Государственный университет – Высшая школа экономики Совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений Совершенствование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Об автономных учреждениях в сферах науки и образования А.Ю.Савин – и.о. директора Департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки.
Advertisements

Институт финансово-экономического мониторингаИнститут Экономики переходного периодаГУ – высшая школа экономикиИнститут финансово-экономического мониторингаИнститут.
Институт финансово-экономического мониторингаИнститут Экономики переходного периодаГУ – высшая школа экономики Государственный университет – Высшая школа.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Создание и организация деятельности федеральных автономных учреждений Клишина М.А. Руководитель проектов.
1 Население Государство (и муниципалитеты) Организации бюджетной сферы Функции Услуги как осуществлять контроль? 1.установление прав организаций; 2.установление.
ФЗ - 83 Типы учреждений Казенное учреждение - г осударственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных, (муниципальных) услуг,
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Устав образовательного учреждения Внесение изменений в устав ОУ в связи с принятием Закона 83-ФЗ (слайды подготовила Кудрявцева Н.И., старший методист.
Автономные учреждения: правовое регулирование, сравнительный анализ бюджетного и автономного учреждения Фонд «Институт экономики города»
Целесообразно рассмотреть возможность перевода значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных.
Правовое регулирование государственного управления Лекция 2. Правовые основы государственного регулирования деятельности государственных и муниципальных.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Сравнительная таблица видов государственных (муниципальных) учреждений признак Вид учреждения Казенное учреждениеБюджетное учреждениеАвтономное учреждение.
МИФЫ об АУ К.э.н., доцент Сандакова Н.Ю. Восточно-Сибирский государственный технологический университет.
СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ Реализация Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием.
Министерство образования Московской области Кардашян Гаянуш Ервандовна Начальник правового управления Министерства образования Московской области ОСОБЕННОСТИ.
Федеральный закон от 8 мая 2010 г. 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового.
Финансовое обеспечения деятельности автономных учреждений Клишина М.А. Первый заместитель генерального директора.
Институт финансово-экономического мониторингаИнститут Экономики переходного периодаГУ – высшая школа экономикиИнститут финансово-экономического мониторингаИнститут.
Транксрипт:

Государственный университет – Высшая школа экономики Совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений Совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений И.В.Абанкина Директор Института развития образования ГУ-ВШЭ

Г Г осударственные и муниципальные организации Отличительный признак – имущество находится в государственной или муниципальной собственности Некоммерческие государственные и муниципальные организации –б–бюджетные учреждения Коммерческие государственные и муниципальные организации –у–унитарные предприятия Государственный университет – Высшая школа экономики

Основные признаки учреждения: принадлежность к некоммерческим организациям наличие собственника/учредителя выполнение определенных собственником управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера закрепление имущества на праве оперативного управления полное или частичное финансирование собственником субсидиарная ответственность собственника по обязательствам учреждения. Государственный университет – Высшая школа экономики

Изменения в Бюджетном Кодексе Изменение формы финансирования бюджетных и автономных учреждений (ст. 69) Переход на финансирование государственных и муниципальных услуг по заданиям учредителяПереход на финансирование государственных и муниципальных услуг по заданиям учредителя количества и качестваЗадания должны содержать показатели количества и качества оказываемых услуг (выполнения работ) Введены нормы, позволяющие приостановить финансирование задания (или даже прекратить) в случае неудовлетворительного качества оказания услуг (выполнения работ)

Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25 мая 2009 г. Целесообразно рассмотреть возможность перевода значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных заданий с обеспечением финансирования за счет субсидий, в том числе на основе преобразования бюджетных учреждений в автономные учреждения.

