: утвердить порядок разработки административных регламентов предоставления муниципальных услуг; утвердить порядок и случаи проведения экспертизы проектов административных регламентов; определить ОМСУ, уполномоченный на проведение экспертизы; утвердить план-график разработки и утверждения административных регламентов; 2.2. До 1 июля 2011 года утвердить административные регламенты предоставления муниципальных услуг
Higher School of Economics 2.2. Результаты формирования нормативной правовой базы на муниципальном уровне Наименование НПАУтверждены НПАНе утверждены НПА порядок разработки административных регламентов 28 муниципальных образований (100%) Требуется приведение в соответствие с постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 года 373 и постановлением Правительства области от 1 августа 2011 года порядок и случаи проведения экспертизы проектов административных регламентов 27 муниципальных образований Вашкинский Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг 11 муниципальных образований Бабушкинский, Кадуйский, Вашкинский, Вожегодский, Шекснинский, Белозерский, Кичменгско-Городецкий, Сокольский, Череповецкий, Междуреченский, Сямженский, Никольский, Усть- Кубинский, Харовский, Чагодощенский, г. Череповец план-график разработки и утверждения административных регламентов 24 муниципальных образования Вашкинский, Междуреченский, Сямженский, Белозерский порядок определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными 13 муниципальных образований Бабушкинский, Кадуйский, Вашкинский, Вожегодский, Белозерский, Кичменгско- Городецкий, Вытегорский, Череповецкий, Никольский, Усть-Кубинский, Харовский, Чагодощенский, г. Череповец, г. Вологда, Вологодский
Higher School of Economics 10 Обеспечить общедоступность информации о государственных услугах (функциях) и способах их получения (исполнения) с использованием Единого портала государственных (муниципальных) услуг, центров коллективного доступа, центров телефонного обслуживания. I этап Предоставить заявителю возможность заранее подготовиться к визиту в соответствующую организацию в целях получения государственной (муниципальной) услуги II этап Избавить заявителя от необходимости посещения соответствующей организации при подаче документов для предоставления государственной (муниципальной) услуги III этап Обеспечить возможность мониторинга сведений о ходе предоставления государственной (муниципальной) услуги IV этап Обеспечить возможность получения заявителем результата предоставления государственной (муниципальной) услуги без обращения в соответствующую организацию V этап Реестр госуслуг Порталы госуслуг и ИОГВ Бланки, формы примеры документов Учетная система Блок-схемы оказания услуг в электронном виде Система идентификации Заявителя СЭД ИОГВУЦ для ЭЦП УЭК Этапы зрелости электронной услуги
Higher School of Economics 3.1. Размещение сведений о муниципальных услугах на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) созданы 28 реестров муниципальных услуг (функций); заключены соглашения с 28 муниципальными образованиями о взаимодействии при размещении сведений на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) области (www. gosuslugi.gov35.ru) проведены двухдневные обучающие практические семинары для специалистов 28 муниципальных районов и городских округов области - до 1 апреля 2011 года утвердить порядок формирования реестра муниципальных услуг; - до 1 июля 2011 года разместить сведения о муниципальных услугах на Едином портале 11
Higher School of Economics 3.2. Размещение сведений о муниципальных услугах на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) На Портале государственных и муниципальных услуг области размещены сведения о: 239 – государственных услугах; 296 – муниципальных услугах Великий Устюг, Череповецкий район, Вологодский район, Тотемский район – Молодцы!! Необходимо усилить работу: Сямжа, Никольск, Тарнога, Усть- Кубинский район (карточки органов, Шексна, Междуречье, Устюжна, Кадуй, Вытегра, Вашки) 12 Вологодский серверЧереповецкий сервер На доработке длительное время: Новые карточки не отработаны ОМС У 7080
Higher School of Economics Данные о размещении сведений в реестрах муниципальных услуг (функций) и Портале государственных и муниципальных услуг (функций) области Наименование муниципального образования Количество услуг на Портале (по сравнению с мартом 2011 года) Наименование муниципального образования Количество услуг на Портале (по сравнению с мартом 2011 года) г. Череповец 25/37 Чагодощенский 10/0 г. Великий Устюг 48/14 Шескнинский 1/01/0 г. Вологда 28/12 Бабушкинский 1/01/0 Череповецкий 30/8 Верховажский 15/0 Вашкинский 9/39/3 Нюксенский 11/0 Сокольский 16/2 Вытегорский 1/01/0 Бабаевский 2/12/1 Усть-Кубинский 7/07/0 Сямженский 11/1 Никольский 9/0 Тарногский 11/1 Тотемский 22/0 Грязовецкий 10/010/0 Вожегодский 10/0 Кадуйский 1/01/0 Харовский 10/0 Кирилловский 0/00/0 Вологодский 42/0 Междуреченский 0/00/0 Белозерский 0/0 Устюженский 9/09/0 Кичм-Городецкий 10/0
Higher School of Economics 4.1. Переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде Необходимо: Утвердить план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронном виде; До 1 июля 2012 года обеспечить приведение муниципальных нормативных правовых актов по вопросам оказания государственных и муниципальных услуг в соответствие с федеральным законодательством, в том числе в части устранения норм, препятствующих принятию от заявителя документов (информации) в электронном виде; создать техническую инфраструктуру для предоставления муниципальных услуг в электронном виде 14
