Проект Закона РК «О недрах и недропользовании» Астана, 2010 г.
В настоящее время отношения по недропользованию устанавливается следующими законами: Цели разработки О недрах и недропользовании от 27 января 1996 года 2828 О нефти от 28 июня 1995 года 2350 Указанные законодательные акты: -не регулируют исчерпывающим образом порядок предоставления права недропользования (проведение конкурсов и прямых переговоров); - содержат значительное число отсылочных норм к законодательным актам, подзаконным нормативным правовым актам; - не предусматривают процедуры реализации приоритетного права государства, выдачи разрешений на отчуждение права недропользование, содержат ряд других пробелов; - регулируют сходные отношения, дублируют друг друга, что предопределяет необходимость систематизации положений, содержащихся в них Указанные законодательные акты: -не регулируют исчерпывающим образом порядок предоставления права недропользования (проведение конкурсов и прямых переговоров); - содержат значительное число отсылочных норм к законодательным актам, подзаконным нормативным правовым актам; - не предусматривают процедуры реализации приоритетного права государства, выдачи разрешений на отчуждение права недропользование, содержат ряд других пробелов; - регулируют сходные отношения, дублируют друг друга, что предопределяет необходимость систематизации положений, содержащихся в них Таким образом, целями разработки Законопроекта являются Совершенствование и систематизация законодательства о недропользовании и устранение пробелов: разработка единого закона о недрах с обеспечением его прямого действия и максимальным сокращением бланкетных норм, поднятие на уровень законодательного акта положений, касающихся прав и обязанностей недропользователей, которые ранее содержались в подзаконных актах либо вообще отсутствовали; объединение в рамках одного законопроекта норм, регулирующих все операции по недропользованию, в том числе и нефтяные операции; урегулирование вопросов недропользования в отношении общераспространенных полезных ископаемых Совершенствование и систематизация законодательства о недропользовании и устранение пробелов: разработка единого закона о недрах с обеспечением его прямого действия и максимальным сокращением бланкетных норм, поднятие на уровень законодательного акта положений, касающихся прав и обязанностей недропользователей, которые ранее содержались в подзаконных актах либо вообще отсутствовали; объединение в рамках одного законопроекта норм, регулирующих все операции по недропользованию, в том числе и нефтяные операции; урегулирование вопросов недропользования в отношении общераспространенных полезных ископаемых Обеспечение защиты интересов государства - собственника недр: государственный контроль за оборотом как, собственно, самих прав недропользования, так и связанных с ними объектов; установление ясной процедуры реализации приоритетного права государства; увеличение поступлений в бюджет; отмена СРП как модели контрактов на недропользование; включение норм, позволяющих оперативно реагировать на нарушения, допускаемые подрядчикамиОбеспечение защиты интересов государства - собственника недр: государственный контроль за оборотом как, собственно, самих прав недропользования, так и связанных с ними объектов; установление ясной процедуры реализации приоритетного права государства; увеличение поступлений в бюджет; отмена СРП как модели контрактов на недропользование; включение норм, позволяющих оперативно реагировать на нарушения, допускаемые подрядчиками Упрощение процедуры предоставления права недропользования и сокращение перечня разрешительных документов: детальное урегулирование на уровне законодательного акта процедуры проведения конкурса на предоставление права недропользования и порядка заключения контрактов на основании прямых переговоров;Упрощение процедуры предоставления права недропользования и сокращение перечня разрешительных документов: детальное урегулирование на уровне законодательного акта процедуры проведения конкурса на предоставление права недропользования и порядка заключения контрактов на основании прямых переговоров; Совершенствование и систематизация законодательства о недропользовании и устранение пробелов: разработка единого закона о недрах с обеспечением его прямого действия и максимальным сокращением бланкетных норм, поднятие на уровень законодательного акта положений, касающихся прав и обязанностей недропользователей, которые ранее содержались в подзаконных актах либо вообще отсутствовали; объединение в рамках одного законопроекта норм, регулирующих все операции по недропользованию, в том числе и нефтяные