Новые механизмы финансирования образовательных услуг для автономных и бюджетных учреждений Предоставление государственных образовательных услуг СТАНДАРТЫ государственных образовательных услуг РЕГЛАМЕНТЫ предоставления государственных образовательных услуг требования к качеству и доступности услуг контроль мониторинг принятие решений обратная связь

Цель и задачи создания условий для эффективного оказания государственных (муниципальных) услуг Цель повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения темпов роста бюджетных расходов на их предоставление Цель – повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения темпов роста бюджетных расходов на их предоставление Задача Создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения внебюджетных средств Механизм достижения: 1)Расширение объема прав части бюджетных учреждений (по аналогии с АУ): а) переход на субсидии по госзаданию; б) устранение субсидиарной ответственности; в) полученные доходы поступают в распоряжение бюджетного учреждения. 2)Перевод остальных бюджетных учреждений в казенные учреждения с минимальными правами по распоряжению доходами и имуществом

ОБЩАЯ СХЕМА РЕОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ бюджетные учреждения – получатели бюджетных средств автономные учреждения – получатели субсидий автономные учреждения бюджетные учреждения казенные учреждения Государственные (муниципальные) учреждения: участники бюджетного процесса не являются участниками бюджетного процесса участники бюджетного процесса не являются участниками бюджетного процесса

Основные изменения в статусе бюджетных учреждений Расширение объема прав и повышение самостоятельности бюджетных учреждений 3. Отмена субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетного учреждения 4. Расширение прав по распоряжению движимым имуществом (за исключением «закрепленного» собственником особо ценного движимого имущества) 2. Полученные доходы от приносящей доход деятельности и использования имущества остаются в распоряжении учреждения 1. Изменение механизмов финансового обеспечения – переход с бюджетной сметы на субсидии по госзаданию и иные субсидии 5. Заключение гражданско-правовых договоров, приобретение прав и обязанностей от своего имени

Позиции, которые не меняются у действующих бюджетных учреждений при переходе к новому статусу При переходе к новому статусу остается неизменным 4. Недвижимым имуществом учреждение не может распоряжаться без согласия собственника 5. Лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, продолжают действовать 3. Система управления: не требуется переназначение руководителя и иных работников учреждения 1. Счета учреждений по-прежнему открываются только в казначействе 2. На все закупки распространяется действие Закона 94-ФЗ В целом организационные мероприятия сведены к минимуму – необходимо будет только внести изменения в устав. Помимо этого 2010 и 2011 год будет переходным, учреждение уже в новом статусе будет финансироваться по укрупненной смете 6. Имущество учреждений сохраняется у них в полном объеме без перезакрепления

Основные характеристики переходного периода (2010 год) С вступления в силу Федерального закона до 1 января 2011 года устанавливается переходный период, в течение которого: правовое положение учреждений не меняется – казенные и бюджетные учреждения действуют по одним и тем же ранее принятым правилам действуют ранее принятые нормативные акты лицевые счета учреждений не переоткрываются внебюджетные доходы казенных учреждений в бюджет не зачисляются С 1 января 2012 года начинают в полном объеме действовать все изменения, предусмотренные законом. Остается без изменений:Меняется: Лимиты бюджетных обязательств доводятся до бюджетных учреждений в порядке, установленном Минфином, в разрезе групп и статей классификации операций сектора государственного управления. Соответственно, смета бюджетного (так же как и казенного) учреждения на 2010 и 2011 год будет также формироваться по укрупненным статьям КОСГУ

Основные этапы реализации предлагаемых изменений (ориентировочно) Мероприятия органов государственной власти субъектов Российской Федерации Сроки Принятие нормативных правовых актов, в силу которых создаются казенные учреждения путем изменения типа бюджетных учреждений, действовавших на дату принятия указанных нормативных правовых актов, с указанием в них перечня казенных учреждений - до 1 декабря 2010 года Утверждение перечней недвижимого имущества подведомственных учреждений, закрепленного за ними учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на эти цели, в целях расчета субсидии - до 1 января 2011 года Принятие решений об отнесении движимого имущества БУ к особо ценному движимому имуществу - до 1 марта 2011 года Внесение изменений в уставы подведомственных бюджетных и казенных учреждений - до 1 декабря 2011 года

Характеристики Автономного учреждения Расширение хозяйственной самостоятельности учреждений Переход от управления затратами к управлению результатами Переход от сметного финансирования учреждений к субвенциям и субсидиям Увеличение доли программного и проектного финансирования Расширение источников финансирования текущей деятельности Переход к среднесрочному финансовому планированию и ответственному финансовому менеджменту Повышение заработной платы работников социальной сферы Переход к общественно-государственному управлению Государственный университет – Высшая школа экономики

