Москва 2011 С.С. Сулакшин доктор физико-математических наук, доктор политических наук, профессор Цикл проектирования государственной политики и ее реализации Internet:
2 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Общие сведения о цикле проектирования государственной политики
3 Последовательность проектирования государственной политики Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Ценность---ценностные цели---проблемы---с\п и задачи решения---документы (НПА и ОУР) генератор целей факторный анализ проблемная компетентность управленческая и декомпозиция юридическая техника Экономическая Доктрина Российской Федерации
4 М1 – проблемная матрица М2 - управленческая матрица ОС – обратная связь ОС 1 интерес Априорная верификация Ценностная цель Идентификация проблем Инструменты и ресурсы Субъекты и объекты субпроблемы Неделимые задачи Идей концептык онтуры решений задач М 1 Р ЕШ Е Н И Я М 2 Меры действия Пакетировани е в интегрирующи е документы и программы Государственно- управленческие документы: Послание Президента Указ Закон Доктрина Программы Акты управления Пропаганда и воспитание Духовная подготовка и мобилизация Алгоритмизированное проблемно-управленческое дерево Стадия проблемной декомпозиции Стадия управленческого синтеза Компарация результат-цель результат реализация ОС 2 мониторинг потребность Цикл проектирования государственной политики и ее реализации ЦЕННОСТЬ Корре кция Документ: проект государственной политики
5 Структура и методология проектирования государственной политики. Принцип «задай сто вопросов» О чем говорим? Основные определения Во имя чего? Цели и ценности Что мешает, в чем причина? Факторный анализ Перечень проблем и задач? Проблемная матрица Перечень государственно- управленческих решений? Управленческая матрица Какими гос.-упр. НПА воплощаются решения? Проблемная матрица Как воплощение решений организуется во времени? Программа действий Как построить гос. управление реализацией программы? Система государственного управления Каковы шансы на реализацию? Оценка рисков и угроз PR- и GR-задача Руководству под ключ
6 Креативные этапы проектирования госполитики
7 Цель, ценность, проблема, задача в управленческом контексте Цель – это количественные характеристики предмета деятельности человека, по каким-то причинам значимые для него Ценность – это критически или жизненно важные количественные характеристики предмета деятельности человека Проблема – это препятствие на пути достижения поставленных целей Задача – это постановка вопросов о преодолении препятствий, мешающих достижению поставленных целей Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования
8 Психолого-деятельностный генератор цели Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Потребность Интерес Мотивация Цель Ценность Проблема Задача Управление Результат
9 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Иерархия понятий ценность Ценностная цель Операционная цель (административная, техническая) Ценностная цель Операционная цель средства средства средства средства средства средства средства ЗАДАЧА ЗАДАЧА ЗАДАЧА
10 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Иерархия понятий Ценность (три типа) Цель Средства Проблема Задача
11 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования ценности Государственная политика Ценностные цели Государственное управление ресурс исполнение результаты Оценка качества государственной политики и государственного управления По органическим ценностям Государственной политики и управления I Позиция в неолиберальном дискурсе о государственном управлении По затратам 1. «Права и свободы являются высшей ценностью». (Конституция РФ) 2. «Бедный не может быть свободным.» (Президент РФ.2010 г.)_ II А ценность?
12 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Примеры путаницы понятий Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и граждан Российской Федерации по обеспечению условий для устойчивого демографического развития страны постановляю: … 1. Общие положения Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране. …(А СМЫСЛЫ ЖИЗНИ?) 3. Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет. Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки. Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются: сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин; ( м.б. ЦЕЛЬ?) сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями,
13 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Примеры путаницы понятий Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются: сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин; ( м.б. ЦЕЛЬ?) сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов; повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей; укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции. \ Задача от цели отличаться должна? Средство ОТ ЗАДАЧИ ОТЛИЧАТЬСЯ ДОЛЖНО? Задача – это постановка вопросов о преодолении преград на пути достижения целей.
