Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, IV квартал 2010 года НП «Агентство Городского Развития»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, II квартал 2012 года НП «Агентство городского развития»
Advertisements

Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, II квартал 2011 года НП «Агентство Городского Развития»
Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, II квартал 2010 года НП «Агентство Городского Развития»
Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, III квартал 2012 года НП «Агентство городского развития»
Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, I квартал 2013 года НП «Агентство Городского Развития»
Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, I квартал 2011 года НП «Агентство Городского Развития»
Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, II квартал 2013 года НП «Агентство Городского Развития»
Тема 2. Финансирование организаций социальной сферы.
Социологический опрос проводится по следующим пунктам: 1.Удовлетворенность деятельностью органов местного самоуправления городского округа или муниципального.
19 июня 2012 г.. это показатель, рассчитываемый на базе опроса индивидуальных предпринимателей, руководителей малых, средних и крупных частных предприятий.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Южного федерального округа в январе 2011 года.
Школа глазами общества МОСКВА, Социологическое исследование ОБРАЗОВАНИЕ МОСКВЫ 2.2 Основные тенденции в оценке сферы образования участниками образовательного.
Результаты социологического опроса по проблемам и перспективам развития предпринимательства в Ростовской области 2008 год.
Powerpoint Templates Page 1 Powerpoint Templates Начальник управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Е.В. Дешевых.
1.1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО И ТРАНСПОРТ По итогам 2011 года доля автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих.
Анализ кадрового потенциала, оплаты труда и материально - технической базы учреждений культуры и искусства С.Ю. Горбарец – Начальник Управления заработной.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Центрального федерального округа в январе 2012 года.
Состояние и уровень коррупции в органах местного самоуправления г.о. Тольятти г.о. Тольятти, 2011г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (ДОПОЛНЕНИЯ и ИЗМЕНЕНИЯ) к проекту «Развитие государственно-частного партнерства в системе профессионального образования (создание.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Транксрипт:

Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, IV квартал 2010 года НП «Агентство Городского Развития»

НП «Агентство Городского Развития» проводит ежеквартальный мониторинг деятельности предприятий малого и среднего бизнеса. Мониторинг состояния малого и среднего бизнеса – проект, призванный отслеживать изменения, происходящие в компаниях МСБ, и реакцию компаний на эти изменения. В 4 квартале 2010 г. в опросе приняли участие 105 предприятий, работающих в сферах: производство; торговля продуктами; торговля промтоварами; строительство; здравоохранение; пищевое производство; образование; услуги; бытовые услуги; спорт; транспорт и связь. Возраст предприятий-участников опроса Предприятиям было предложено ответить на 24 вопроса и оценить: -основные трудности при ведении бизнеса -динамику финансовой ситуации -обеспеченность инженерной инфраструктурой -структуру затрат -кадровый ресурс предприятия -планы дальнейшего развития 2 Средняя численность работников одного предприятия – 43,2 человека

АНАЛИЗ УРОВНЯ СОКРАЩЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ (динамика ситуации с начала 2010 г.) 14% 41% Закрепилась тенденция к значительному снижению уровня сокращений в сфере МСБ. В 4 квартале 2010 г. сокращения затронули 7,5% от общего числа опрошенных предприятий (величина осталась на уровне 3 квартала) Величина сокращений по-прежнему выше в сфере торговли промтоварами Процесс падения заработной платы остановился. В 4 квартале 2010 г. 80% опрошенных предприятий сохранили уровень заработной платы, 12 % - сократили заработную плату, в среднем, на 25% Наиболее трудная ситуация складывается в сфере оказания услуг и торговли промтоварами – более 25% предприятий сократили заработную плату. 3

ВОПРОС: По результатам деятельности во 4 квартале Ваша компания получила прибыль/убыток/нет ни прибыли, ни убытка Большинство предприятий в 4 квартале 2010 г. в результате своей деятельности получили прибыль (65%). Деятельность 7,5% компаний принесла им убыток Наиболее трудная ситуация по-прежнему сохраняется в сфере торговли промтоварами Основной проблемой для большинства предприятий (95%) является низкая платежеспособность потребителей и рост цен на энергоносители, сырье, тарифы ВОПРОС: С какими проблемами столкнулось Ваше предприятие? Таким образом, число «убыточных» предприятий снизилось на 20% в сравнении с 3 кварталом 2010 г. 4

