Типология уроков Урок является сложной педагогической системой и разделяется на типы по признакам: Вводный урок. Урок изучения нового материала(первичного ознакомления с материалом). Урок закрепления изученного (повторения и обобщения). Урок применения знаний и умений. Урок проверки и коррекции знаний и умений. Смешанный, или комбинированный урок. по основной педагогической цели:
Типология уроков -в форме беседы; - в форме лекции (от лат.-чтение): -в форме экскурсии; - в форме видеоурока; - в форме самостоятельной работы обучающихся; - в форме лабораторных работ (цель – практическое освоение научно- теоретических положений изучаемого предмета); - в форме практических работ; -нетрадиционные. по основному методу (форме) проведения
Типология уроков Комбинированный урок. Урок усвоения новых знаний обучающимися. Урок закрепления изучаемого материала. Урок повторения. Урок систематизации и обобщения нового материала. Урок проверки и оценки знаний. По дидактической цели обучения:
Виды лекций (по цели) Вводная лекция знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин, дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых), ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, уточняются сроки и формы отчетности Обзорная лекция не краткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне. Бинарная лекция это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо преподавателя и обучающегося ) Информационная лекция раскрывает содержание темы, в соответствии с учебно-тематическим планом Обзорно-повторительные лекции, читаемые в конце раздела или курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно- понятийную основу данного раздела или курса Лекция - главное звено дидактического цикла обучения
Виды лекций (по форме) Вводная (установочная) : характеристика учебника и учебных пособий, ознакомление с обязательным списком литературы, рассказ об экзаменационных требованиях Проблемные (мотивационные) Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить обучающихся к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить Лекция-визуализация Устная информация, преобразованная в визуальную форму. В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности (визуальные материалы систематизируют имеющиеся знания, навыки; обеспечивают усвоение новых компетенций) )(мотивационные). Лекция с заранее запланированными ошибками ( стимулирует обучающихся к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки)
УРОКИ - ЛЕКЦИИ Лекция-беседа Лекция-дискуссия (предполагает организацию обмена мнениями в промежутках между изложением опорных разделов курса информатики) Лекция-консультация (цель: разъяснить обучающимся наиболее значимые и сложные приёмы) Лекция пресс- конференция (участие преподавателей смежных дисциплин) Лекция с ошибками
Виды учебных семинаров Междисциплинар- ные Между обучающимися распределяются задания для подготовки сообщений по теме Проблемный семинар Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Накануне обучающиеся получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем Тематические. Этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания обучающихся на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных её аспектах. Перед началом семинара обучающимся даётся задание - выделить существенные стороны темы Ориентационные. Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т.п. Системные. Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемой темы