14 Топология механизмов формирования демографического поведения человека Государственная политика Пассионарность Национальная идентичность государства, комфортность среды Экономика, материальное благополучие Пропаганда, СМИ Воспитание Образование Самые инерционные устойчивые базовые факторы мотиваций Менталитет Вера Традиции Потребности, интересы, ценностные установки Мотивация населения Психологический тонус ? Психология бессозна- тельного Психология веры Психология разума Демографический результат Мотивация личности Психология воли
15 К понятию субъектного ценностного пространства выбора государственно-управленческих решений Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования
16 Научная методология разработки государственной политики Междисциплинарная постановка проектирования ОТНОШЕНИЯ Развитие, конфликты ПРОБЛЕМЫ Государственное управление Конституция ФЗ, указы Постановления Правительства Законы субъектов РФ Подзаконные акты Программы, приказы, распоряжения Проекты НПА, подзаконных актов, управленчески х документов Проблемная часть (ЗНАНИЕ I ) Правовая часть (ЗНАНИЕ II ) Государственная политика (ПРОЕКТИРОВАНИЕ) Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования - Экономисты, финансисты, историки, философы, психологи, медики, математики, демографы, управленцы, физики, юристы, социологи, статистики
17 Научная методология разработки государственной политики Баланс интересов Цель (ценность): Потребности Интересы: – Личность – Общество (группы) – Государство множественность конфликтность Интерес Баланс интересов Принцип: Учитываются все интересы. Только сложное решение балансирует интересы. Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования
18 Научная методология разработки государственной политики Политический центризм Шкала идей (решений) –Центр+ Крайнее решение Идея (–) Традиционализм (охранительство) Идея (+) Модернизм (изменчивость) Синтез баланс реформ и традиций Сложное решение +––+ … –++– … Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования
19 Ценность Проблемы Субпроблемы I уровня Субпроблемы II уровня Субпроблемы -го уровня Неделимые задачи Решения Пакеты решений Программа действий I IIIII … t АНАЛИЗАНАЛИЗ СИНТЕЗСИНТЕЗ Цель (ценность) От цели к программе действий Проблемно-управленческое дерево экономической политики (проблемная декомпозиция) Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования
20 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Принцип «телескопа» Текущее среднесрочное стратегическое (долгосрочное) t старт цель путь
21 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования
22 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования П РОБЛЕМНАЯ МАТРИЦА Принцип «ФОНАРЯ»
23 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Управленческая матрица Принцип «ФОНАРЯ»
24
25 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования ЦЕННОСТИ
26 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Пирамида Маслоу
27 Ценности государственной экономической политики как критерии управленческих решений - Экономический рост и и пропорции развитости (качество роста) - Социальный гуманизм - Долгосрочная устойчивость развития - Национальные интересы и национальная безопасность Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования
28 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования ЦЕЛИ
29 Цели и ценности экономической политики (система целей) Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Устойчивый экономический рост и развитие в долгосрочной перспективе На основе воспроизводимых ресурсов Устойчивый, в долгосрочной перспективе Качество экономического развития Управление пропорциями развития Социальный гуманизм Демографические показатели Уровень развития человеческого капитала Уровень жизни Опора на внутренние ресурсы Территориальная целостность Устойчивость развития Суверенность Военный потенциал Экономический потенциал Политический потенциал Гуманис- тичность Финансовая обеспеченность Экономический рост (приоритеты) Ликвидация диспропорции Достижение необходимых пропорций Цели–ценности экономической политики Национальная безопасность, национальные интересы Интересы государства
