Отклонения в поведении детей Семиздралова О.А., к.псх.н., доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ ДПО ЧИППКРО
Непослушание Форма сопротивления требованиям, просьбам, советам, нравственным нормам общественного поведения (шалость, озорство, проступок)
Шалость Разновидность непослушания, которая проявляется как веселая проказа, забава или проделка ребенка, свидетельствующая о его активности, инициативе, изобретательности.
Озорство Сознательное нарушение правил, намеренное совершение действий, приносящих вред сверстнику или старшим. Цель озорства - досадить, отомстить, получить выгоду для себя.
Проступок Всегда намеренное нарушение требований взрослых если и без злого умысла, то с пониманием того, что этот поступок плох. Это внешняя форма проявления отрицательных черт характера.
Негативизм Выраженное неприятие чего-либо, немотивированное и неразумное сопротивление воздействию окружающих. Это форма протеста против неблагоприятного отношения к нему взрослых или сверстников.
Причины проявления негативизма В период кризисов; Как реакция на обиду; Как реакция на психологическую трудность; Неуважительное отношение со стороны взрослых.
Капризы Особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном противодействии и сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Ребенок использует каприз как инструмент в регуляции взаимоотношений со взрослым.
Упрямство Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Причины непослушания Неадекватное стремление к самостоятельности; Средство психологической защиты; Особенность поведения или черта характера; Обида, досада, злость, мстительность; Протест против несправедливого отношения; Косвенное отражение воспитательных ошибок; Следствие подражания соответствующему поведению
Своеволие Прихоть ребенка, его произвол, который бывает разумным и неразумным.
Причины своеволия Неправильно реализуемое стремление к взрослости; Протест против несправедливости взрослых; Результат ложного стыда проявить нежность, ласку, послушание; Несдержанность, слабоволие; Переутомление.
Недисциплинированность Сознательное нарушение общепринятых социальных норм и правил поведения. Причины асоциальной направленности поведения: праздность, безделье, безнадзорность, озлобленность.
Девиантно-делинкветные формы поведения Это поведение, нарушающее какие- либо социальные нормы: аддиктивное поведение (лживость, употребление алкоголя, наркотиков); побеги из дома; уход в религиозные культы; бродяжничество; аутоагрессивное поведение
Особенности поведения ребенка, подвергающегося физическому насилию Боязнь взрослых, редкое проявление радости, плаксивость, крайности в поведении, болезненное отношение к замечаниям, заискивающее поведение, лживость, воровство, жестокость, склонность к поджогам, делинкветное поведение.
Особенности поведения детей, испытавших сексуальное насилие Ночные кошмары, страхи, сексуальные игры, несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, депрессия, низкая самооценка, сексуализированное поведение.
Особенности поведения детей, испытывающих эмоциональное насилие Тревожность, нарушение сна, длительное подавленное состояние, агрессивность, склонность к уединению, угодливое поведение, эксцентричность поведения, неумение контактировать с другими людьми, плохая успеваемость, низкая самооценка, нарушение аппетита.