Причины роста смертности и механизмы ее сокращения
Формирование сложившейся ситуации имеет длительную, почти полувековую предысторию, которая характеризуется основным трендом – ростом смертности. Это исключает, во-первых, надежды на быстрое и устойчивое улучшение, во-вторых, иллюзию, что механизмы роста смертности имеют исключительно кризисный характер как в Восточной и Центральной Европе,
Первое обстоятельство Менее благоприятная динамика смертности в дореформенный период
Динамика продолжительности жизни (лет) в некоторых странах Восточной Европы и в России в г.
Динамика смертности от болезней системы кровообращения в некоторых странах Восточной Европы и России в г. (стандартизованный коэффициент, на 100 тыс.)
Динамика смертности от травм и отравлений в некоторых странах Восточной Европы и России в г. (стандартизованный коэффициент, на 100 тыс.)
Динамика смертности от новообразований в некоторых странах Восточной Европы и России в г. (стандартизованный коэффициент, на 100 тыс.)
Динамика смертности от болезней органов дыхания в некоторых странах Восточной Европы и России в г. (стандартизованный коэффициент, на 100 тыс.)
Динамика смертности от болезней органов пищеварения в некоторых странах Восточной Европы и России в г. (стандартизованный коэффициент, на 100 тыс.)
Динамика смертности от инфекций в некоторых странах Восточной Европы и России в г. (стандартизованный коэффициент, на 100 тыс.)
Второе обстоятельство Проблема преемственности трендов периодов эволюционного развития и этапа реформ
Восточная Европа реформенный период, довольно краткий по времени (5-7 лет) не привнес принципиально новых тенденций в эволюционные траектории смертности периода 1970-х – первой половины 1980-х годов. Это касается и нозологического профиля смертности, а, следовательно, и ее возрастного профиля, и общих итогов динамики продолжительности жизни.
Россия В России о преемственности тенденций смертности в период до и после 1985 г. не позволяют говорить следующие факты Темпы роста смертности в сравнении с эволюционным этапом возросли (если в г. продолжительность жизни мужчин сократилась на 2,6 года, женщин – на 0,4 года, то в г. – соответственно на 3 и 1,3 года. В период реформ более негативные тенденции смертности во всех возрастах старше 15 лет и от всех причин отмечаются у женщин, в результате чего, потери продолжительности жизни их в сравнении с дореформенным периодом выросли более чем вдвое, а у мужчин увеличились незначительно. Произошло существенное омоложение потерь продолжительности жизни, что означает возврат к более молодой, преодоленной ранее модели смертности. На повестку дня вернулись взятые практически под полный контроль в предыдущие десятилетия преимущественно экзогенные (туберкулез, пневмонии), а также насильственные причины.
Динамика продолжительности жизни населения России, лет
Вклад отдельных возрастных групп в потери продолжительности жизни у мужчин
Вклад отдельных возрастных групп в потери продолжительности жизни у женщин
Динамика смертности в отдельных возрастных группах российского населения в г. (в % к уровню 1994 г.)
Вклад отдельных причин в потери продолжительности жизни в г.
Вклад отдельных причин в потери продолжительности жизни в г.
Третье обстоятельство Механизмы роста смертности в период эволюционного развития и на этапе реформ
Механизмы роста смертности В течение всего советского периода Россия оставалась на той же стадии эпидперехода, неся количественные потери, но, сохраняя качественно ту же структуру причин смерти, что и другие страны, в которых, в противовес России, отмечался прогресс продолжительности жизни. На этапе социально-экономических реформ можно выделить главный процесс - это существенная социальная дифференциация населения. Основные результаты можно охарактеризовать общим понятием: произошла стремительная маргинализация российского общества.
Итоги По мере того, как экономика оправилась от последствий реформ, и население ощутило результаты преобразований, процесс снижения смертности в странах Восточной Европы приобрел устойчивый характер. Причем, чем менее продолжительным был период социально-экономического спада, тем более позитивным оказался последующий тренд, и у мужчин и у женщин. Это связано, прежде всего, с тем, что глубина и темпы преобразований не сказались разрушительным образом на социальной структуре общества. В России социально-экономический кризис, связанный с последствиями реформ, продлился практически до конца 90-х годов ушедшего века и за это время состав и численность маргинальных групп значительно расширились, в результате чего именно они стали определять «лицо» российской смертности в группах риска – молодых трудоспособных возрастах. В свою очередь, дети, родившиеся в таких семьях, все в большей мере будут влиять на тенденции (пока еще благополучные) и причины смерти в соответствующих возрастах.
Современная эпидемиологическая ситуация есть во многом продолжение долгосрочного негативного тренда смертности в России. Несомненно и другое – социальный кризис 90-х годов не только ускорил темп негативных изменений, но и привнес качественные деформации, которых можно было избежать при эволюционном развитии событий.
этап до 2015 г. Сокращение источников маргинализации населения и ликвидация крайней бедности. Акцент в оздоровлении образа жизни населения на меры антиалкогольной политики. Акцент здравоохранения на сокращение распространенности и последствий предотвратимых состояний и причин смерти
этап г. Комплексный подход к оздоровлению образа жизни, включающий аспекты здорового питания, повышения физической активности и поведенческих факторов риска (алкоголь, курение и другие психоактивные вещества) Развитие здравоохранения в систему охраны здоровья Развитие информационной инфраструктуры по проблемам укрепления здоровья
Эффект роста продолжительности жизни в развитых странах был обеспечен прогрессом по всем без исключения направлениям политики: - Улучшение условий жизни - Оздоровление образа жизни - Сокращение предотвратимых в системе здравоохранения потерь
Динамика продолжительности жизни
Динамика смертности от причин, связанных с алкоголем
Динамика смертности от причин, связанных с курением
Динамика смертности от ишемической болезни сердца
Динамика смертности от туберкулеза
Динамика младенческой и материнской смертности
В зависимости от того, сохранятся ли на ближайшие два десятилетия условия, определявшие рост смертности в период реформ, или будут приняты адекватные сложившимся проблемам меры, различия в продолжительности жизни российского населения в соответствии с двумя крайними сценариями составляют к 2025 г. около 16 лет для мужчин и около 11 лет для женщин