30 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Ф ц = Σ С i х П i к = С 1 х П 1 + С 2 х П 2 + С 3 х П 3 … Y1Y1 Y2Y2 Ф2Ф2 Ф1Ф1 Y Y П1П1 П2П2 ФцФц К = 1 Система ЦЕЛЕЙ, КАК СЛОЖНОСОСТАВНАЯ ФУНКЦИЯ ЦЕЛИ
31 Система целей в государственной политике
32 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования GRICS - Governance Research Indicator Country Snapshot GPP - Government performance project ДРОНД (доклад о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти ) КАФКа»(уровень неэффективности государственной бюрократии, Бельгия) ИВК «Transparency International» индекс коррупции ID индекс демократизации Индекс глобальной конкурентоспособности (Давос) Индекс экономической свободы. «Wall Street Journal» ИРЧП Индекс счастья И т.д. Индексы успешности развития I = C i x F i Воля, интерес и манипуляцияСтатистика и экспертный опрос Как объективизировать? Как универсализировать? показатель развития
33 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Активно управленческий подход I = C i x F i n Наш подход: n 1 Y1Y1 Y2Y2 Ф2Ф2 Ф1Ф1 Y Y Теория поверхности успешности Показатель развития, результат Фактор развития, управляемый параметр F Государственное управление Y – может быть частным индексом, может быть интегративным индексом
34 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Соотношение опросных и статистических количественных данных в Индексе конкурентоспособности
35
36 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Идентификация проблем. Причинно –следственные связи Априорная верификация. Прогноз последствий
37 Вызовы и проблемы современной экономической политики Откуда берутся? Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Ключевые вызовы и проблемы экономической политики Отсутствие четкой системы ценностных целей: социальных, государственных, региональных, структурных и прежде всего гуманитарных Пренебрежение состоянием человеческого капитала Отсутствие экономической стратегии государства (либеральная ловушка) Перелиберизация государственного управления Урезанная структура и функции государственно- управленческой роли и системы управления Дефицит управленческого, в т.ч. нормативно-правового инструментария Дефицит кадров, научно- экспертной поддержки властей Сырьевая ловушка Избыточная экспортизация Манкирование высокотехнологическим развитием, инновациями, деградация структуры промышленности Недолго- срочный характер Невоспроиз- водимость ресурсов Монетаризм Рыночный и официальный государствен- ный отток капитала Инвестиционный дефицит Подавление внутреннего спроса Демонетизация экономики Немотивированное накопление Накопление диспропорции развитости: – отраслевые –региональные –структурно- размерные –социальные Самоустранение от государственного управления пропорциями развития Проблема статистики и мониторинга
38 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Причинно-следственный анализ при выявлении проблем 1.Корреляция и регрессия 2.Экспертная оценка 3.Моделирование 4.Опыт и компарация
39 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования 1. Метод корреляции
40
41 Выделение закономерностей в «шумах» Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Шум / сигналКоэффициент корреляции 10,98 20,921-0,929 40,766-0,781 60,63-0,648 80,514-0, ,416-0,47 Амплитуда сигнала = 1
42 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования 1 +Δ t -Δt-Δt III X YY X Типовой вид корреляционной связи в зависимости от направления причинной связи двух переменных Коэфф. Коррел ΔtΔt t
43 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования ΔtΔt ΔtΔt Что причина – что следствие? Причина следствие
44 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Корреляция качества государственного управления и объема промышленного производства в России, c 1900 г. по 2004 гг. Корреляция качества государственного управления и социального расслоения населения по доходам Причина: качество г/у Следствие: промышленность Причина: социальная удовлетворенность населения Следствие: качество г/у