Автономное учреждение некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов МСУ в сферах : науки, образования, (только для вновь создаваемых автономных учреждений), здравоохранения (только для вновь создаваемых автономных учреждений), культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, иных сферах Государственный университет – Высшая школа экономики

имущество, без которого осуществление АУ своей уставной деятельности будет существенно затруднено Имущество автономных учреждений Закреплено собственником в оперативном управлении АУ Недвижимое имущество Особо ценное движимое имущество Иное имущество Находится в самостоятельном распоряжении («заработанное» АУ ) Государственный университет – Высшая школа экономики

Виды: определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ Постановление Правительства РФ от : 1) Виды ОЦДИ для ФАУ определяются ФОИВ 2) В ОЦДИ включать : ДИ, балансовая стоимость более 500 тыс. руб. иное ДИ, балансовая стоимость меньше 500 тыс. руб., без которого осуществление ФАУ осн.деят. будет существенно затруднено; ДИ, отчуждение которого осуществляется в спец.порядке, (музейные коллекции, Музейный фонд, библиотечные фонды, памятники истории и культуры, документы Архивного фонда РФ) 3) В ОЦДИ не включать: ДИ, не предназначенное для основной деятельности ФАУ ДИ, приобретенное ФАУ за счет доходов от платных услуг Особо ценное движимое имущество Государственный университет – Высшая школа экономики

Ч.10 ст.5 закона «Об АУ»: «Имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за АУ при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять предусмотренную уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа » Ч.11 ст.5 закона «Об АУ»: «При создании АУ путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не допускается изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным учреждением» Государственный университет – Высшая школа экономики

Доходы автономных учреждений Бюджетное финансирование (субсидии), без закона 94-ФЗ Платежи от юридических и физических лиц финансовое обеспечение выполнения задания учредителя с учетом: расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за АУ расходов на уплату налогов финансовое обеспечение развития АУ в рамках программ на счета в кредитных организациях Государственный университет – Высшая школа экономики

Задание учредителя Ч.2 ст.4 Закона «Об АУ»: «Учредитель устанавливает задания для АУ в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью» БК РФ (вступает в силу с ): Государственное (муниципальное) задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг Государственное (муниципальное) задание должно содержать : Выписку из реестра расходных обязательства; категории физ(юр) лиц – потребителей услуг; показатели качества и объема услуг; порядок оказания услуг; предельные цены (тарифы) на оплату; порядок контроля, требования к отчетности Государственное (муниципальное) задание – обязательно для АУ Государственный университет – Высшая школа экономики

Ответственность автономного учреждения Ч.4 ст.2 закона «Об АУ»: «АУ отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества» Ч.5 ст.2 закона «Об АУ»: «Собственник имущества АУ не несет ответственность по обязательствам АУ» Ч.6 ст.2 закона «Об АУ»: «АУ не отвечает по обязательствам собственника имущества АУ» Специфика взаимодействия с кредиторами, поставщиками Государственный университет – Высшая школа экономики

Органы управления АУ (ст.8 закона «Об АУ») Руководитель АУ Наблюдательный совет Иные органы (предусмотренные ФЗ и уставом АУ) Определяются уставом АУ Ответственность разделена Государственный университет – Высшая школа экономики

Наблюдательный совет АУ (ст.10) Представители: учредителя ОИВ (МСУ), управляющих имуществом, общественности, иных ОИВ (МСУ), работников АУ Количественные ограничения числа представителей в НС: Всего 5 членов НС : От 2 представителей ОИВ (МСУ) – учредителя и управляющего имуществом Не менее 1 от общественности Не более 1 от работников От 5 до 11 членов НС Представителей ОИВ (МСУ) – более 1/3 Представителей работников – менее 1/3 Представителей общественности – не менее 1 Всего 11 членов НС: От 4 представителей ОИВ (МСУ) – учредителя и управляющего имуществом +иные Не менее 1 от общественности Не более 3 от работников Государственный университет – Высшая школа экономики

Компетенция наблюдательного совета АУ Дает рекомендации: по предложениям о внесении изменений в устав АУ по предложениям о создании, ликвидации филиалов, об открытии и закрытии представительств по предложениям о реорганизации или ликвидации АУ по предложениям об изъятии имущества, закрепленного за АУ на праве оперативного управления по предложениям об участии АУ в других юридических лицах по предложениям о совершении сделок с недвижимым и ОЦДИ Дает заключения: по проекту плана финансово-хозяйственной деятельности АУ по предложениям о выборе кредитных организаций, в которых АУ может открыть банковские счета Принимает решения: по предложениям о совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью; по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности АУ и утверждению аудиторской организации Утверждает: проекты отчетов о деятельности АУ и об использовании его имущества, об исполнении плана ФХД, годовую бухгалтерскую отчетность Государственный университет – Высшая школа экономики

Ст.14 Закона «Об АУ» Крупная сделка - сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов АУ Требует предварительного одобрения наблюдательного совета АУ Может быть признана недействительной по иску АУ или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом АУ. Руководитель АУ несет перед АУ ответственность в размере убытков, причиненных АУ в результате совершения крупной сделки с нарушением требований Закона «Об АУ» Государственный университет – Высшая школа экономики

Заинтересованные лица: члены наблюдательного совета, руководитель АУ, его заместители Лицо признается заинтересованным, если оно, его родственники ( супруг, родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, братья и сестры, дяди, тети и т.д.): - являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем; - владеют (каждый в отдельности или в совокупности) от 20% голосующих акций АО или более 20% уставного капитала ООО (ОДО) либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица – контрагента, выгодоприобретателя, посредника или представителя АУ; - занимают должности в органах управления организации-контрагента АУ Информирование руководителя и наблюдательного совета АУ Предварительное одобрение наблюдательного совета АУ Может быть признана недействительной по иску АУ или его учредителя Заинтересованное лицо несет перед АУ ответственность в размере убытков, причиненных АУ в результате совершения сделки Государственный университет – Высшая школа экономики

Бухгалтерский учет Ч. 11 ст.2 закона «Об АУ»: «АУ обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ» Ч. 10 ст.2 закона «Об АУ»: «Ежегодно АУ обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в порядке, установленном Правительством РФ, в определенных учредителем СМИ» Инструкция по бюджетному учету (Приказ Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н): «Инструкция устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в… бюджетных учреждениях» Государственный университет – Высшая школа экономики

Ч.13 ст.2 закона «Об АУ»: АУ обеспечивает открытость и доступность следующих документов : устав АУ, в том числе внесенные в него изменения (утверждает учредитель) свидетельство о государственной регистрации АУ решение учредителя о создании АУ решение учредителя о назначении руководителя АУ положения о филиалах, представительствах АУ документы, содержащие сведения о составе наблюдательного совета АУ (утверждает учредитель) план финансово-хозяйственной деятельности АУ (заключение НС, решение руководителя АУ) годовая бухгалтерская отчетность АУ (утверждает НС) аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности АУ (аудиторскую организацию выбирает НС) Государственный университет – Высшая школа экономики

«Узкие» места, требующие особого внимания Объемы бюджетного финансирования Ограниченность полномочий руководителя (в т.ч. необходимость решений НС по крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью) Взаимодействие АУ с кредиторами и поставщиками из-за ограниченной имущественной ответственности и отсутствия субсидиарной ответственности учредителя Б о льшие требования к отчетности и публичности Необходимость ежегодного получения аудиторского заключения Необходимость самостоятельно взаимодействовать с кредитными организациями, общественностью … Государственный университет – Высшая школа экономики

Чем АУ лучше БУ? Самостоятельное распределение АУ всех доходов Отсутствие контроля за расходованием средств со стороны казначейства (счета АУ в кредитных организациях) Отсутствие необходимости использовать 94-ФЗ Возможность осуществлять заимствования Разделение ответственности руководителя с НС Возможность «вернуться» в форму бюджетного учреждения без переоформления разрешительных документов … Государственный университет – Высшая школа экономики

Динамика перевода в АУ бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации

Динамика перевода бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации в АУ

Активность субъектов Российской Федерации в реализации закона «Об автономных учреждениях», количество переведенных в АУ учреждений образования

Спасибо за внимание И.В.Абанкина Директор Института развития образования ГУ-ВШЭ