ВОПРОС: определите динамику дебиторской и кредиторской задолженности Кредиторская задолженность Дебиторская задолженность 32,5% предприятий не имеют долговых обязательств (их количество увеличилось по сравнению с 3 кварталом 2010 г.) Уровень задолженности для большинства предприятий стабилен. Выросло количество предприятий (с 6 до 25 %), которые отмечают снижение уровня задолженности. Наиболее значителен уровень задолженности предприятий, работающих в сфере строительства, торговли и промышленными товарами (задолженность перед поставщиками, контрагентами). Вместе с тем, у компаний этой сферы высок уровень дебиторской задолженности. ВОПРОС: оцените уровень задолженности по 3-х балльной шкале В среднем, значимость задолженности для каждого предприятий равна 1,3 балла по 3-х балльной шкале 5

ВОПРОС: Столкнулись ли Вы в 4-м квартале с проявлением административных барьеров? 30 % предприятий столкнулись с проявлением административных барьеров в 4 квартале 2010 года, в основном, со стороны муниципальных организаций и контролирующих служб: постоянные запросы информации со стороны контролирующих служб, требующие длительного времени на подготовку, большие сроки подготовки документов городскими ресурсоснабжающими организациями (МУП «Водоканал», МУП «Теплоэнергия», ОАО «Череповецгаз»), длительное рассмотрение вопросов муниципальными организациями, контролирующие службы не дают информацию о том, как устранить нарушения, не комментируют нормы законодательства в отношении малого бизнеса, выполняя лишь функцию поиска нарушений и наказания. ВОПРОС: Какую поддержку со стороны администрации города Вы хотели бы получить 27,5 % предпринимателей не нуждаются в специальной поддержке со стороны администрации города; 8% опрошенных считают, что в городе должны быть развиты программы, стимулирующие деятельность местных компаний, например, предполагающих софинансирование создания социально значимых объектов; 7,5% опрошенных считают, что администрация города должна направлять усилия на регулирование уровня процентных ставок по кредитам в сторону снижения для предприятий малого бизнеса; 5% предприятий хотят, чтобы в городе действовало большее количество программ финансовой поддержки 3% опрошенных хотят, чтобы информация о планах инфраструктурного развития города была бы более доступной для бизнеса; 2,5% предприятий считают необходимым снижение административных барьеров; 2 % опрошенных хотят, чтобы город предоставлял помещения для ведения бизнеса. 44,5% опрошенных не дали ответ на этот вопрос. 6

ВОПРОС: Как Вы планируете развивать деятельность Вашего предприятия? 17,5 % опрошенных предприятий планирует в 2011 году повысить качество обслуживания, начать оказание новых видов услуг, выпуск новых товаров; 12,5% предприятий планирует модернизировать оборудование или приобрести новое; 10% опрошенных предприятий планирует приступить к созданию нового объекта в 2011 г..; 5 % опрошенных планирует начать работать с районами области; 2,5% опрошенных планирует расширить товарный ряд; Для сведения: 12,5 % опрошенных не смогли сформулировать свои планы на следующий года, 20% предприятий сказали, что не планирует никаких специальных программ модернизации. ВОПРОС: Как повлияют изменения в налоговом законодательстве в 2011 г. на деятельность Вашего предприятия (рост страховых взносов) 31% руководителей предприятий считают, что их организации могут закрыться в связи со значительным ростом затрат на отчисления; 60% опрошенных назвали изменения крайне нежелательными, однако будут делать все возможное, чтобы подготовиться к ним и избежать закрытия предприятия. 7

ВОПРОС: Оцените составляющие структуры затрат Вашего предприятия Больший вес в структуре затрат предприятия имеет заработная плата (от 23 до 50%) Меньшее значение имеют коммунальные платежи (от 4 до 10%) В среднем, структура затрат имеет общие тенденции для различных отраслей: максимальные затраты на заработную плату и минимальные – на коммунальные платежи. 8

ВОПРОС: Участвует ли Ваше предприятие в системе государственного и муниципального заказа? 36 % опрошенных регулярно участвуют в системе государственного и муниципального заказа 18% опрошенных не считают необходимым участвовать, т.к. имеют достаточно заказов 13% предприятий не участвуют в системе госзаказа, т.к. их не устраивают условия (невозможно обеспечить условия, выиграть тендер) Наиболее часто в системе госзаказа участвуют предприятий, работающие в сфере строительства и производства 33% опрошенных не знакомы к системой госзаказа, не знают об условиях участия 9

