Выдающийся музыкант, композитор, педагог… Аверий Аверий Матвеевич Матвеевич Токарев Токарев Презентацию выполнила библиотекарь Кашмашской ООШ Ершова Елена Николаевна
А. М. Токарев – из поколения чувашских композиторов, проявивших активность во многих жанрах музыкального творчества, особенно в создании инструментальной музыки крупных форм. А. М. Токарев – из поколения чувашских композиторов, проявивших активность во многих жанрах музыкального творчества, особенно в создании инструментальной музыки крупных форм. Он автор балета «Зора», пяти симфоний, трех сюит, двух увертюр, «Симфонических танцев», симфонической сказки «Сармантей», концертов для виолончели, кларнета, трубы, фортепиано, валторны с оркестром. Он автор балета «Зора», пяти симфоний, трех сюит, двух увертюр, «Симфонических танцев», симфонической сказки «Сармантей», концертов для виолончели, кларнета, трубы, фортепиано, валторны с оркестром. Им написано множество пьес. Он ярко проявил себя и в песенно- хоровой музыке. Автор семи музыкальных сборников. Им написано множество пьес. Он ярко проявил себя и в песенно- хоровой музыке. Автор семи музыкальных сборников.
Детство композитора Аверий Матвеевич Токарев родился 14 апреля 1918 года в д. Кашмаши Акрамовской волости в семье крестьянина- середняка. Окончив 7 классов Кашмашской школы, два года работал в родном колхозе. Аверий Матвеевич Токарев родился 14 апреля 1918 года в д. Кашмаши Акрамовской волости в семье крестьянина- середняка. Окончив 7 классов Кашмашской школы, два года работал в родном колхозе. Влечение к музыке испытывал с раннего детства, играл на балалайке и на гуслях. Влечение к музыке испытывал с раннего детства, играл на балалайке и на гуслях год. Токарев А. М. справа год. Токарев А. М. справа.
Годы учебы в Чувашском музыкальном училище С 1935 года по 1941 год учился в Чувашском музыкальном училище по классу контрабаса и одновременно ( с 1936 года) работал по этой специальности в Чувашском государственном симфоническом оркестре. С 1935 года по 1941 год учился в Чувашском музыкальном училище по классу контрабаса и одновременно ( с 1936 года) работал по этой специальности в Чувашском государственном симфоническом оркестре. Ему посчастливилось учиться у В.М.Кривоносова, И.В. Люблина, С. М.Максимова. Ему посчастливилось учиться у В.М.Кривоносова, И.В. Люблина, С. М.Максимова. 31 марта 1940 года
г.г. Служба в рядах Советской Армии С февраля 1942 года по июнь 1946 года находился в рядах Советской Армии: руководил духовым оркестром и красноармейской самодеятельностью при клубе отдельного учебно- мотоциклетного полка, а последние два года учился в Высшем училище военных дирижеров в Москве. С февраля 1942 года по июнь 1946 года находился в рядах Советской Армии: руководил духовым оркестром и красноармейской самодеятельностью при клубе отдельного учебно- мотоциклетного полка, а последние два года учился в Высшем училище военных дирижеров в Москве. 24 июня 1945 года как музыкант участвовал в параде Победы на Красной площади в Москве. 24 июня 1945 года как музыкант участвовал в параде Победы на Красной площади в Москве. После демобилизации работу в симфоническом оркестре совмещал с педагогической деятельностью: вел класс контрабаса в музыкальной школе С. М. Максимова. После демобилизации работу в симфоническом оркестре совмещал с педагогической деятельностью: вел класс контрабаса в музыкальной школе С. М. Максимова.
1951 – 1965 г.г. В 1951 году работал педагогом музыкального училища имени Ф. П. Павлова; В 1951 году работал педагогом музыкального училища имени Ф. П. Павлова; В 1959 – 1967 годах - артистом оркестра Чувашского музыкально- драматического театра; В 1959 – 1967 годах - артистом оркестра Чувашского музыкально- драматического театра; В 1962 – 1965 годах - преподавателем кафедры общественных профессий в Чувашском педагогическом институте. В 1962 – 1965 годах - преподавателем кафедры общественных профессий в Чувашском педагогическом институте год год. Коллектив педагогов музыкального училища имени Ф. П. Павлова.
