!!! На заметку «Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить».
Уважаемые родители! Сегодня у нас очередное родительское собрание. Нам необходимо задуматься над вопросом: Каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении?
Что влияет на воспитание детей в семье? Не раз и не два педагоги, психологи и социологи ставили перед собой задачу сопоставить характер и особенности семейных отношений с уровнем моральной воспитанности детей. Оказывается, что между тем и другим существует отчетливая связь.
Семья и поведение детей Можно выделить разные группы семей и соответственно разные типы поведения подростков.
Признаки, характеризующие семью Психологи предлагают выделить в качестве главных признаков, характеризующих семью, следующие: гармоничность отношений в семье; особенности воспитательных усилий родителей.
ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ Горизонтальные отношения: МУЖ ЖЕНА, ЖЕНА МУЖ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ Вертикальные отношения: МУЖ ЖЕНА ЖЕНА МУЖ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Первая группа семей:. В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща.
У подростков, воспитывающихся в таких семьях можно выделить: Общительность, Коллективизм, Доброжелательное отношение к окружающим их людям, Уважение к старшим.
Вторая группа семей Здесь также присутствует согласованность семейных отношений. Но отношение к воспитанию детей более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием. В таких семьях авторитет родителей невысок.
У подростков, воспитывающихся в таких семьях можно выделить: наряду с определенными положительными качествами и отрицательные: лень, упрямство, лицемерие.
Третья группа семей Наиболее характерная их черта – конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны.
О таких подростках можно сказать: дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».
Четвертая группа семей Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: «Чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, открытости, взаимопонимания.
А что получаем? В результате такого воспитания – полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи.
!!! Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка – его взгляды, его отношение к людям – в огромной степени зависят от того, каким подросток видит своих родителей дома, в семье.
«РЕБЕНОК – ЭТО ЗЕРКАЛО, В КОТОРОМ ЕГО РОДИТЕЛИ МОГУТ УВИДЕТЬ СЕБЯ».