ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Элективные курсы Обязательные курсы по выбору учащихся.
Элективные курсы Количество предлагаемых элективные курсов в составе профиля должно обеспечивать возможность их выбора.
Основные характеристики элективных курсов: 1. Избыточность ; 2. Вариативность; 3. Краткосрочность; 4. Оригинальность содержания; 5. Не стандартизированность.
Функции элективных курсов 1. Одни из них могут выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса, в полной мере обеспечивая углубленное изучение отдельных предметов.
Функции элективных курсов 2. Другие могут развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне.
Функции элективных курсов 3. Третий тип направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека выходящих за рамки выбранного ими профиля.
Возможные подходы к созданию курсов 1.Фундаментальный. Суть – движение от простых объектов к сложным, переход от фундаментальных законов и теорий к частным закономерностям.
Возможные подходы к созданию курсов 2. Методологический. В основу положен научный метод познания, особенности которого демонстрируются на историко-научном материале. Главная цель изучения курса – знакомство с методом научного познания,овладение некоторыми исследовательскими умениями.
Возможные подходы к созданию курсов 3. Универсальный. Характерна группировка содержания вокруг ряда важнейших понятий, имеющих универсальное значение для науки.
Возможные подходы к созданию курсов 4. Прагматичный. Приобретение определенных знаний и умений, обеспечивающих базовый культурный уровень учащихся и широко использующихся в дальнейшей жизни.
Возможные подходы к созданию курсов 5. Деятельностно-ценностный. Знакомство со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения того или иного профиля.
Типология курсов по задачам: Пробные курсы Задача первая: создать условия, в которых ученик может убедиться в правильности или отказаться от выбранного им направления дальнейшего учения и связанной с ним будущей профессиональной деятельности.
Ориентационные курсы Задача вторая: помочь старшекласснику увидеть многообразие видов деятельности, связанной с образовательной областью, которую он выбрал для более тщательного изучения.
Задачи ориентационных курсов: Подготовка учащихся к ситуации выбора профиля дальнейшего обучения; Учебно-практическое знакомство с проблематикой и особенностями разных профилей обучения; Уточнение готовности учащихся к освоению выбранного профиля дальнейшего обучения.
Типология курсов по задачам: Общекультурные курсы Задача третья: удовлетворять естественное любопытство ученика к той области знаний, которая отсутствует в традиционном учебном плане.
Общекультурные курсы часто межпредметные или надпредметные.
Типология курсов по задачам: Углубляющие курсы Задача четвертая: углубить, расширить знание учебного предмета.
Цель и задачи предпрофильной подготовки школьников Подготовка к выбору выбору профиля профиля Организация пробы сил Информирование об условиях и особенностях профилизации Реализация профессионально- образовательных потребностей