г. г. В 1965 – 1978 годах работал в Чебоксарской детской музыкальной школе 1 имени С. М. Максимова преподавателем теоретических дисциплин. В 1970 году состоялся 41 выпуск музыкальной школы имени Максимова. На фотографии А. М. Токарев среди выпускников школы.
Первые сочинения Первыми сочинениями А. М. Токарева были: Первыми сочинениями А. М. Токарева были: сольные песни «Кунсем урлă, çулсем урлă», «Сăпка юрри», «Мĕншĕн, савни, эс килмерĕн»; сольные песни «Кунсем урлă, çулсем урлă», «Сăпка юрри», «Мĕншĕн, савни, эс килмерĕн»; сочинение для смешанного хора – сочинение для смешанного хора – «Песня о Чапаеве»; «Песня о Чапаеве»; 3 песни для детей дошкольного возраста; 3 песни для детей дошкольного возраста; пьесы для виолончели – «Жалобная», «Девичья песня», «Ухрăм карăм» (чувашская народная песня). пьесы для виолончели – «Жалобная», «Девичья песня», «Ухрăм карăм» (чувашская народная песня).
Известные песни «Çĕн çĕре», «Пирĕн ял каччи», «Çĕн çĕре», «Пирĕн ял каччи», «Девушки-ткачихи», «Вăйă юрри», «Девушки-ткачихи», «Вăйă юрри», «Çамрăксен такмакĕсем», «Çамрăксен такмакĕсем», «Шăпăр кĕвви», «Кĕтерук», «Шăпăр кĕвви», «Кĕтерук», «Парень из Кашмашей». «Парень из Кашмашей». Хоровые песни: Хоровые песни: «Коль побудешь в селе нашем», «Коль побудешь в селе нашем», «Благодарю вас, родные». «Благодарю вас, родные».
В кругу семьи… 31 января 1948 года С женой, дочерью Нэлей и сыном 31 января 1948 года С женой, дочерью Нэлей и сыном Славой в доме отдыха Кувшинка в Славой в доме отдыха Кувшинка в августе 1955 года августе 1955 года Со своей будущей женой Антониной Терентьевной А. М. Токарев познакомился в музыкальном училище. Она обучалась у него по классу сольфеджио и по теории музыкальных предметов. 28 апреля 1941 года они поженились. Со своей будущей женой Антониной Терентьевной А. М. Токарев познакомился в музыкальном училище. Она обучалась у него по классу сольфеджио и по теории музыкальных предметов. 28 апреля 1941 года они поженились. В 1942 году у них родилась дочь Нэля. В 1942 году у них родилась дочь Нэля. В 1950 году родился сын Вячеслав. В 1950 году родился сын Вячеслав.
Дочь Нэля продолжила творческий путь своих родителей. В настоящее время она работает преподавателем в Чебоксарском музыкальном училище имени Ф. П. Павлова. Сын Вячеслав также выучился на педагога. Он работал в средней школе учителем физкультуры. К сожалению 3 года назад его не стало. Антонина Терентьевна и Аверий Матвеевич прожили счастливую семейную жизнь. Родные очень тепло вспоминают о А. М. Токареве. Он был не только хорошим музыкантом, но и прекрасным семьянином. Июнь, 1961 год. Июнь, 1961 год. Кувшинка, июль1981 год. А. М. Токарев с внучкой Леной
Творческий путь А. М. Токарева Большой творческий подъем в жизни А. М. Токарева наступил с конца 40 годов, когда он начал писать для Чувашского государственного симфонического оркестра, удовлетворяя его потребности в национальном репертуаре. Большой творческий подъем в жизни А. М. Токарева наступил с конца 40 годов, когда он начал писать для Чувашского государственного симфонического оркестра, удовлетворяя его потребности в национальном репертуаре. В оркестровых произведениях Токарева – колоритная инструментовка, разнообразная в красочных звучаниях гармония, ярко национальные мелодии, волнующие слушателя музыкальные образы. Первая из них прозвучала в Чебоксарах в год 50-летия Советской власти, а в Москве – в дни празднования 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. В оркестровых произведениях Токарева – колоритная инструментовка, разнообразная в красочных звучаниях гармония, ярко национальные мелодии, волнующие слушателя музыкальные образы. Первая из них прозвучала в Чебоксарах в год 50-летия Советской власти, а в Москве – в дни празднования 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. 29 августа 1941 года 29 августа 1941 года
