Матрёшка (уменьш. от имени «Матрёна», восходящего к латинскому слову «Matrona» знатная дама, мать семейства) русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно шесть или более. Почти всегда они цилиндрической формы. У них нет рук (они просто нарисованы). По традиции рисуется женщина в сарафане, хотя внутри может быть и мужчина. Самой маленькой фигурой, которая уже не раскладывается, является ребёнок. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей. Матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России.
В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую.
А художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.
Но из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся не вполне ясным. В 1900 году М. А. Мамонтова пре дставила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России.
Чтобы работа шла плавно и резьба бала тонкой и точной, автор использует липу, древесина которой - одна из самых мягких. Раньше на Руси облупленные липовые поленца-лутошки укладывали в штабель под навесом, где они просушивались все лето. Зимой, когда у крестьянина было много свободного времени, приносил он в дом лутошки и начинал мастерить. Из почерневшего за лето поленца деревенский мастер резал игрушки, посуду и другую хозяйственную утварь. Под резцом обнажалась чистая белая древесина. Сверкающие белизной готовые изделия некоторые крестьяне отправляли на базар. И быть может, деревенскими мастерами, занятием которых была резьба по дереву и придумана бытовавшая когда-то загадка: «В избу вороном, из избы белым лебедем». Разгадать ее было не так уж сложно. Конечно же, это лутошка - липовое поленце - резьба по дереву искусного резчика.
Шлифовка заготовки Наносить краску лучше всего на гладкую отшлифованную поверхность. В особых случаях следует использовать также шпаклевку и грунтовку.
Нанесение клея Клей на матрешке наносится в виде узора: на данном рисунке обводим бабочку. В будущем это послужит основой для нанесения имитации позолоты - потали. Этот замечательный материал придает изделию золотой блеск и неповторимость.
Клеение потали Современные технологии и материалы позволяют творить чудеса и превращать деревяшку в произведение искусства. Между прочим, произведения современных мастеров народных промыслов по качеству исполнения и зрелищности во многом превосходят изделия древних художников.
Прорисовка фона Теперь необходимо заняться оформлением изделия и начать стоит естественно с фона. На классических матрешках это платок или шуба, украшенные цветами, на данном же сувенире изображен летний луг и яркое голубое небо для создания соответствующего настроения. Красят матрешек в основном гуашью или акриловыми красками.
Акрил разговорное название полимеров на основе производных акриловой и метакриловой кислот и полимерных композиций из них. Акриловые краски применяются для живописных и декоративно-прикладных работ. Такой художественный материал, как Акрил предоставляет широкие возможности работы в различных техниках живописи. Такие краски изготавливаются на основе водных акриловых дисперсий, в которых частички акриловой смолы распределены в воде. Акрил не содержит растворителей, легко смываются водой (пока не высохнет), предоставляет возможность фактурной техники, быстро высыхает.
От масляных и темперных художественных материалов акриловые отличаются повышенной светостойкостью, прочностью и эластичностью, что расширяет их технические возможности. Высокое качество этих красок позволяет работать и в технике акварели (при значительном разбавлении материала). Отличительной особенностью использования акриловых красок для акварельной живописи является отсутствие размывания нижнего слоя при послойном нанесении.
Полиакрилаты полимеры сложных эфиров акриловой, метакриловой или цианакриловой кислот, термопластичные полимерные материалы, практически наиболее важные представители класса поли-н- алкилакрилаты и полиметилметакрилат. Большую часть полиакрилатов получают радикальной полимеризацией, полученные таким образом поли-н- алкилакрилаты прозрачные в массе аморфные полимеры с низкой температурой стеклования, при длине алкильной цепи более 12 кристализуются и теряют прозрачность.
Детали Мелкие жучки в травке, сама трава, детали бабочки рисуются яркими красками. На этом этапе собственно и создается основной сюжет сувенира.
Обводка Прорисовка деталей обводкой позволяет подчеркнуть их и выделить на общем фоне. После нее фактически получается готовое изделие. Как только матрешка готова, она проходит визуальный контроль качества, и уж только потом поступает на последний этап.
Лакировка Заключительный этап - сувенир покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придает особый блеск готовому сувениру.
Женщина с узелком (матрешка 10- местная), Сергиев Посад, начало XX века
Стрелец-неваляшка, Сергиев Посад, начало XX века
Народы Севера (матрешка 10- местная), художник Н.Бартрам, Сергиев Посад, начало XX века
Космос освоен (12-местная матрешка), художник Р.Пчелкин, Художественно- экспериментальн ая фабрика, Горьковская область, г.Семенов
Марьям (матрешка 7- местная оригинальной формы в башкирском костюме), мастер В.Шутова, Производственное объединение "Агидель", г.Уфа Башкирской АССР