Заголовок слайда
История Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Всем известные колокольчики, ромашки и васильки, но созданные густым широким мазком, играют по-новому. И вот в первой четверти XIX века в селе Жостово кто-то решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски.
Этапы жостовской росписи. Замалёвок Начало и основа композиции будущего узора.Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. Тенёжка Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слов «тенёжка»созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений. Прокладка цветом Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.
Бликовка - Наложение бликов выявляет свет и объем. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит. Чертёжка - это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов. Привязка - Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном. Уборка краёв подноса- Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
Особенности жостовской росписи Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.
Лак для покрытия жостовских подносов. Изобрел лак Андрей Степанович Худояров. Лак этот был замечательный! Прозрачный, как стекло, твердый ножом не процарапывался, тугоплавкий (на подносе можно было сжечь бумагу, и на лаковом покрытии не оставалось ни малейшего следа). Секрет лака,не боявшегося ни кислот, ни огня, утрачен в 1920-е гг.
Что такое лак с точки зрения химии? Лаками называются растворы пленкообразующих веществ в органических растворителях, которые после нанесения на твердую поверхность высыхают с образованием прозрачных пленок. Лаков очень много: маслянистые, алкидные, полиэфирные, эпоксидные, битумные, полиакриловые и т.п. В живописи популярны лаки, растворенных и высыхающих в растительных маслах, спирте, скипидаре.
Масляные краски Масляные краски состоят из цветного порошка пигмента и связующего, которое скрепляет между собой мельчайшие частицы. В живописи используют в основном неорганические красящие вещества, как более стойкие, реже органические. Существуют пигменты природного происхождения и приготовленные искусственным путем. В древнейшие времена художники применяли исключительно красящие вещества, встречающиеся в природе в виде различных минералов: малахит, азурит, аурипигмент, лазурит (ляпис-лазурь) и всевозможные цветные земли. Кроме того, они использовали красящие вещества органического происхождения, которые добывались из различных растений и простейших животных организмов моллюсков, червячков. В масляной живописи связующим для красок служат специально приготовленные высыхающие растительные масла. В производстве современных масляных красок употребляют главным образом льняное масло, а для некоторых красок ореховое, а также маковое и подсолнечное масла. В отличие от льняного, они меньше желтеют, но зато при высыхании образуют менее долговечные пленки. Высыхание масла сложный процесс, связанный с окислением, который длится очень долго.
Вывод: В настоящее время Жостовская фабрика выпускает детские ведра, лейки, декоративные панно, нарядные подносы, оформленные пышными букетами из цветов и фруктов, привлекающие внимание ярко выраженным национальным характером. Жостовские подносы служат подставкой для чайников и столовой посуды, графина с водой, кувшина с квасом и украшением интерьера (их вешают на стены, ставят на полки). То обстоятельство, что Жостовские подносы выпускаются различных цветов по фону, дает возможность потребителю подобрать поднос соответствующий интерьеру комнаты.