операции; урегулирование вопросов недропользования в отношении общераспространенных полезных ископаемых Совершенствование и систематизация законодательства о недропользовании и устранение пробелов: разработка единого закона о недрах с обеспечением его прямого действия и максимальным сокращением бланкетных норм, поднятие на уровень законодательного акта положений, касающихся прав и обязанностей недропользователей, которые ранее содержались в подзаконных актах либо вообще отсутствовали; объединение в рамках одного законопроекта норм, регулирующих все операции по недропользованию, в том числе и нефтяные операции; урегулирование вопросов недропользования в отношении общераспространенных полезных ископаемых Обеспечение защиты интересов государства - собственника недр: государственный контроль за оборотом как, собственно, самих прав недропользования, так и связанных с ними объектов; установление ясной процедуры реализации приоритетного права государства; увеличение поступлений в бюджет; отмена СРП как модели контрактов на недропользование; включение норм, позволяющих оперативно реагировать на нарушения, допускаемые подрядчикамиОбеспечение защиты интересов государства - собственника недр: государственный контроль за оборотом как, собственно, самих прав недропользования, так и связанных с ними объектов; установление ясной процедуры реализации приоритетного права государства; увеличение поступлений в бюджет; отмена СРП как модели контрактов на недропользование; включение норм, позволяющих оперативно реагировать на нарушения, допускаемые подрядчиками Упрощение процедуры предоставления права недропользования и сокращение перечня разрешительных документов: детальное урегулирование на уровне законодательного акта процедуры проведения конкурса на предоставление права недропользования и порядка заключения контрактов на основании прямых переговоров;Упрощение процедуры предоставления права недропользования и сокращение перечня разрешительных документов: детальное урегулирование на уровне законодательного акта процедуры проведения конкурса на предоставление права недропользования и порядка заключения контрактов на основании прямых переговоров; Слайд 1
Концептуальные новшества проекта Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» Совмещение и объединенное регулирование в едином Законе операций по недропользованию в отношении любых полезных ископаемых, в том числе нефти и газа. Упразднение Закона РК «О нефти» Реализация Концепции правовой политики Республики Казахстан в части уменьшения количества отсылочных норм и конкретизации законодательства. Из 59 статей Закона «О нефти» – 42 содержат в себе отсылочные нормы Устранение противоречий и систематизация положений, содержащихся в законах «О нефти» и о «О недрах и недропользовании» Введение единого порядка предоставления права недропользования, независимо от того, на какой вид полезных ископаемых предоставляется право недропользования и регулирование одним законодательным актом в целях недопущения дублирования норм права Особенности разведки и добычи углеводородного сырья отражены в отдельной главе Проекта Закона «О недрах и недропользовании» Слайд 2
Концептуальные новшества проекта Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» Исключение совмещенной разведки и добычи Разделение периодов недропользования для четкого и реального определения планируемых работ Определение реальных сроков, физических и экономических показателей периода добычи Определение размера платежей на социальное развитие региона Урегулирование вопросов перехода от этапа разведки к этапу добычи - предоставление исключительного права на добычу недропользователю, обнаружившему и оценившему месторождение в период разведки, без проведения конкурса на основе прямых переговоров; -в случае не заключения контракта по вине указанного лица - право компетентного органа на выставления данного участка недр на конкурс; - установление условий участия в этом конкурсе, возмещение затрат лицу, произведшему коммерческое обнаружение и затрат, связанных с поддержанием контрактной территории в состоянии, пригодном для осуществления дальнейших операций. Слайд 3
Концептуальные новшества проекта Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» Отмена классификации контрактов на недропользование (СРП, концессионные, сервисные, смешанные) Отсутствие практического применения настоящей классификации Отсутствие в новом Налоговом кодексе дифференциации моделей налогообложения по таким видам контрактов на недропользование как СРП и концессионный Введение классификации контрактов на недропользование по видам операций – разведка или добыча Нецелесообразность гражданско-правового регулирования, без учета специфики недропользования, таких видов контрактов как концессионный и сервисный Слайд 4
Концептуальные новшества проекта Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» Подробная регламентация порядка проведения конкурсов на предоставление права недропользования и прямых переговоров Сокращение определяющих критериев отбора победителя конкурса до двух: размер подписного бонуса; размер расходов на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры Применение процедуры прямых переговоров в следующих случаях: реализация исключительного права на добычу лица, совершившего коммерческое обнаружение; строительство или эксплуатация подземных сооружений, не связанных с разведкой или добычей; разведка или добыча общераспространенных ПИ при строительстве железных и автомобильных дорог и мостов; разведка или добыча, осуществляемая национальной компанией. Определение порядка и оснований проведения повторного конкурса Определение оснований признания конкурса недействительным Слайд 5
Концептуальные новшества проекта Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» Установление четкой и прозрачной процедуры заключения контракта на недропользование Срок подачи заявки – не менее 1 месяца с даты публикации извещения Извещение о проведении конкурса на предоставление права недропользования Подача заявки на участие в конкурсе на предоставление права недропользования Предоставление пакета геологической информации Составление и подача конкурсного предложения Конкурсные предложения принимаются в течение 3 месяцев с даты объявления конкурса Подведение итогов конкурса Срок подведения итогов конкурса – не более 15 дней с даты истечения срока подачи конкурсных предложений Разработка и согласование проектных документов Сроки разработки и согласования проектных документов: Разведка - 6 месяцев Добыча – 18 месяцев с даты объявления итогов конкурса или подписания протокола прямых переговоров Разработка, согласование, экспертизы проекта контракта, рабочей программы Подписание и регистрация контракта Срок экспертиз – 30 дней, экологической – не более 3 месяцев, согласования контракта – 2 месяца с даты предоставления документов Общий срок для заключения контракта: Разведка - 18 месяцев, Добыча – 24 месяца с даты объявления итогов конкурса или подписания протокола прямых переговоров Слайд 6
Концептуальные новшества проекта Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» Установление исчерпывающего перечня, процедуры утверждения и требований к проектным документам. Упразднение годовых рабочих программ. Укрепление правового значения проектных документов: отображение финансовых показателей проектных документов в рабочей программе, являющейся неотъемлемой частью контракта на недропользование; повышение роли негосударственного контроля над недропользованием, путем осуществления авторского надзора за соблюдением положений проектных документов со стороны проектной организации; установление четких сроков для разработки и согласования проектных документов, в том числе предельных сроков согласования этих документов в соответствующих органах. Законодательное закрепление годовых программ работ, наряду с рабочими программами, противоречит принципу сокращения числа разрешительных документов Действующим Законом не установлены четкие правовые последствия нарушения годовых программ работ и их соотношение с нарушением рабочих программ и контрактов Слайд 7
Концептуальные новшества проекта Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» Определение порядка передачи права недропользования и связанных с ним объектов. Устранение пробелов в процедуре выдачи разрешений на отчуждение права недропользования Разрешение на отчуждение права недропользования требуется при: 1) отчуждении права недропользования частично или полностью другому лицу на основании возмездных либо безвозмездных гражданско-правовых сделок; 2) отчуждении объектов, связанных с правом недропользования, обладающем правом недропользования, на основании возмездных либо безвозмездных гражданско-правовых сделок; 3) передаче права недропользования, объектов, связанных с правом недропользования в уставный капитал другого юридического лица; 4) отчуждении права недропользования, осуществляемого в процессе приватизации имущественных комплексов государственных предприятий, обладающих правом недропользования; 5) отчуждении права недропользования, объектов, связанных с правом недропользования в процессе конкурсного производства при банкротстве; 6) обращении взыскания на право недропользования, объекты, связанные с правом недропользования, в том числе при залоге; 7) возникновении права на долю в юридическом лице, обладающем правом недропользования, в юридическом лице, которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые таким недропользователем решения, если у данного юридического лица основная деятельность связана с недропользованием в Республике Казахстан, в результате увеличения уставного капитала путем внесения одним или несколькими участниками дополнительных вкладов, а также путем принятия нового участника в состав участников юридического лица; 8) передачи в залог права недропользования, объектов, связанных с правом недропользования; 9) первичном выпуске в обращение на организованном рынке ценных бумаг акций или иных ценных бумаг, подтверждающих право собственности на акции, либо ценных бумаг конвертируемых в акции, юридического лица, являющегося недропользователем юридического лица, которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые таким недропользователем решения, если у данного юридического лица основная деятельность связана с недропользованием в Республике Казахстан; 10) переходе в порядке правопреемства права недропользования (его части) и (или) объектов, связанных с правом недропользования на основании передаточного акта или разделительного баланса в случае реорганизации юридического лица. Слайд 8
Концептуальные новшества проекта Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» Определение порядка передачи права недропользования и связанных с ним объектов. Устранение пробелов в процедуре выдачи разрешений на отчуждение права недропользования Право недропользования отчуждается без разрешения в следующих случаях: 1) совершения сделок по отчуждению акций или иных ценных бумаг, подтверждающих право собственности на акции, либо ценных бумаг, конвертируемых в акции, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг юридического лица, обладающего правом недропользования, юридического лица, которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые таким недропользователем решения, если у данного юридического лица основная деятельность связана с недропользованием в Республике Казахстан; 2) передачи всего или части права недропользования, объектов, связанных с правом недропользования, между юридическими лицами, в которых не менее девяноста девяти процентов доли участия (пакетов акций) прямо или косвенно принадлежит одному лицу; 3) передачи акций (долей участия) в юридическом лице, являющемся недропользователем, если в результате такой передачи лицо приобретает право прямо или косвенно (через третьих лиц) распоряжаться менее чем 0,1 процента долей участия (пакетов акций) в уставном капитале юридического лица – недропользователя, и (или) юридического лица, которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые таким недропользователем решения, если у данного юридического лица основная деятельность в Республике Казахстан связана с недропользованием; 4) в случаях реорганизации национального управляющего холдинга, национальной компании или ее дочерней организации, преобразования юридического лица, обладающего правом недропользования, в форме изменения организационно-правовой формы. Слайд 9
Концептуальные новшества проекта Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» Установление порядка реализации приоритетного права государства по приобретению права недропользования (его части), долей участия, пакетов акций в течение 20 раб. дней с даты подачи заявления Направление заявления на отчуждение права недропользования в компетентный орган Компетентный орган вносит материалы для решения об отчуждении на МВК Рассмотрение заявления и сопутствующих материалов на МВК. Подготовка рекомендаций Компетентный орган направляет материалы в ЭК по вопросам недропользования 30 раб. дней с даты получения материалов 5 раб. дней с даты получения рекомендаций Компетентный орган принимает решение Приобретение национальной компанией или уполномоченным государственным органом отчуждаемого права недропользования, осуществляется на условиях не худших, чем предложенные другими приобретателями В случае отчуждения права недропользования по безвозмездному основанию, а также в случае передачи права недропользования в уставный капитал юридического лица, приобретение таких объектов осуществляется по рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности Сроки приобретения права недропользования не должны превышать шести месяцев с момента принятия решения о приобретении права недропользования. Слайд 10 ЭК рассматривает материалы и направляет в компетентный орган в течение 10 раб. дней с даты получения материалов в течение 5 раб. дней с даты получения предложения
Концептуальные новшества проекта Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» Обеспечение интересов государства в области казахстанского содержания закупаемых недропользователями товаров, работ и услуг Установлена следующая поэтапная процедура обеспечения казахстанского содержания закупаемых недропользователями товаров, работ и услуг 1.Правительство РК утверждает единую методику расчета организациями казахстанского содержания при закупке товаров, работ и услуг 2.МЭМР указывает в извещении о проведении конкурса на предоставление права недропользования минимальный объем казахстанского происхождения 3.Участник конкурса формирует конкурсное предложение, в котором указывает конкретный размер обязательств по казахстанскому содержанию 4.При переходе от этапа разведки к этапу добычи размер казахстанского содержания устанавливается компетентным органом. 5.Окончательные обязательства по казахстанскому содержанию в процентном выражении являются одним из обязательных условий контракта на недропользование. 6.В контракт в обязательном порядке включаются размеры неустойки (штрафов, пени) за неисполнение недропользователем контрактных обязательств, в том числе по казахстанскому содержанию. 7.Недропользователь обязан: ежегодно представлять в МЭМР годовую программу закупа товаров, работ и услуг на предстоящий год; ежеквартально представлять отчетность по формам, утвержденным компетентным органом 8.В течение срока действия контракта МЭМР осуществляет мониторинг и контроль за исполнением контрактных обязательств недропользователями в части приобретения ими товаров, работ и услуг казахстанского происхождения 9.В случае выявления нарушений в части казахстанского содержания в закупаемых товарах, работах и услугах предусматривается административная ответственность, а также гражданско-правовая в предусмотренных контрактом размере. Слайд 11
Концептуальные новшества проекта Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» Урегулирование процедуры прекращения контрактов на недропользование. Упразднение процедуры приостановления действия контрактов на недропользование. Введение внесудебной процедуры возобновления контракта. Досрочное прекращение контракта по инициативе компетентного органа и Правительства РК в следующих случаях: двукратное нарушение условий контракта в случае их не устранения после получения уведомления; несоблюдение недропользователями приоритетного права государства; изменение экономических интересов Республики Казахстан, создающее угрозу национальной безопасности, при условии невозможности достижения соглашения с недропользователем. Введение внесудебной процедуры возобновления контракта. Компетентный орган вправе самостоятельно принять решение о возобновлении контракта, если: решение о прекращении контракта было принято на основе недостоверных данных; обстоятельства, повлекшие нарушение контрактных условий, не зависели от недропользователя. Слайд 12
Концептуальные новшества проекта Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» В целях противодействия коррупции и обеспечения прозрачности принимаемых госорганами решений предложено учреждение ряда консультативно-совещательных комиссий с регламентацией их полномочий Межведомственная комиссия по вопросам осуществления приоритетного права государства Центральная комиссия по разведке и разработке полезных ископаемых Межрегиональные комиссии по разведке и разработке общераспространенных полезных ископаемых Комиссия по проведению конкурсов на предоставление права недропользования Конкурсные комиссии по предоставлению права недропользования на разведку или добычу общераспространенных полезных ископаемых Экспертная комиссия по вопросам недропользования Экспертные комиссии по вопросам недропользования на разведку или добычу общераспространенных полезных ископаемых Слайд 13
Концептуальные новшества проекта Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» Четкое закрепление функций национальных компаний в сфере недропользования Урегулирование спорных вопросов совместного обладания правом недропользования и совместного обладания контрактной территорией по отдельным контрактам Установление норм, обеспечивающих оперативное реагирование компетентного органа на нарушения, допускаемые недропользователями Сведение к минимуму общего количества бланкетных норм Оптимизация сроков действия контрактов Установление правового режима магистральных трубопроводов Устранение существующих законодательных пробелов по общераспространенным полезным ископаемым Кроме изложенного выше проектом Закона РК «О недрах и недропользовании» урегулированы многие другие актуальные вопросы недропользования, в частности: Слайд 14
Благодарим за внимание!