45 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования 5-0,7 Денежно-кредитная и банковская политика Процентные ставки по кредитам в России, % (С 1992 по 2006 гг.) 50,86 Правоохранительная политика: обеспечение судебного процесса Отношение численности обвинительных приговоров судов к числу правонарушителей, в % (С 1965 по 2005 гг.) 100,71 Политика выравнивания социальных диспаритетов Диапазон между доходами первой и пятой групп в России, в % (С 1970 по 2007 гг.) 100,92 Политика в сфере чрезвычайных ситуаций Число лесных пожаров в России (С 1985 по 2006 гг.) 150,66 Демографическая политика Общий коэффициент рождаемости в России в соотношении с развитыми странами Запада (усредненный показатель Австрии, Великобритании, США, Германии, Франции), в % (С 1800 по 2007 гг.) 150,73 Политика духовного развития народа Масштабность геополитической адресации национальной идеологии в системе условной оцифровки, усл.ед. (С 1850 по 2008 гг.) Лаг, лет К. корр. Политика Показатель результативности госполитики
46 Влияние казнокрадства на ВВП и инфляцию (причинно- следственные связи) -0,8 0 0,4 0, Лаг времени годы -0,6 -0,5 -0,4 -0,3 -0,2 -0, Лаг врем ени годы -0,8 0 0,4 0, Лаг врем ени годы 0 0,2 0,4 0,6 0, Лаг времени год ы Автодорожное хоз-воЖелезнодорожный тр-т Инфляция ВВП
47 Факторы ВВП и инфляции Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Целевая экономика- гармоничный образ Фактор Коэфф.корреляции с индексом инфляции с ВВП Доходы населения 1 Банковские вклады (депозиты) физических лиц в кредитных организациях –0,460,55 2Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц)–0,600,69 3 Среднемесячная начисленная заработная плата работающих в экономике –0,590,67 4Средний размер назначенных месячных пенсий –0,61 0,68 Монетарный фактор 5М2/ВВП–0,440,49 6Ф1+Ф2+Ф3, рассчитанная по европейскому стандарту0,120,71 7Ф1+Ф2+Ф3, рассчитанная по китайскому стандарту0,130,72 Инвестиции 8 Основные фонды всего по отраслям экономики (на начало года, по полной учетной стоимости) –0,750,77 9 Ввод в действие основных фондов, всего, в фактически действовавших ценах –0,530,67 10Инвестиции в основной капитал, в фактически действовавших ценах–0,610,71
48 Инфляционные весы (+ моделирование) Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Предложение товаров и услуг Платежеспособный спрос населения + цены – Основн. фонды Импорт потреби- тельский Импорт промыш- ленный Коммерч. банки М2/ВВП Тарифы ЕМ Обменный курс рубля Структура спроса Психология спроса Оплата труда, пенсии, самозанятость Доходы от собственности Избыток сбережений Зарубежный рынок Сбер банк Социаль- ный трансфер Инвест. фин. ресурсы Избыток сбереж. Экспорт Госрасходы Бюджетники Ограничитель:пе рвичные потребности как основная доля доходов Низкодоходная группа Недвижим. зарубежные счета, роскошь, золото Ограничитель: нет Высокодоходная группа M x V = P x O – уравнение Фишера
49 I = exp (а+b/t), Рис. 36. Индекс потребительских цен (1993–1997 гг.) и модельная инфляционная функция S, (%) Рис. 37. Индекс потребительских цен (1998–2009 гг.) и модельная инфляционная функция S, (%)
50 Связь стерилизации финансов с инфляцией отсутствует Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Ф 2 - избыточный объем ЗВР Ф 3 - объем стабфонда (Европа) (Китай) Вопрос политологу: Зачем же из экономики изымают средства? Уже более двух триллионов долларов! - - Разгадка существует! ,0 -0,8 -0,6 -0,4 -0,2 0,0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 R лаг времени Денежная масса, рассчитанная по европейскому стандарту Денежная масса, рассчитанная по китайскому стандарту ,0 -0,8 -0,6 -0,4 -0,2 0,0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 R лаг времени Денежная масса, рассчитанная по европейскому стандарту Денежная масса, рассчитанная по китайскому стандарту ИПЦ ВВП
51 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Демонетизация российской экономики на инфляцию не влияет, но экономическое развитие тормозит и кризис усугубляет (визуальный синхронизм) Связь с инфляцией – 0,12 Связь с торможением ВВП – 0,75 Источник: Росстат и расчеты ЦПА и ГУП
52 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования 2. Экспертная оценка Одна голова хорошо, две лучше, а сеть еще лучше?
