Технология коллективного взаимообучения
Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Этапы технологии
Каждый ученик прорабатывает свой абзац (это может быть буква, слог, слово, предложение, часть текста, описание, характеристика, пункт или параграф учебника, статья, историческим документ и т.д.); Обмен знаниями с партнером (ролевая игра "учитель-ученик", смена ролей) Проработка воспринятой информации, поиск нового партнера для взаимообучения
1. Статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» -«ученик» (пару могут составить два «слабых» ученика, два «сильных», «сильный» и «слабый» при условии взаимного расположения); 2. Динамическая четверка: четверо учащихся, школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей; 3. Вариационная четверка, в которой каждый член группы получает «свое» задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по описанной выше схеме (см. описание работы динамической четверки). В результате каждый усваивает содержание четырех заданий.
Результаты технологии Развиваются навыки мыследеятельности Определяется индивидуальный темп Повышается ответственность за коллективный результат Создание благоприятного микроклимата Совершенствуются навыки логического мышления и понимания Формируется адекватная самооценка Создаются условия для прочного усвоения знаний