Тематика и методы учебно-исследовательской деятельности Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 3 г.Кашина Момзина Н.Н.
Хорошая тема: Интересна исследователю и отвечает задаче развития его личности Интересна научному руководителю Опирается на знания, полученные на основе базового образования, углубляет и расширяет их Соответствует принципу научности Доступна: соответствует возрасту, знаниям, способностям Посильна по объему и времени, необходимому для ее выполнения Содержит проблему, требующую решения
Методы учебно-исследовательской деятельности Метод проектов Эксперимент Игры-исследования Метод аналогий Метод сравнения Метод самостоятельного исследования Метод работы с текстом Метод продолжения исследования Метод социологического опроса Лабораторный Метод лингвистического эксперимента
По длительности исследования долговременные кратковременные экспресс-исследования
Собственно-лингвистические методы Работа с Национальным корпусом русского языка Описательные методы Словообразовательный анализ Структурно-семантический анализ Экспериментальный метод (социолинвистическое исследование) Лингвистический анализ текста описание языка носителями изнутри извне Сравнительно-исторический метод
Употребление диалектных слов в речи кашинцев Диалектизмы Знаете/ не знаете Употр. /не употр. Знаете, что это слово кашин- ское Данные о респондентах полвоз- раст обра- зова- ние Дощаник Деряба Дохлить Наника Лавы Охальник Непропека Очинно Отклянчить
Вывод: По этапам проведения методы исследования делятся на методы сбора и обработки информации Многие методы используются в школьном преподавании на уроках Некоторые методы не используются, но в адаптированном виде доступны, посильны и интересны Выбор метода зависит от исследовательского материала и от теоретических установок, в рамках которых проводится УИР. В выборе метода исследования должны реализовываться принципы доступности, посильности, научности, связи с базовым образованием.