Наибольшую известность получил Концерт для трубы с оркестром. Концерт четырехчастный. Наибольшую известность получил Концерт для трубы с оркестром. Концерт четырехчастный. Первая часть написана в форме сонатного аллегро. Первая часть написана в форме сонатного аллегро. Во второй части контрастирует певучая тема среднего раздела. Во второй части контрастирует певучая тема среднего раздела. В третей части две темы: медленная, напоминающая народный напев – в крайних разделах и более подвижная – в среднем разделе. В третей части две темы: медленная, напоминающая народный напев – в крайних разделах и более подвижная – в среднем разделе. Четвертая часть – финал. Написана в форме рондо, повторяющийся материал которого основан на теме старинной гостевой песни лирического содержания «Ĕнтĕ вăрман шавлать». Четвертая часть – финал. Написана в форме рондо, повторяющийся материал которого основан на теме старинной гостевой песни лирического содержания «Ĕнтĕ вăрман шавлать».
К 50-летию Чувашской АССР А. Токарев написал свою Вторую симфонию. К 50-летию Чувашской АССР А. Токарев написал свою Вторую симфонию. 24 сентября 1972 года В четырех частях этого оркестрового полотна автор повествует о пути, пройденном чувашским народом. В ее музыке использованы две подлинно народные темы, одна из них – мелодия, напетая знаменитым певцом из деревни Томаккасы Гаврилом Федоровым. Из его же темы («Шăнкăр-шăнкăр шыв юхать») родилась эпическая музыка Третьей симфонии, посвященной 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. В четырех частях этого оркестрового полотна автор повествует о пути, пройденном чувашским народом. В ее музыке использованы две подлинно народные темы, одна из них – мелодия, напетая знаменитым певцом из деревни Томаккасы Гаврилом Федоровым. Из его же темы («Шăнкăр-шăнкăр шыв юхать») родилась эпическая музыка Третьей симфонии, посвященной 30-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Музыка пленяет красотой мелодии, светлыми жизненными образами. Эти качества сделали творчество композитора всенародным достоянием. Отдых в «Кувшинке» Отдых в «Кувшинке» Стремление к жанровой характеристичности музыкальных образов особенно ярко раскрывается в танцах из балета «Зора». Известны две сюиты из музыки этого балета, в которых большое впечатление оставляют такие образные номера, как «Танец Зоры», «Аморозо», «Пляска волынщика», «Пляска женщин в хушпу», «Танец татарских девушек» и другие. Стремление к жанровой характеристичности музыкальных образов особенно ярко раскрывается в танцах из балета «Зора». Известны две сюиты из музыки этого балета, в которых большое впечатление оставляют такие образные номера, как «Танец Зоры», «Аморозо», «Пляска волынщика», «Пляска женщин в хушпу», «Танец татарских девушек» и другие.
Награды и звания А. М. Токарева А. М. Токарев – член Союза композиторов с мая 1947 г. А. М. Токарев – член Союза композиторов с мая 1947 г. В г.г. являлся уполномоченным Музыкального фонда СССР по Чувашской АССР. В г.г. являлся уполномоченным Музыкального фонда СССР по Чувашской АССР. В 1962 году ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1962 году ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Награжден пятью медалями, Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Чувашской АССР (1968 г.), Президиума Верховного Совета РСФСР (1976 г.), обкома КПСС и Совета Министров Чувашской АССР (1978 г.) Награжден пятью медалями, Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Чувашской АССР (1968 г.), Президиума Верховного Совета РСФСР (1976 г.), обкома КПСС и Совета Министров Чувашской АССР (1978 г.) Июль 1978 года Июль 1978 года