53 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Качество государственного управления в России Научный инструмент - сетевой интеллект (экспертное сообщество) Количественный Форсайт и Бэксайт t 2011
54 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Дисперсия оценки от числа экспертов Верификация научного инструмента сетевой экспертной оценки ДЕМОГРАФИЯ ГОСУПРАВЛЕНИЕ
55 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования 3. Моделирование
56 Построение модели как когнитивная задача R = X 2 + Y 2 R X Y
57 Х i / N - среднее N X X = Σ D = ( X – X i ) 2 / N- Среднеквадратичное отклонение, характеризующее разброс Х
58 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Прогноз по модели циклического переноса
59 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Верификация самой модели (ретропрогнозирование) t сегодня Прогноз по отношению к t 0 t0t0 Известная реализация Точность прогноза
60 Идейная платформа действующей версии российской экономической политики : - самоустранение государства от управления экономическим развитием; - сокращение внутреннего спроса (занижение оплаты труда и пенсий); - стерилизация финансов за счет сокращения коэффициента монетизации российской экономики, замораживания избыточных золотовалютных резервов и вывода доходов в стабилизационный фонд (за рубеж); - фактическое занижение инвестиционных ресурсов; - сокращение доли государственных расходов в ВВП; - наращивание уровня открытости (экспорт и импорт) российской экономики. Предлагаемая идейная платформа экономическая политики - практически противоположные решения: - восстановление роли государственного управления экономическим развитием; - значимое увеличение оплаты труда и пенсий; - доведение уровня монетизации до рабочего состояния; - увеличение и дифференциация инвестиций в основные фонды не менее, чем в два раза; - сокращение степени открытости экономики, преодоление ее переэкспортизации; - рост доли государственных расходов в ВВП страны. Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Моделирование последствий планируемых решений От действующей версии – к предлагаемой
61 Верификация предлагаемой экономической платформы Решение: рост зарплат, пенсий и доходов самозанятого населения Будет ли рост ВВП и не будет ли инфляции ? Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования ВВП растет инфляция падает ,0 -0,8 -0,6 -0,4 -0,2 0,0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 R лаг времени Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб ,0 -0,8 -0,6 -0,4 -0,2 0,0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 R лаг времени Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб.
62 Верификация экономической платформы Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Решение: восстановление монетизации российской экономики Будет ли рост ВВП и не будет ли инфляции ? ВВП растет инфляция падает ,0 -0,8 -0,6 -0,4 -0,2 0,0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 R лаг времени М2/ВВП ,0 -0,8 -0,6 -0,4 -0,2 0,0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 R лаг времени М2/ВВП
63 Верификация экономической платформы Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Решение: увеличение инвестиций в экономике за счет ГВИКФ Будет ли рост ВВП и не будет ли инфляции ? ВВП растет инфляция падает ,0 -0,8 -0,6 -0,4 -0,2 0,0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 R лаг времени Инвестиции в основной капитал, млн. руб. в фактически действовавших ценах ,0 -0,8 -0,6 -0,4 -0,2 0,0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 R лаг времени Инвестиции в основной капитал, млн. руб. в фактически действовавших ценах
64 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Верификация экономической платформы ВВП растет инфляция падает Решение: уменьшение открытости экономики страны (переэкспортизации) Будет ли рост ВВП и не будет ли инфляции ? ,0 -0,8 -0,6 -0,4 -0,2 0,0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 R лаг времени (Экспорт+Импорт)/ВВП ,0 -0,8 -0,6 -0,4 -0,2 0,0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 R лаг времени (Экспорт+Импорт)/ВВП
65 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Верификация экономической платформы Решение: градиентное инвестиционное управление – диверсификация экономики (от сырьевого типа к экономике знаний) Будет ли диверсифицироваться экономика ? Спектр ВВП Виды ЭД ,10,20,30,40,50,60,70,80,91 Базовый вариант спектра ВВП Преобразованный спектр ВВП
66 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Верификация экономической платформы Решение: градиентное инвестиционное управление – выравнивание развитости регионов России Будет ли выравнивание развития регионов ?