Higher School of Economics 4.2. Результаты работ по переводу в электронный вид государственных и муниципальных услуг Наименование услугиТип услугиМуниципалитет Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады) муниципальнаяЧереповец Зачисление в образовательные учреждениямуниципальнаяЧереповец Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках муниципальнаяЧереповец Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства региональная муниципальная Вологодская область Череповец Подготовка и выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатациюрегиональная муниципальная Вологодская область Череповец Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения муниципальнаяВологодская область Череповец Прием и выдача документов о государственной регистрации рождения, заключения брака, отцовства государственнаяВологда Выдача удостоверения «Ветеран труда Вологодской области» и назначение ежемесячной денежной выплаты государственнаяВологодская область Присвоение звания «Ветеран труда Вологодской области»государственнаяВологодская область
Higher School of Economics Межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных услуг Органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами. Закон вступает в силу для федеральных органов исполнительной власти – с 1 октября 2011 года, для региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления – с 1 июля 2012 года. Количество требуемых с заявителя документов
Higher School of Economics Межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных услуг С 1 июля 2012 года установлен запрет требовать от заявителя предоставления информации (документов), которые находятся в распоряжении другого органа власти В области для предоставления государственных услуг в рамках межведомственного информационного взаимодействия необходимо реализовать следующие мероприятия: -организационные; -формирование нормативной правовой базы; -создание технической инфраструктуры; - информирование населения
Higher School of Economics Организационные мероприятия межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг 1.1. Утвержден План перехода на межведомственное информационное взаимодействие (1 августа 2011 года); 1.2. Костыгов Н.В. определен должностным лицом, ответственным за координацию вопросов по организации межведомственного информационного взаимодействия; 1.3. Определены органы исполнительной государственной власти, ответственные за организацию: Комитет информационных технологий и телекоммуникаций области (создание технической инфраструктуры); Департамент государственной службы и кадровой политики области (организация формирования нормативной правовой базы и методологическое сопровождение); 1.4. Создан координационный орган – Совет по вопросам межведомственного взаимодействия (входят представители ТФ ФОИВ, ОИГВО, ОМСУ); 1.5. Определен перечень услуг с элементами межведомственного информационного взаимодействия (123) 1.6. Проводится обучение государственных гражданских служащих по вопросам межведомственного информационного взаимодействия
Higher School of Economics Формирование нормативной правовой базы межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг 1.1. Разработка технологических карт межведомственного информационного взаимодействия (разработаны 68 ТКМВ); 1.2. проведена инвентаризация НПА (Департаментом государственной службы и кадровой политики области согласованы планы внесения изменений в НПА); 1.3. принято 2 закона области, внесены изменения в 10 постановлений Правительства области; Задачи: ОИГВО необходимо: до 1 января 2012 года: а) завершить разработку ТКМВ; б) внести изменения в 27 нормативных правовых актов области до 1 февраля 2012 года – внести изменения в административные регламенты предоставления услуг
Higher School of Economics Создание технической инфраструктуры межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг Орган исполнительной государственной власти области, ответственный за организацию создания технической инфраструктуры системы межведомственного электронного взаимодействия - Комитет информационных технологий и телекоммуникаций области Задачи: ОИГВО и Комитету информационных технологий и телекоммуникаций области необходимо в срок до 1 марта 2011 года завершить создание технической инфраструктуры межведомственного информационного взаимодействия
Higher School of Economics Информирование населения о новых возможностях при получении государственных услуг Советом по вопросам межведомственного информационного взаимодействия одобрена Концепция информирования населения о требованиях Федерального закона от 27 июля 2010 года 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Задачи: Комитету информационной политики области, ОИГВО необходимо своевременно размещать информацию о новых возможностях в СМИ, официальных сайтах в сети Интернет
Higher School of Economics 22 Система контроля за реализацией межведомственного информационного взаимодействия 1. Мониторинг реализации Федерального закона от 27 июля 2011 года 210-ФЗ субъектами РФ осуществляется в еженедельном режиме Аппаратом Правительства РФ и Министерством экономического развития РФ 2. Контроль за реализацией Плана мероприятий по переходу на межведомственное информационное взаимодействие ОИГВО – Департаментом государственной службы и кадровой политики области
Higher School of Economics 23 Организация мониторинга выполнения мероприятий по переходу на межведомственное информационное взаимодействия Подход к мониторингу: Оценка выполнения плана мероприятий, Оценка работ на основе системы показателей, характеризующих выполнение мероприятий Уровни мониторинга: Правительство Российской Федерации: оценивается деятельность ФОИВ и субъектов Российской Федерации осуществляется еженедельная публикация результатов мониторинга на сайте Субъект Российской Федерации: оцениваются деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления необходимо осуществлять публикацию результатов мониторинга на информационных сайтах субъекта Российской Федерации, в региональных СМИ Инструмент мониторинга: Автоматизированная информационная система мониторинга: ввод данных о выполнении плана мероприятий, ввод значений показателей.
Higher School of Economics
25 1.С 1 января 2012 года установлена административная ответственность за нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (ст КоАП РФ); 2.Определены субъекты административной ответственности: - должностное лицо ФОИВ; - должностное лицо органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации; - сотрудник многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг 6.1. Изменения, внесенные Федеральным законом от 3 декабря 2011 года 383-ФЗ
Higher School of Economics Изменения, внесенные Федеральным законом от 3 декабря 2011 года 383-ФЗ Состав административного правонарушенияВид, размер Нарушение порядка предоставления государственной услуги, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков административный штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей Требование для предоставления государственных услуг, документов и (или) платы не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации административный штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей Нарушение должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению административный штраф в размере от 20 до 30 тысяч рублей
Higher School of Economics Установлена возможность досудебного (внесудебного) обжалования заявителем действий (бездействия) органа, должностного лица, либо государственного или муниципального служащего Предмет обжалования: 1)нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги; 2) нарушение срока предоставления государственной или муниципальной услуги; 3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги; 4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, у заявителя; 5) отказ в предоставлении государственной или муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами; 6) затребование с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами; 7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений Изменения, внесенные Федеральным законом от 3 декабря 2011 года 383-ФЗ
Higher School of Economics 28 Особенности подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Сроки рассмотрения жалобы: по общему правилу - 15 рабочих дней со дня регистрации; 5 рабочих дней – в случае отказа в приеме документов или исправлении ошибок; Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен Изменения, внесенные Федеральным законом от 3 декабря 2011 года 383-ФЗ
Higher School of Economics 29 Результат рассмотрения жалобы: 1) удовлетворение жалобы, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, либо органом, предоставляющим муниципальную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также в иных формах; 2) отказ в удовлетворении жалобы; 3). направление материалов в прокуратуру - в случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления 6.5. Изменения, внесенные Федеральным законом от 3 декабря 2011 года 383-ФЗ
Higher School of Economics 30 ОСОБЕННОСТИ: 1.Положения Федерального закона, устанавливающие порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 2 мая 2006 года 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;законом 2.В Российской Федерации создается федеральная информационная система досудебного (внесудебного) обжалования, которая является федеральной государственной информационной системой. Создание и функционирование федеральной информационной системы досудебного (внесудебного) обжалования регулируются федеральными законами и правовыми актами Правительства Российской Федерации Изменения, внесенные Федеральным законом от 1 июля 2011 года 169-ФЗ
Higher School of Economics МФЦ :«Простое решение сложных задач» «В качество государственных и муниципальных услуг необходимо инвестировать» В Российской Федерации должны быть созданы: в годах – 800 МФЦ; к 2015 году – 2, 5 тыс. МФЦ В перспективе - в каждом муниципалитете граждане должны иметь возможность получить услуги по принципу «одного окна» В Вологодской области – г. Никольск 31
Higher School of Economics Использование для идентификации гражданина («идентификационное приложение») Доступ к получению государственных и муниципальных услуг («федеральные» и «региональные» приложения в части госуслуг) Функции платежной банковской карты («банковское приложение») Дополнительные услуги иных организаций (по выбору гражданина - иные федеральные и региональные приложения) 5. Универсальная электронная карта
Higher School of Economics СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !