Архитектура российского рынка корпоративных облигаций: проблемы, деформации, развитие Миркин Яков Моисеевич Директор института финансовых рынков Финансовой Академии при Правительстве РФ, профессор, д.э.н.
Количество выпусков Стоимостной объем выпусков 2000 г г. (за 7 месяцев) 2 Менее 300 млн. руб. От 301 до 1000 млн. руб. Более 1000 млн. руб. Стоимостная структура рынка корпоративных облигаций Резкое увеличение доли крупных выпусков, более 1 млрд. руб. – более 65% количества выпусков и 95% их стоимости
2000 г г. (за 7 месяцев) 3 Количество выпусков Стоимостной объем выпусков Более 3-х лет Более 2-х лет, но не более 3-х лет До 2-х лет Резкое увеличение доли длинных выпусков, более 3 лет – более 60% количества выпусков и более 80% их стоимости Временная структура рынка корпоративных облигаций
2000 г г. (за 7 месяцев) 4 3-й эшелон 2-й эшелон1-й эшелон Количество выпусков 1й эшелон – облигации ведущих эмитентов из лидирующих отраслей экономики (нефтегазовая отрасль, электроэнергетика, финансовый сектор и пр.). Эмитенты имеют кредитный рейтинг не ниже BBB- (S&P)/ Baa3 (Moodys) и доходность по бумагами которых не превышает 9-9,5%. 2й эшелон – облигации эмитентов из сильных отраслей экономики (например, некоторые энергокомпании, сильные ритейлеры). Эмитент имеет кредитный рейтинг не ниже BB- (S&P)/Ba3 (Moodys) и доходность по бумагами которых не превышает 11-11,5%. 3й эшелон – облигации эмитентов из таких отраслей как сельское хозяйство, легкая промышленность и пр. Эмитент имеет кредитный рейтинг ниже BB-(S&P)/Ba3 (Moodys) и доходность по бумагами которых выше 11,5%. Стоимостной объем выпусков Все эмиссии Эшелонная структура рынка корпоративных облигаций - 1 Увеличение доли облигаций крупных эмитентов, 1 эшелон – более 56% количества выпусков и более 30% их стоимости
2000 г г. (за 7 месяцев) 5 3-й эшелон 2-й эшелон 1-й эшелон Количество выпусков Эмиссии нефинансовых организаций Стоимостной объем выпусков Эшелонная структура рынка корпоративных облигаций - 2 Аналогичная тенденция по нефинансовому сектору, 1 эшелон – более 64% количества выпусков и 30% их стоимости
6 Концентрация рынка: слабая олигополия, три эшелона Отсутствует рейтинг (cоотношение стоимостного объема выпусков, размещенных организаторами (андеррайтерами) из ТОП-5 рейтинга cbonds.ru, к общему стоимостному объему выпусков, размещенных организаторами (андеррайтерами) из ТОП-30 рейтинга cbonds.ru.) Доля ТОП-5 в ТОП-30 Институциональная структура рынка облигаций - 1
7 Структура организаторов на рынке корпоративных облигаций, % Банки Инвестиционные компании Структура андеррайтеров на рынке корпоративных облигаций, % – данные Cbonds.ru Структура ТОП-30 Институциональная структура рынка облигаций - 2 Стабильность ролей коммерческих и инвестиционных банков
8 Экстраполяция по данным 7-ми месяцев, шт. Ежегодные приросты количества размещенных облигационных займов, шт. Ежегодные приросты объемов выпусков облигаций, млрд. руб. Замедление рынка облигаций –
9 Ежегодные приросты количества обращающихся выпусков, шт Ежегодные приросты в объемах обращающихся выпусков, млрд. руб. Замедление рынка облигаций –
10 Экстраполяция по данным 7-ми месяцев Объем торгов корпоративными облигациями на ММВБ (без учета сделок РЕПО) Замедление рынка облигаций –
11 Экстраполяция по данным 7-ми месяцев Объем сделок РЕПО с корпоративными облигациями на ММВБ Замедление рынка облигаций –
12 Доходность к погашению последней сделки периода (месяц): основной режим торгов ММВБ, сентябрь 2007 – сентябрь 2008 гг., % Суммарный объем торгов за каждый период (месяц): основной режим торгов ММВБ, сентябрь 2007 – сентябрь 2008 гг., млн. руб. Примечание: данные ММВБ; совокупные данные за сентябрь 2008 года представлены с по г. Примечание: данные ММВБ; данные за сентябрь 2008 года представлены на г. (при отсутствии сделок данные берутся за более ранний период). Замедление рынка облигаций –
13 Проблемы, деформации, развитие - 1 Рост ликвидности, числа займов, продуктов финансового инжиниринга, связанных с корпоративными облигациями Повышение зрелости рынка в 2000 – 2007 гг. Улучшение структуры (по эшелонам, по объемам, по срокам), отраслевая диверсификация Складывается устойчивая, эшелонированная инфраструктура рынка (андеррайтеры, организаторы, институциональные инвесторы) Сохранение рынка, его архитектуры, основных игроков, базы инвесторов 2007 – 2008 гг. Заметное замедление развития рынка
14 Проблемы, деформации, развитие - 2 Значимая доля (1/3) неликвидных мелких выпусков корпоративных облигаций (менее 40 млн. USD) Сохранение деформаций в структуре рынка Заметны биржевые junk bonds. Ярко и устойчиво выражен 3-й эшелон с повышенными кредитными рисками (15% стоимости, 6 - 7% количества выпусков), выше – по эмитентам – финансовым организациям Олигополия в институциональной структуре рынка ( % - Топ-5 в Топ – 30 (андеррайтеры и организаторы), 3-х эшелонная организация. Узок круг ( крупных игроков) Узок круг эмитентов (несколько сот). Примерно 80% заемщиков не имеют кредитного рейтинга, оцениваются по инвестиционным меморандумам Слабодиверсифицированная структура инвесторов (от нескольких до 15 – 30 по среднему займу)
Проблемы, деформации, развитие - 3 Вторичность и производность рынка – заимствования корпораций за рубежом многократно превышали заимствования на внутреннем рынке Развитие внутреннего рынка корпоративных облигаций Развитие – функция от изменения модели эмиссии денег в оборот («вывод избыточной ликвидности – против наращивания иностранного внешнего долга крупнейших корпораций и банков), перенос акцентов на стимулирование внутреннего спроса, на переход к эмиссии через рублевое рефинансирование коммерческих банков под расширение кредитов хозяйству) Развитие – функция от нормализации процента и перехода к более динамичному плавающему курсу рубля (вместо завышенного процента и закрепленного курса). В ином случае можем дождаться мыльного пузыря на рынке корпоративных облигаций Развитие – функция от монетизации экономики (от монетизации экономики чуть выше 30% (Деньги + Квази-Деньги/ВВП) к монетизации на уровне хотя бы %)
Проблемы, деформации, развитие - 4 Развитие внутреннего рынка корпоративных облигаций Развитие – функция от модели финансирования государством инвестиционных проектов (прямое бюджетное финансирование, кредиты государственных институтов развития с их регулятивными издержками – или вложения в облигации на открытом рынке) Развитие – функция от денежной политики и стратегии портфельного управления Стабилизационным фондом, Фондом национального благосостояния и др. (всё – за рубеж или – часть на финансирование внутри страны в корпоративные облигации, имеющие международный рейтинг и обращающиеся на открытом рынке)
Благодарю за внимание Презентация будет опубликована 20 – 21 сентября 2008 г. в финансовой библиотеке в финансовой библиотеке