67 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Верификация экономической платформы Решение: градиентное инвестиционное управление – повышение эффективности экономики за счет инноватизации Будет ли рост эффективности экономики? Выигрыш в эффективности инвестиции в прочие отрасли экономики инвестиции в отрасли экономики знаний
68 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования инвестиции ВВП товары и услуги оплата труда банковский портфель демография инфляция ставка рефинансирования доля госрасходов в ВВП монетизация экономики доля оплаты труда в ВВП + Управляемые государством параметры Зависимые параметры Феноменологическая модель (опора на опыт)
69 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Прогнозирование по экономической феномодели ( прогноз зависимых параметров) В итоге модернизации ВВП вырастет более чем в 2 раза, инвестиции в 3 раза, оплата труда в 3 раза, инфляция упадет в 1,2-4 раза Быстрый медленный
70 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования 4. Опыт и компарация
71 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Рывок монетизации по опыту мира ведет к росту ВВП
72 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Бразилия Англия ИндияКанада Рывок в монетизации не влечет инфляцию
73 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Рывок в монетизации не влечет инфляцию Китай
74 Примеры проблемно-управленческих деревьев
75 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Государственная транспортная политика
76 Слайд 9
77 Проблемно-управленческое дерево «Противодействие коррупции и теневой экономике в РФ» (шесть контуров коррупции) Слайд 10
78 I Кадровая коррупция Слайд 11
79 II Экономическая коррупция Слайд 12
80 Слайд 13
81 IV Идейная коррупция Слайд 14
82 V. Теневая экономика VI. Бытовая коррупция образова ние здравоохра нение ГИБДД и иные надзорные органы Слайд 15
83 Проблемно – управленческое дерево государственной экономической политики
84 1. Прогресс российского рынка, внешний имидж и инвестиционные рейтинги РФ 2.Создание и развитие конкуренции на внутренних рынках 3. Конкурентоспособность российского бизнеса на внутреннем и мировых рынках 4. Преодоление преимущественно санкционного характера российского антимонопольного законодательства, совершенствование мер по защите конкурентных отношений и интересов участников рынка Структурные недостатки рынка высокая монополизация рынков факторы неэфф-ти д-ти естественных монополий (существование и неэффективное регулирование) медленная адаптация бизнеса к открытой конкурентной экономике неразвитость среднего и малого бизнеса недостатки тарифообразо вания несовершенство механизма разделения конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности несоверше нство системы налогообл ожения отсутст-вие заинтересова нности МСУ вытесне-ние крупным бизнесом недостатки приватизации недостаточная конкурентоспособность российского бизнеса на внутр. и мир. рынках недостоточ. качество продукции низкий имидж России на рынках медленная адаптация к работе в конкурент- ной экономике недостаточность механизмов защиты отечественного производителя Структурные проблемы российской экономики несоответствие системы техрегулирован ия мировым стандартам негативные последствия адм.- командной системы современные негативные тенденции олигополизац ия рынков сговор админист ративные барьеры недостиже ние целей приватизац ии незаверше нность процессов приватизац ии диспропор ции отраслевой перекос регио н. перек ос перекос в структуре экспота психол. штампы: импорт=ка чество несовершенство системы стандартов качества ориентиров анность с конкуренци и издержек на ценовую конкуренци ю ЦЕЛЬ ЦЕННОСТЬ Несовершенство антимонопольного правового регулирования Теневая экономика Коррупция Негативные проявления государственного воздействия на конкуренцию Низкая правовая культура ПРОБЛЕМЫПРОБЛЕМЫ СУБПРОБЛЕМЫСУБПРОБЛЕМЫ РЕШЕНИЕРЕШЕНИЕ ЗАДАЧИЗАДАЧИ несоврешенст во кредитной политики на внешних рынках Государственная политика развития конкуренции в России Слайд 2