ТЕМА: Инфраструктурное обеспечение деятельности малых предприятий Средняя площадь помещений для различных видов предприятий составляет: -В сфере торговли кв.м. -В сфере строительства – 450 кв.м. -В сфере транспорта и связи – от 24 кв.м. -В сфере бытовых услуг – 50 кв.м. -В сфере услуг – 300 кв.м. -В сфере производства от 200 до 1500 кв. м. и более 39% предприятий являются собственниками помещений, 61% - арендуют помещения. для 41% опрошенных небольшая площадь помещения является препятствием к расширению деятельности и они будут готовы увеличить масштабы работы в случае, если смогут арендовать/купить помещение большей площади 59% предприятий не станут увеличивать объемы деятельности при увеличении площади помещения. для 77,5% предприятий мощность инженерных сетей достаточна для ведения бизнеса, для 22,5% - недостаточно существующей мощности сетей. в целом, большинство предприятий (95% опрошенных) не сталкивались с техническим подключением к энергосетям. При этом, 65% опрошенных считают стоимость подключения к сетям неоправданно высокой, 35 % опрошенных назвали ее умеренной. 10

АНАЛИЗ ОБРАЩЕНИЙ В НП «АГЕНТСТВО ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ» В 4 квартале 2010 г. в НП «АГР» поступило 4027 обращений. Наибольшее количество обращений – по вопросам финансовой поддержки и участия в образовательных программах

ТЕМА: Характеристика ситуации в ключевых отраслях ТОРГОВЛЯ В конце 2010 г., 10% предприятий сократили сотрудников и снизили уровень заработной платы (в среднем, на 10%) 60% предприятий по итогам года получили прибыль, 20% - убыток Основной проблемой для предприятий сферы торговли является низкая платежеспособность потребителей и рост цен на энергоносители, сырье, тарифы На конец года, 10% предприятий не имеют долгов, однако уровень задолженности для остальных предприятий стабилен. Наиболее существенна задолженность перед поставщиками 60% предприятий сферы торговли используют кредиты, при этом отмечая основные проблемы: высокие процентные ставки, необходимость подготовки большого количества документов 30% предприятий участвуют в системе государственного заказа Кадровая ситуация на предприятиях сферы торговли стабильна, недостатка в кадрах нет (90% предприятий не испытывают трудности при наборе кадров) В структуре затрат предприятий преобладают затраты на оборотные средства (товары) – 38% затраты на заработную плату – 23%, затраты на уплату налогов – 22%, затраты на аренду помещений – 10%, транспортные расходы – 2,5% 60% предприятий арендуют помещения, при этом не имея трудностей при техническом подключении к сетям Большинство предприятий сферы не имеют обширных планов развития на 2011 г. (планируют расширить торговый ряд, повысить качество услуг) 12

ТЕМА: Характеристика ситуации в ключевых отраслях СТРОИТЕЛЬСТВО В конце 2010 г. 91% предприятий избежали сокращений работников 45% предприятий получили прибыль, 9% - убыток Основной проблемой для предприятий строительной отрасли является нехватка финансовых средств и низкая платежеспособность потребителей услуг В строительной сфере высок уровень задолженности (45% опрошенных имеют долги перед поставщиками и задолженность по налогам) 36% опрошенных предприятий данной сферы используют кредиты, при этом в качестве основной проблемы называют необходимость залога. В строительной сфере наблюдается недостаток неквалифицированной рабочей силы. В структуре затрат предприятий преобладают затраты на заработную плату – 38% затраты на аренду – 15,5%, затраты на уплату налогов – 21%, затраты на коммунальные платежи – 1,7%, транспортные расходы – 8,8% 90% предприятий арендуют помещения, при этом 50% опрошенных готовы увеличить объемы производства при увеличении площади арендуемых помещений Большинство предприятий сферы не имеют обширных планов развития на 2011 г. (планируют повысить квалификацию работников) 13

ТЕМА: Характеристика ситуации в ключевых отраслях УСЛУГИ В сравнении с прочими отраслями, в сфере услуг в конце года отмечался высокий уровень сокращений (85% опрошенных предприятий положительно ответили на этот вопрос), при этом 77% организаций снизили уровень заработной платы В сфере услуг велик уровень убыточных предприятий (по итогам 2010 г. только 39% опрошенных получили прибыль). Основной проблемой для предприятий сферы услуг является низкая платежеспособность потребителей Велик уровень задолженности: 71% опрошенных имеют долги по заработной плате и по налогам. 92% опрошенных не пользуются кредитной поддержкой, основной проблемой называя высокие процентные ставки 31% опрошенных регулярно участвуют в системе государственного заказа В структуре затрат предприятий преобладают затраты на заработную плату – 49% затраты на аренду – 11%, затраты на уплату налогов – 16,6%, затраты на коммунальные платежи – 3,85%, транспортные расходы – 3,32% Большинство предприятий сферы имеют большие планы развития на 2011 г.(планируют обновить оборудование, внедрить новые программы повышения качества услуг, новые технологии) 14

ТЕМА: Характеристика ситуации в ключевых отраслях ПРОИЗВОДСТВО 92% предприятий избежали сокращений сотрудников в конце года, падения заработной платы также не было. В сфере производства почти нет «убыточных предприятий», 42% опрошенных по итогам года получили прибыль, остальные опрошенные – не получили прибыли, но и не получили убытка. Основной проблемой для предприятий сферы услуг является рост цен на энергоносители (90% опрошенных) Имеется задолженность перед поставщиками, по налогам и по кредитам (42%), при этом уровень задолженности стабилен. 42% опрошенных пользуются кредитной поддержкой, 25% - постоянно участвуют в системе государственного заказа В структуре затрат предприятий преобладают затраты на заработную плату – 28% затраты на аренду – 10,7%, затраты на уплату налогов – 8,8%, затраты на коммунальные платежи – 5,8%, транспортные расходы – 4,1% оборотные средства – 37% Большинство предприятий сферы имеют большие планы развития на 2011 г.(планируют создать новые объекты, модернизировать оборудование и закупить новое, выйти в другие регионы) 15

Посткризисная ситуация в сфере МСБ стабильна: прекратилась массовая тенденция к сокращению сотрудников, в 4 квартале сократилось число «убыточных» предприятий, прекратилось снижение заработной платы. Основные проблемы: Доступность финансовых средств перестала быть проблемой для предприятий. Значительную Роль в этом сыграли программы финансовой помощи. Главными проблемами предприниматели называют низкую платежеспособность потребителей и рост цен на энергоносители, сырье, тарифы. Занятость: в IV квартале 2010 г. закрепилась тенденция к снижению уровня сокращений сотрудников малых предприятий. При поиске и выборе квалифицированных кадров предприятия не сталкиваются с проблемами, однако наблюдается недостаток низкоквалифицированных работников на предприятиях сферы производства и строительства. Развитие бизнеса: 45% предприятий имеют реальные платы по развитию (планируют строительство новых объектов, «выход» в районы области, модернизацию и покупку нового оборудования. Государственный и муниципальный заказ: 36% опрошенных предприятий регулярно участвуют в системе государственного заказа. Однако почти 35% опрошенных не знакомы с этой системой и не знают об условиях участия в ней. Изменения в налоговой системе в 2011 г.: 31% считают, что в связи со значительным ростом страховых отчислений их предприятия могут закрыться. 60% предприятий при этом, оценивая изменения негативно, делают все возможное, чтобы избежать закрытия предприятий. Обеспеченность инженерной инфраструктурой: более 70% опрошенных отметили, что мощность инженерных коммуникаций достаточна для ведения их бизнеса в планируемых объемах. Но при этом многие (около 7%) нуждаются в дополнительных помещениях и более 40% готовы расширить объемы деятельности в случае увеличения площади помещений. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 16

90% опрошенных предприятий считают, что администрация города может быть существенным помощником в ведении бизнеса. Однако, по-прежнему отмечается высокий уровень административных барьеров (более 30% опрошенных столкнулись с этой проблемой в 4 квартале). В связи с этим необходимо 1. Усилить работу, направленную на формирование конструктивных отношений бизнеса и власти, в частности: 1)Продолжить работу консультационных пунктов для предпринимателей с участием специалистов контролирующих служб и администрации города. Как показал опыт 2010 г., такие встречи не только повышают уровень правовой грамотности предпринимателей, но и снимают напряжение в отношениях между бизнесом и представителями власти. 2)Повысить инициативность специалистов контролирующих служб к участию в мероприятиях для малого бизнеса. В настоящее время активности со стороны данных ведомств недостаточно для полноценной работы в указанном направлении. 3)С участием муниципальных СМИ и при поддержке администрации города распространять положительный опыт во взаимоотношениях «власть – бизнес» не только среди населения г. Череповца и области, но и в другие регионы России. 2.Уделить особое внимание развитию взаимоотношений между малыми и крупными производственными предприятиями, в частности создать рабочую группу, готовую квалифицированно оценивать ситуацию в сфере производственного МСБ и предлагать значимые решения. 3. Показателен тот факт, что для малого бизнеса (по оценкам самих предпринимателей) наиболее значимыми мерами поддержки являются не «антикризисные» меры, а программы, стимулирующие и бизнес, и развитие городской экономики в комплексе. Поэтому необходима разработка муниципальных программ, направленных, в частности, на софинансирование социально значимых объектов, на стимулирование развития частно-государственного партнерства. 17 ПРЕДЛОЖЕНИЯ