Окружающая среда для Европы 6-я конференция министров Белград, Сербия октября 2007 г.
2 Введение Министры 51 страны региона ЕЭК ООН «Наведение мостов в будущее» Давлеткельдиев А.А. Председатель МКУР
3 Окружающая среда для Европы: Конференции министров 1991 Добржиш, Чехословакия 1993 Люцерн, Швейцария 1995 София, Болгария 1998 Орхус, Дания 2003 Киев, Украина 2007 Белград, Сербия
4 Окружающая среда для Европы Процесс «Окружающая среда для Европы» нацелен на гармонизацию качества окружающей среды и экологической политики на континенте, обеспечение мира, стабильности и устойчивого развития Люцерн, 1993
5 Результаты ОСдЕ пред Белградом Добржиш, 1991: решение и докладах о состоянии окр.среды, соглашение о сотрудничестве в области охраны и улучшения состояния Люцерн, 1993: утверждена ПДООС, определены рамки ЭПЕ, создана РГСДЛ София, 1995: ПЕБЛДС, ЭПЕ,долги за природу, Добржишская оценка, обзор выполнения ПДООС/НПДООС, новые РЭЦы Орхус, 1998: Орхусская конвенция, Протоколы по тяжелым металлам, СОЗ, Стратегия прекращения использования этилированного бензина, перефокусировка на ННГ, инициатива по устойчивой энергетике, экологический менеджмент на предприятиях и др. Киев, 2003: Протоколы по СЭО, РВПЗ, Гражданской ответственности, Карпатская конвенция, Экостратегия ВЕКЦА, Стратегия ЕЭК ООН по ОУР, резолюция по биоразнообразию, Вода и безопасность в Центральной Азии, будущее процесса ОСдЕ и др.
6 Белград -2007: новый баланс в ЕЭК ООН 56 стран членов ЕЭК ООН = = 27 членов ЕС + 29 остальных (включая США, Канаду и Израиль)
7 Общая тема Белграда основных направления: Оценка выполнения решений, принятых в Киеве-2003 Наращивание потенциала и партнерства Будущее процесса «ОСдЕ» - путь вперед
8 Оценка выполнения решений, принятых в Киеве-2003 Министры заявили о своей приверженности дальнейшему улучшению состояния окружающей среды и признали важное значение процесса Процесс способствует сближению экологической политики и подходов и в тоже время содействует достижению общих целей, а также стимулирует участие гражданского сектора Белградская оценка: - Отмечается некоторое улучшение в состоянии ОС в некоторых субрегионах и странах, но - В общей сложности более 100 млн. человек не имеют доступа к безопасной питьевой воде и надлежащим системам канализации; - Загрязнение воздуха, снижает среднюю продолжительность жизни почти на один год; - Продолжается процесссокращения биологического разнообразия и потери экосистемных услуг.
9 Наращивание потенциала и партнерства Направление межсекторальной деятельности признано как приоритетное для ООС и содействия УР; Процесс ОСЕ играет важную роль для вовлечения природоохранных НПО в различные процессы; Вопросы воды, в том числе касающихся водоснабжения и канализации в сельских и городских регионах, а также комплексного управления водными ресурсами, должны быть одним из приоритетных направлений; Необходимо дальнейшая взаимная интеграция политики в области изменения климата, ООС, УР и энергетики в регионе.
10 Путь вперед Процесс ОСЕ является важными рамками для развития двустороннего и многостороннего сотрудничества в регионе ЕЭК ООН. Политическое измерение процесса ОСЕ должно оставаться открытым для всех заинтересованных стран региона ЕЭК ООН и обсуждения вопросов, решению которых может содействовать этот процесс. Необходимо продолжить целенаправленный и опирающийся на потребности процесс ОСЕ, в котором главное внимание будет уделяться ориентированной на результаты и действия деятельности, которая будет содействовать улучшению состояния ООС и обеспечения УР в регионе. Странам необходимо стремиться к налаживанию партнерства с гражданским обществом, включая частный сектор, для придания большего импульса нашим усилиям и использовать накопленный опыт и знания для проведения преобразований в интересах улучшения состояния ОС в регионе.
11 Процесс реформирования: В 38 и 39 параграфах проекта Белградской декларации министров, Министры и главы делегаций из 51 страны региона UNECE и Представитель Европейской Комиссии указали: «Мы согласны провести реформу процесса ОСЕ с целью сохранения актуальности и важности процесса, а также усиления его эффективности как механизма для улучшения качества окружающей среды и жизни людей в регионе….»
12 Реформа будет сосредоточена: Оценка результативности и влияние процесса; Повышение интереса к процессу всех заинтересованных сторон; Расширение использования механизмов партнерства в качестве инструмента совершенствования осуществления; Привлечение внешних экспертных знаний, людских и материальных ресурсов; Полное финансирование процесса и эффективное распределение имеющихся ресурсов; С целью решения данных вопросов, министры предложили Комитету по экологической политике ЕЭК ООН до конца 2008 года по согласованию с партнерами ОСЕ, разработать план реформы процесса ОСЕ, с тем, чтобы Европейская Экономическая Комиссия ООН на политическом уровне могла утвердить его уже на своей очередной сессии весной Следующая конференция министров по ОСЕ будет организована на основе утвержденной реформы.
13 МКУР – платформа для развития партнерства в рамках ОСЕ Председателем МКУР в соответствии с решением заседания МКУР на Белградской конференции министров окружающей среды сделана презентация о деятельности МКУР и ЦАИ. РЭЦ ЦА организован сайт-эвент по ЦАИ
14 МКУР – Межгосударственная комиссия по устойчивому развитию стран Центральной Азии МКУР создана Решением Президентов государств Центральной Азии в 1994 году. Члены МКУР: - Министры охраны окружающей среды; - Министры экономики, - представители науки и других отраслей. В деятельности МКУР принимают участие: - Общественный Совет при МКУР, Молодежная экологическая сеть; - международные организации: институты ООН (ЮНЕП, ПРООН), WWF.
15 Деятельность МКУР разработан и реализуется Региональный план действий по охране окружающей среды Центральной Азии (РПДООС), подготовлена и подписана Рамочная конвенция об охране окружающей среды для устойчивого развития в Центральной Азии, - разрабатывается Субрегиональная Стратегия устойчивого развития и подготовлена Интегрированная оценка состояния окружающей среды Центральной Азии; - принято решение об открытии Регионального горного центра
16 Деятельность МКУР Созданы: Общественный совет МКУР, Молодежная экологическая сеть Проведены Оценочные исследования по приоритетам РПДООС - загрязнение атмосферного воздуха и водных ресурсов, деградация горных экосистем, деградация земель, управление отходами и по возникающим проблемам – АВС, химические вещества, возобновляемые источники энергии, высокогорные озера (на стадии публикации).
17 Центрально-Азиатская инициатива по устойчивому развитию МКУР выдвинута Центрально-Азиатская инициатива по устойчивому развитию, одобрена Киевской Общеевропейской конференцией министров окружающей среды (май, 2003 год). ЦАИ рассматривается сегодня как партнерство.
18 МКУР – платформа для ЦАИ
19 Заявление министров ООС стран Центральной Азии к Белградской конференции Мы, министры стран Центральной Азии заявляем: Документ по ЦАИ, считать хорошей платформой для сотрудничества на субрегиональном, двустороннем и национальном уровнях, как между самими странами Центральной Азии, так и со странами-донорами и международными организациями. О важности поддержки проектов по Центрально-Азиатской инициативе по устойчивому развитию со стороны донорского сообщества. Поддерживаем предложение министра Казахстана г-на Искакова Н.А. о проведении следующей конференции министров в рамках процесса «Окружающая среда для Европы» в Казахстане и обращаемся к своим коллегам из стран региона ЕЭК ООН поддержать это предложение.
20 Белградская Декларация министров окружающей среды 22. « Мы приветствуем горные партнерства в Альпах, Карпатах, горном регионе ЮВЕ, на Кавказе и в горных районах Центральной Азии, а также между этими районами…», 23. Мы приветствуем усилия Центрально-Азиатских стран по достижению целей устойчивого развития на многосекторальной и долгосрочной основе и осуществлению ЦАИУР и предлагаем международным партнерам принять участие в ее осуществлении и оказывать ей поддержку в возможных случаях в сотрудничестве с РЭЦ ЦА.
21 Благодарю за внимание.