85 преимуещственно санкционный характер антимонопольного законодательства Несовершенство антимонопольного правового регулирования несовершенство материальных норм несовершенство процессуальных норм недостатки судебной практики неединооб разна длительные сроки неразвитость и непоследователь ность конкурентной политики в РФ отсутствие норм по развитию конкуренции отсутствие превентивных механизмов функции ФАС процедуры неразвитость механизмов контроля и надзора за исполнением решений отсутствие механизмов по защите интересов пострадавших лиц несовершенство составов правонарушений и санкций монополисти ческая деятельность недобросовестн ая конкуренция нет составов и слабые санкции в КоАП несовершенс тво состава ст. 178 УК изменения в КоАП изменения в УК отсутствие доктринального документа, задающего эту политику Государственная концепция конкурентной политики в РФ Ст. 6 - нет определения - нет признаков и достаточных доказательств - нет мер по превентивному механизму - неопределенность исключений Ст. 5 - доминир. положение длительные сроки расследования недифференц. правил рассл. отд-х категорий дел недостаток полномочий по расследованию дел / слабая вазимосвязь с правоохр. орг. недостатки состава копиров. ст. 10-bis Парижск. конвенц. форма вины - умысел расширит. толков. термина нерегламент. некотор. мер защиты отсутствие диалога с бизнесом, потребителями недостатки правового регулирования естестественны х монополий ПРОБЛЕМЫПРОБЛЕМЫ СУБПРОБЛЕМЫСУБПРОБЛЕМЫ ЗА Д А Ч И РЕШЕНИЕРЕШЕНИЕ Слайд 3 Проблемное дерево государственной антимонопольной политики
86 Низкая правовая культура Теневая экономика Коррупция низкий уровень культуры рыночных отношений низкий уровень правосознани я потребителя подрыв конкуренци и отсутствие системы информ. участников рынка о возм. исп. конкур. законодат. для защиты своих инт- сов использ. рычыгов конкур. законодат. в частном интересе неэффект. деятельнос ть союзов, ассоциаций саморегу лировани е отсутст.ко декса корп. повед. отсутств.третейск. конкур. суды неэф. д-ть общест. организаций отсутс твие пропа ганды СМИ образо вание негативные проявления государственного воздействия на конкуренцию гос-во как хоз. субъект неправом. гос. поддержка отд. хоз. субъектов ЗАДАЧИЗАДАЧИ Р ЕШ Е Н И Я СУБПРОБЛЕМЫСУБПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМЫПРОБЛЕМЫ Слайд 4 Дерево проблем конкурентной политики
87 Решения в составе проекта государственной политики 1. Нормативно-правовые акты (проекты, концепции) 2. Распорядительные решения (проекты, концепты) 3. Ресурсные назначения планировки 4. Сетевой график реализации 5. Сценарии. Форсмажорные варианты. 6. Библиотека форсмажорного управления
88 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Решения в условиях ограниченного ресурса
89 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Пример перечня НПА к государственной политике
90 Сетевая модель реализации государственной политики лет
91 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Мероприятия, связи, временное планирование
92 Структура Документа, фиксирующего проект государственной политики. Уровень доктрины Преамбула Глава 1. Общие положения 1.1. Статус Доктрины и место в системе иных нормативных правовых актов 1.2. Предмет регулирования Доктрины 1.3. Цели регулирования Доктрины 1.4. Основные понятия 1.5. Ценностный выбор и принципы государственной политики обеспечения жизнеспособности России 1.6. Административно-управленческие цели (текущие, среднесрочные, долгосрочные и «вечные») государственной политики обеспечения жизнеспособности России 1.7. Ресурсные основания государственного управления обеспечения жизнеспособности России 1.8. Направления государственной политики обеспечения жизнеспособности России 1.9. Периодизация планирования Доктрины Срок действия и порядок корректировки Доктрины Головной исполнитель и система исполнителей Доктрины.
93 Глава 2. Текущее и целевое состояния, стратегия перехода по направлениям государственной политики обеспечения жизнеспособности России 2.1.Внешняя политика 2.2.Политика в сфере обороны и безопасности 2.3.Экономическая политика 2.4.Региональная политика 2.5.Политика в сфере национальных отношений 2.6. Политическое строительство и развитие гражданской активности 2.7.Политика административного и государственного строительства 2.8.Политика в сфере социальной защиты и социальной справедливости 2.9.Политика народосбережения и развития человеческого потенциала: Политика в идейно-духовной и мировоззренческой сферах Политика в сфере культуры Политика в сфере воспитания Политика в сфере пропаганды Семейная политика Политика в сфере образования Политика в сфере науки Политика в сфере здравоохранения и здорового образа жизни Экологическая политика 2.10.Сельскохозяйственная и сельскопоселенческая политика 2.11.Политика в сфере труда Иные направления политики безопасности и развития России. Глава 3. Механизм реализации Доктрины 3.1. Государственная система управления 3.2. Планирование, мониторинг и контроль в государственном управлении 3.3. Международное сотрудничество при реализации государственной политики обеспечения жизнеспособности России и коллективной безопасности. Глава 4. Программа нормативно-правового обеспечения реализации Доктрины Глава 5. Программа ресурсного обеспечения Глава 6. Сетевой график реализации Доктрины Глава 7. Сценарии альтернатив и форсмажорное управление
94 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Типовой макет федерального закона об общей (специальной) доктрине (1) государственной политики в соответствующей сфере общественных отношений и документов, прилагаемых к законопроекту Федеральный закон «О _____________(2) доктрине Российской Федерации» Статья 1. Цели принятия Федерального закона о доктрине (3) Статья 2. Законодательство Российской Федерации, регулирующее данную сферу общественных отношений Статья 3. Органы управления в данной сфере общественных отношений Статья 4. Ответственность органов власти и должностных лиц, контроль и надзор за их деятельностью в данной сфере общественных отношений Статья 5. Порядок внесения изменений в доктрину Статья 6. Вступление в силу настоящего Федерального закона Статья 7. Применение законов и иных актов, регулирующих данную сферу общественных отношений, в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона Статья 8. Заключительные и переходные положения
95 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Компарация Критерии успеха развития при компарации К = (цель - результат) Успех при К 0 Неуспех при К 0 А если параметр цели сложный, самый общий?
96 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Общая цель – успешность. Частные цели успешности. Динамика движения Ф ц = Σ С i х П i к = С 1 х П 1 + С 2 х П 2 + С 3 х П 3 … Критерий : хорошо-плохо хорошо-плохо хорошо – плохо … Рост смертности – плохо Спад смертности - хорошо хорошо плохо t П i = 1 / П i
97 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Мониторирование и компарация Модель СССР Модель РФ перелом 1 улучшение ухудшение К
98 М1 – проблемная матрица М2 - управленческая матрица ОС – обратная связь ОС 1 интерес Априорная верификация Ценностная цель Идентификация проблем Инструменты и ресурсы Субъекты и объекты субпроблемы Неделимые задачи Идей концептык онтуры решений задач М 1 Р ЕШ Е Н И Я М 2 Меры действия Пакетировани е в интегрирующи е документы и программы Государственно- управленческие документы: Послание Президента Указ Закон Доктрина Программы Акты управления Пропаганда и воспитание Духовная подготовка и мобилизация Алгоритмизированное проблемно-управленческое дерево Стадия проблемной декомпозиции Стадия управленческого синтеза Компарация результат-цель результат реализация ОС 2 мониторинг потребность Цикл проектирования государственной политики и ее реализации ЦЕННОСТЬ Корре кция Документ: проект государственной политики
99 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Цикл замкнулся. 1.Государственная политика спроектирована 2.Государственная политика непрерывно корректируется
Спасибо за внимание! Наш адрес: , Россия, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 15, (подъезд 1, этаж 5) Тел./факс: (495) , , Internet: Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования