Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, II квартал 2011 года НП «Агентство Городского Развития»
НП «Агентство Городского Развития» с конца 2008 г. проводит ежеквартальный мониторинг деятельности предприятий малого и среднего бизнеса. Мониторинг состояния малого и среднего бизнеса – проект, призванный отслеживать изменения, происходящие в сфере МСП, и реакцию компаний на эти изменения. Результаты мониторинга ложатся в основу разработки оперативных и долгосрочных мер поддержки малого и среднего бизнеса. Во 2 квартале 2011 г. в опросе приняли участие 57 предприятий, работающих в сферах: производство; торговля продуктами; торговля промтоварами; строительство; пищевое производство; образование; услуги; бытовые услуги; спорт; транспорт и связь. Средняя численность работников на 1 предприятии – до 15 человек. Возраст предприятий-участников опроса Предприятиям было предложено оценить: - динамику финансовой ситуации; - уровень задолженности; - наиболее значимые проблемы; - работу системы государственного заказа. 32% 19% 14% 3% 32%
Уровень сокращений сотрудников на предприятиях малого бизнеса незначительно снизился в сравнении с 1 кварталом этого года. Однако при этом распространена (особенно в сфере торговли) практика увольнения работника по собственному желанию и перевод его в статус индивидуального предпринимателя. Заработная плата: с 40 (в 1-м квартале года) до 24% (во 2-м квартале) снизилось количество предприятий, сокративших заработную плату сотрудников. Перевод сотрудников в статус ИП позволяет избежать уплаты страховых взносов. Прибыль: большинство предприятий по итогам квартала получили прибыль (41%), 38% - ни прибыли, ни убытка. Проблемы: наиболее значимыми для бизнеса проблемами являются нехватка денежных средств и низкая платежеспособность потребителей. По-прежнему актуален рост налогового бремени. Уровень задолженности предприятий выше, чем в 1 квартале. 25% предприятий не имеют задолженности, у 35% уровень задолженности стабилен. Наиболее значима задолженность перед поставщиками. Затраты: в структуре затрат предприятий преобладают затраты на выплату заработной платы, аренду помещений и коммунальные платежи. Госзаказ: 49% опрошенных не участвуют в системе государственного заказа. Деловая активность: 60% опрошенных не проявляют активность в форме участия в городских конкурсах, выставках, акциях. При этом только 1 из опрошенных предприятий отметило, что не имеет информации о проводимых мероприятиях. Приоритетные формы поддержки: для большинства предприятий наиболее значима финансовая поддержка (в отличие от организационной) Развитие деятельности: 49% опрошенных планирует активно развивать деятельность своего предприятия в 3 квартале этого года, в основном, за счет освоения новых рынков сбыта. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МСП ВО 2 КВАРТАЛЕ 2011 г.
АНАЛИЗ УРОВНЯ СОКРАЩЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ВО II КВАРТАЛЕ 2011 г. (динамика ситуации с начала 2010 г.) 14% 41% Уровень сокращений сотрудников предприятий стабилизировался на отметке 6% от общего числа опрошенных в 3 квартале 2010 года и сохранился на этом уровне в 1 квартале 2011 года. Во 2 квартале он снизился до 4%. Таким образом, общее число сокращений в сфере МСП стабильно снижается. Во 2 квартале 2011 года значительно снизилось число предприятий (24% от общего числа опрошенных), снизивших заработную плату своих сотрудников.
ВОПРОС: По результатам деятельности во 2 квартале 2011 г. Ваша компания получила прибыль/убыток/нет ни прибыли, ни убытка В отличие от ситуации в конце 2010 года и 1 квартале 2011 года, во 2 квартале большинство компаний (41% опрошенных) получили прибыль от деятельности Основной проблемой для большинства предприятий (62 %) по-прежнему (как и в 1 квартале 2011 года) является нехватка денежных средств для выплаты заработной платы, аренды помещений, покупки сырья. ВОПРОС: С какими проблемами столкнулось Ваше предприятие? На фоне роста налогового бремени и одновременного сохранения предприятиями рабочих мест и уровня заработной платы следует сделать вывод о том, что предприятия оптимизируют свои затраты, закупая новое, более технологичное оборудование, расширяя рынки сбыта, обновляя ассортимент продукции. Этому способствует активная реализации программ финансовой поддержки МСП.
ВОПРОС: определите динамику дебиторской и кредиторской задолженности Кредиторская задолженность Дебиторская задолженность У 24% опрошенных предприятий кредиторская задолженность выросла во 2 квартале 2011 года. 25% - не имеют задолженности, у 35% опрошенных динамика задолженности не изменилась. Размер задолженности по налогам и сборам снизился. 30% предприятий назвали наиболее критичной задолженность перед поставщиками только для 24% опрошенных размер задолженности критичен. 59% опрошенных назвали его «некритичным» ВОПРОС: назовите наиболее критичные для Вас долговые обязательства
Структура затрат предприятия В структуре затрат предприятия преобладают затраты на выплату заработной платы (с учетом зарплатных налогов) – более 50% в общей структуре затрат. Далее, по значимости для предприятий идут затраты на: Аренду помещений Коммунальные платежи Транспортные расходы Закупка материалов Налоговые отчисления Участие в системе государственного и муниципального заказа 49% 19%16% 14% Оцените отношение администрации города к малому бизнесу по 5-ти балльной шкале В течение последнего года являлись ли Вы участников какого-либо городского проекта, конкурса, акции, выставки? 60% 23% 16%
ВОПРОС: Столкнулись ли Вы в 2-м квартале 2011 года с проявлением административных барьеров? 3 предприятия из общего количества опрошенных столкнулись с проявлением административных барьеров во 2 квартале 2011 года. ВОПРОС: знаете ли Вы об изменениях, которые планируются в налоговой системе (отмена ЕНВД, корректировка страховых взносов) ВОПРОС: как Вы планируете развивать деятельность Вашего предприятия далее? оказывать новые виды услуг (49%) расширять рынки сбыта (46%) заниматься дополнительным образование сотрудников, повышением их квалификации (24%) обновить оборудование (24%) перепрофилировать деятельность организации (8%) другое (8%) ВОПРОС: какая форма поддержки для вас более значима? ВОПРОС: сталкиваетесь ли Вы с трудностями при подборе кадров? 59 % 43% 30% 70% 30 % 27 % С трудностями при подборе кадров сталкиваются, в основном, предприятия, где требуется неквалифицированный труд (сфера строительства, грузоперевозки)
АНАЛИЗ ОБРАЩЕНИЙ В НП «АГЕНТСТВО ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ» Во 2 квартале 2011 г. в НП «АГР» поступило 2666 обращений. Наибольшее количество обращений – по вопросам финансовой поддержки и участия в образовательных программах. Большинство обращений (1492) поступило по телефону, 1046 – устно, 117 – по телефону «горячей линии», 11 – письменно. Во 2 квартале 2011 г. НП «АГР» вело работу, направленную на решение актуальных проблем в сфере МСП: Направлено обращение в адрес Председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Ю.В.Васильева с обоснованием необходимости реформирования УСН на основе патента, сохранения ЕНВД и снижения страховых взносов; Подготовлен к рассмотрение Городской думой проект внесения изменений в закон Вологодской области о применении УСН на основе патента. Проект предполагает снижение стоимости патента. Подготовлены предложения по корректировке 3-х нормативно-правовых актов муниципального уровня, касающихся деятельности МСП. Также, принят ряд важных решений и запущены новые проекты: до 11% снижена ставка по кредитам для предпринимателей, обратившихся в Севергазбанк за кредитом в рамках проекта «Гарантийный фонд»; запущен проект «Биржа субконтрактов» с целью развития производственной кооперации малых, средних и крупных предприятий города;
СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 100% опрошенных предприятий удалось избежать сокращений сотрудников во 2 квартале 2011 г., но при этом 50% опрошенных предприятий сократили заработную плату работников 75% не получили ни прибыли, ни убытка, деятельность 25% опрошенных была убыточной во 2 квартале 2011 г. 75% опрошенных не сталкиваются с проблемами при поиске кадров для своих предприятий наиболее трудными для данной сферы деятельности являются такие проблемы, как «Нехватка денежных средств для выплаты заработной платы, уплаты налогов и т.д.» и «Низкая платежеспособность потребителей» наиболее критична для предприятий данной сферы задолженность по кредитам, по аренде и коммунальным платежам 100% опрошенных предприятий не участвуют в системе госзаказа (75% - т.