Семинар – практикум Первомайский район Составитель: Мансурова В.А.
Важную роль в повышении научно теоретического уровня воспитателей и в совершенствовании их профессионального мастерства играют семинары-практикумы по наиболее актуальным проблемам. Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педагогов к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают их общепедагогическую культуру.
В центре внимания семинара-практикума находятся не только теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки, что особенно ценно для роста профессионального уровня. Готовить и проводить семинар можно по-разному в зависимости от содержания темы и цели занятия. Семинары проводятся один раз в два-три месяца.
Определение Семинар (лат. seminarium – рассадник) – это особая форма групповых занятий по какой-либо проблеме при активном участии слушателей. Он предполагает коллективное обсуждение сообщения, доклада, выступления на определенную заданную тематику; предназначается для углубленного изучения темы.
Практикум – вид учебной работы, основанный на применении имеющихся знаний на практике. На первый план здесь выдвигается развитие умений пользоваться теорией на практике, связанных, однако, с постоянным приобретением новых теоретических сведений и углублением имеющихся. Во время занятий происходит также освоение практики преподавания путем обмена опытом между педагогами.
Семинар – практикум– это приложение теории к практике. Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. Г. Гегель
Семинар – практикум рассматривали и относили к наиболее эффективным формам методической работы К.Ю. Белая, Л.М. Волобуева, Л.М. Денякина, Е.В. Коротаева, Т.П. Колодяжная, Е.П. Милашевич, Л.В. Поздняк. В книге Буйловой Л.Н. и Кочневой С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей дается краткая характеристика семинаров, которые применяются в дополнительном образовании.
Цели семинара – практикума должны быть направлены на решение конкретных задач и отвечать принципам: - актуальности (связь с жизнью, ориентация на социальную значимость); - научности (соответствие современным научным достижениям); - целенаправленности (выделение главного).
Задачи направлены на: - углубление теоретической и практической подготовки педагогов; - осмысление практической значимости полученных теоретических знаний; -развитие творческой активности, обмен опытом.
Структура подготовки и проведения семинаров – практикумов * Выбор темы семинара – практикума. * Предварительная подготовка к семинару. -Специальные задания; -Изучение первоисточников. Семинары- практикумы состоят из двух частей: - теоретической (обсуждение проблемы, дискуссия, решение вопросов); - практической (открытые занятия, мероприятия).
Этапы проведения семинара - практикума: 1. Организационный (активизация деятельности); 2. Подготовительный (психологический настрой: приветствие, вступительное слово). 3. Основной (ознакомление с новыми знаниями, практическая деятельность). 4. Итоговый (подведение итогов, оценка работы, обратная связь).
Анализ положительных и отрицательных сторон Связь теории с практикой Не возможен без первичного шага, без рассмотрения теории. Предполагает участие всего коллектива Большая предварительная работа, задействованы все ресурсы Активная позиция всех участвующих педагогов Определяется стратегия от ожидаемого результата, какие изменения должны проявится в практике педагогического процесса Интеграция всех образовательных областей
Вариативность семинара – практикума -Деловая игра; -Диспут; -Занятия с элементами лекции; -Консультация; -Дискуссия; -Брифинг; -«Круглый стол»; -Эстафет педагогического мастерства.
Спасибо за внимание! Если ты что-то сделал без труда, ты сделал это неправильно. Дэн Браун.