Коммуникативные игры Мурашева Татьяна Валерьевна СОШ 1.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ Игра - это определенный вид деятельности с правилами, целями и элементами развлечения. 2 основных типа игр: Состязательные игры - в которых игроки или команды состязаются, соревнуются за то, чтобы 1-ыми достичь цели. Кооперативные игры - в которых игроки и команды идут вместе к общей цели.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ Коммуникативные игры следует отличать от лингвистических игр, поскольку основная цель коммуникативных игр состоит не в решении лингвистических задач, а в организации неподготовленной коммуникации.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ Основной акцент в коммуникативной игре делается на успешную коммуникацию, а не на правильную речь.
I. Коммуникативные игры, в основе которых лежит прием ранжирования Возможны следующие варианты проведения игры: учащийся работает самостоятельно, записывает свое решение проблемы, затем эти решения обсуждаются в парах или группах; учащиеся в небольших группах пытаются найти общее решение, которое должны будут обосновать в итоговой общей дискуссии; все учащиеся, чьи варианты ответов совпали, собираются в группы, чтобы дать как можно больше аргументов в защиту своего варианта.
Например: Обучающимся предлагается 5-6 тематически связанных существительных и 4-5 прилагательных, которые передают возможные их качества. Например, к существительным по теме Еда можно подобрать прилагательные сладкий, питательный и т. д. Лексический материал представлен в виде таблицы: Food cheaptastyhealthyfatteningessential to life macaroni 1 water yoghurt curry arsenic
II. Коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объеме информации у учащихся Этот прием предполагает неравномерное распределение определенной информации между партнерами по общению, что стимулирует их речевую активность и желание выяснить неизвестные факты. Обмен информацией может быть односторонним или двусторонним.
Например: Geographical position (Географическое положение) В этой игре учащиеся задают и отвечают на вопросы о различных городах, их местонахождении, населении, достопримечательностях, пользуясь следующими карточками: Student ABathSydneyNew OrleansDundee country ?England the U. S. A. which part?the West the east coast population? 3 million weather? hot and dry windy and cold what I like? modern busyLively commercial famous for?the Roman bath Jazz music Student BBathSydneyNew OrleansDundee country? Australia Scotland which part? the east coastthe South-east population? weather?mild and rainy hot and dry what I like?quiet attractive famous for? the Opera House cakes
III. Игры, предполагающие группирование или подбор подходящих вариантов. В этом случае каждый учащийся получает одну часть информации и должен найти у партнера по общению недостающую. Данный прием может быть использован при составлении предложений, рассказов, диалогов из разрозненных реплик на основе заданных частей.
Например: Jokers in the pack. (Шуточные карты) Для проведения этой игры необходимо напечатать инициативные и ответные реплики на отдельных карточках и раздать их учащимся. - Waiter, will the pancakes be long?-A screwdriver. - Which is faster, heat or cold?- No, sir, round. - What kind of driver never has accidents?- Heat, because you can catch а cold. - Id like some crocodile shoes, please?- The breast stroke, sir. - Whats green and hairy and goes up and down? - Because its too far to walk. - Waiter, whats this fly doing in my soup?- Very ugly. Задача участников игры -найти вторую реплику шутки и разыграть ее. Можно дать дополнительное задание: определить самую остроумную шутку или лучшую пару, инсценировавшую свою шутку.
IV. Игры на поиск пары и координацию действий Каждый учащийся в группе имеет свою пару, о которой не догадывается и которую должен найти, задавая другим участникам игры вопросы.
Например: Meet your partner. (Встреть друга) Преподаватель предлагает участникам игры совершить путешествие в определенное время, соблюдая заданные условия. Например: You can go 1) to Italy to France 3) for a week for a fortnight to Englandfor a month 2) by air4) in spring by carin summer by trainin autumn Задача участников игры –найти себе спутника. С этой целью сначала каждый выбирает подходящие ему условия, а затем подходит поочередно к участникам игры, расспрашивая об их интересах и планах, и пытается убедить поехать с ним. Игра может продолжаться до тех пор, пока большинство не найдут себе пару.
V. Интервью Цель данного приема - опросить как можно больше участников с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы.
Проведению интервью предшествует составление вопросника в виде таблицы, в которой фиксируются ответы. Например: Namefavorite books?favorite TV programs? Katebooks about animalsquiz shows Olgabooks about spiesdocumentaries Задача – выяснить, что твои одноклассники любят смотреть по телевизору. Чтобы максимально опросить своих одноклассников, следует организовать игру в кругу. Участники образовывают внешний и внутренний круги, находят себе пару и опрашивают друг друга. Затем учащиеся внешнего круга переходят к следующему участнику по часовой стрелке. И так происходит до тех пор, пока не будут опрошены все участники игры.
VI. Ролевые игры. Для ролевой игры необходимо наличие единого сюжета, соответствующего коммуникативной ситуации и ролевых отношений между участниками общения. Когда ученик принимает роль, он играет самого себя или какого-либо героя в специфической ситуации.
Например: Famous people. (Выдающиеся люди. ) Каждый ученик выбирает себе знаменитость, о которой может рассказать от первого лица, но не называя его фамилию. Остальные задают ему вопросы: - What is the most important thing you ever did? - Does your public life affect your private life? - Which event in your life was the most significant? Задача знаменитости-отвечать на вопросы немного несколько неконкретно, чтобы его роль не так быстро разгадали. Если ученики догадываются, о ком идет речь, они пишут фамилию на листочке и отдают учителю. Когда дано несколько правильных ответов, учитель останавливает игру и называет фамилию ученика, который первый дал правильный ответ. Подведение итогов можно провести в виде обсуждения следующих вопросов: - What made it easy to guess the character? - What made it difficult?
Заключение Итак, коммуникативные игры являются необходимыми упражнениями при обучении иностранному языку, так как они приближают процесс активизации лексико-грамматического материала к условиям реального общения. Кроме того, данные упражнения способствуют повышению мотивации и активности учащихся на уроках. А это значит, что ученики смогут овладеть новым средством коммуникации, то есть приобрести навыки и умения общения с помощью изучаемого языка.
Литература Маслыко Е. А., Будько А. Ф. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Высшая школа, -Минск, Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку. Владос, - Москва, Пассов Е. И. Формирование грамматических навыков. Москва,