к. не знакомы с работой данной системы, 25% - т.к. условия участия их не устраивают) в планах развития предприятий: оказание новых видов услуг (большинство опрошенных), дополнительное образование сотрудников, расширение рынка сбыта продукции, закупка нового оборудования. 100% опрошенных предприятий удалось избежать сокращений сотрудников и снижения заработной платы предприятий данной сферы не сталкиваются с трудностями при подборе кадров 50% опрошенных работали с прибылью, 50% - не получили ни прибыли, ни убытка. наибольшие трудности вызывает низкая платежеспособность потребителей, рост цен на энергоносители, сырье, тарифы, нехватка денежных средств. большинство предприятий (85%) не имеют задолженности либо снижают ее. в развитии большинство предприятий данной сферы планируют расширить рынки сбыта. СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ, ПРОМТОВАРАМИ СИТУАЦИЯ В КЛЮЧЕВЫХ ОТРАСЛЯХ
СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА 100% опрошенных удалось избежать сокращений сотрудников и снижения заработной платы 66% предприятий сталкиваются с трудностями при подборе кадров 100 % опрошенных предприятий получили прибыль по итогам работы во 2 квартале наиболее значимы для предприятий данной сферы проблемы: «низкая платежеспособность потребителей», задолженность по кредитам, нехватка денежных средств и взаимоотношения с управляющими и ресурсоснабжающими компаниями наиболее критична для предприятий задолженность перед поставщиками, а также по налогам и заработной плате. 71% опрошенных предприятий данной сферы не сокращали сотрудников во 2 квартале 2011 года 29% предприятий сократили заработную плату сотрудников 60% предприятий данной сферы не испытывают проблемы при подборе кадров 57% опрошенных получили прибыль по результатам деятельности во 2 квартале, 28% - не получили ни прибыли, ни убытка, 14% - убыток. наиболее критичными трудностями для предприятий стали: 60% - нехватка денежных средства, 20% - низкая платежеспособность потребителей, 20% - несовершенство законодательства. наиболее критична для данной сферы бизнеса задолженность перед поставщиками. развитие предполагается в форме внедрения новых видов производства (21%), расширения рынков сбыта (28%), обновления оборудования (21%), дополнительного образования сотрудников (28%). СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА
ВЫВОДЫ Усилия по поддержке малого и среднего бизнеса в 3-м квартале 2011 года должны быть направлены, прежде всего, на: 1.Организацию эффективной работы механизма участия предпринимателей в формировании муниципальных нормативно-правовых актов, касающихся предпринимательской деятельности. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: в соответствии с решением Координационного совета вступил силу механизм участия бизнеса в экспертизе проектов муниципальных нормативно-правовых актов, касающихся МСП. 2.Принятие благоприятных для бизнеса законодательных решений на федеральном уровне, касающихся размера страховых взносов, сохранения ЕНВД. К настоящему времени подготовлено обращение в адрес Председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам. 3. Реформирование УСН на основе патента как перспективной формы налогообложения, требующей, тем не менее, корректировок в части снижения стоимости патента. Подготовлен проект внесения изменений в областной закон о применении УСН на основе патента в части снижения его стоимости, который будет рассмотрен в сентябре 2011 года на заседании Городской Думы; 4.Рост доступности финансовых средств, поскольку именно финансовая поддержка для малых предприятий ( в отличие от средних и крупных), является наиболее значимой формой поддержки. В связи с этим во 2 квартале принят ряд мер, повышающих доступность финансовых ресурсов для бизнеса: -Сбербанк и Севергазбанк до 11% снизили процентные ставки по кредитам для бизнеса для участников программа «Гарантийный фонд». В 3 квартале до 10 млн. рублей планируется увеличить размер поручительства по программе «Гарантийный фонд». 5. Формирование «запаса прочности» малых предприятий путем организации их связей с крупных производственным бизнеса. Во 2-м квартале уже был запущен проект «Биржа субконтрактов», который будет расширен в 2-м квартале 2011 г.