ЗАО «Межрегиональный маркетинговый центр «Оренбург-Москва» Штандортный маркетинг как основа продвижения региона Склонюк Вячеслав Иванович
Экономический штандорт - место производства и потребления различных видов продукции и услуг, и вообще, осуществления какой - либо экономической деятельности. Штандортный маркетинг (ШМ) является концептуальным подходом, обеспечивающим эффективное осуществление стратегического рыночного планирования для территорий.
Основная цель штандортного маркетинга (ШМ): - усиление конкурентоспособности территории в межрегиональной и международной борьбе за привлекательные целевые группы. Следствием проведения мероприятий ШМ является улучшение условий функционирования, увеличение количества и развитие субъектов местной экономики, а также улучшение условий жизни населения. Отличительные особенности ШМ: 1) рассмотрение территории как рыночного продукта с определенными характеристиками, которые можно целенаправленно изменять; 2) функционирования штандорта одновременно как субъекта (инициатора) и объекта (предмета воздействия) в мероприятиях ШМ.
Основные элементы штандортного маркетинга
Классификация штандортных факторов ЖесткиеМягкие Производственные мощности региона: количество, размеры, специализация фирм Имидж Инфраструктура Качество жизни Емкость внутреннего рынка Культурные и психологические особенности местного населения Производственные затраты и уровень цен в регионе Качество местных управленческих кадров Экономико-географическое положение Возможности отдыха Законодательство в отношении собственности Экологическая обстановка Количество и квалификация рабочей силы
Стратегии штандортного маркетинга Стратегии штандортного маркетинга Организационные стратегии Стратегии штандортного профилирования Стратегии продвижения на рынок
Характеристика стратегий штандортного маркетинга организационные стратегии обеспечивают достижение консенсуса между субъектами ШМ, координируют их отношения, регулируют совместную сетевую работа между различными субъектами ШМ. стратегии штандортного профилирования занимаются формированием штандорта как своеобразного рыночного продукта с привлекательными характеристиками: производственным профилем, инфраструктурой, средой проживания, достопримечательностями и т.п., отличающими его от других конкурирующих штандортов и делающих возможным его уникальное позиционирование на рынке конкурирующих штандортов. стратегии продвижения на рынок – повышение известности штандорта, закрепление его яркого и привлекательного образа в сознании целевых групп, привлечение целевых групп к осуществлению деятельности на данном штандорте.
Ключевые этапы штандортного маркетинга Предварительный анализ: определение перспективных целевых групп, их потребностей, предварительная постановка целей ШМ Проведение аудита территории: анализ сильных и слабых сторон штандорта, возможностей и рисков для его развития с учетом факторов внешней среды и потребностей целевых групп. Определение целей развития и перспективного «видения» штандорта (образ штандорта в перспективе) Разработка маркетинговых стратегий для штандорта Составление плана действий и конкретных мероприятий, координация действий различных субъектов ШМ, налаживание эффективного менеджмента предстоящих мероприятий Реализация мероприятий ШМ: воплощение плана развития в реальность Аудит маркетинговой деятельности: оценка эффективности проведенных мероприятий и их менеджмента, соответствие результатов поставленным целям развития штандорта
Сопоставление мероприятий штандортного маркетинга и традиционных элементов комплекса маркетинга Маркетинг-микс Штандортная политика (аналог товарной политики, политики продукта на предприятии) Ценовая политика Коммуникационная политика Политика распределения Политика работы с клиентами (=сервисная политика)