Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста Организация предметно- развивающей среды для девочек старшего возраста. Подготовила: Краснова Ирина Ивановна, 1 квалификационная категория
Формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних условий. Основная задача гендерного воспитания прописана в ФГТ, в образовательной области «Социализация»
Гендер психосоциальные и социокультурные характеристики, ассоциирующиеся с нашим полом. Пол биологическая принадлежность, комплекс поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мальчика или девочку. Гендерное воспитание совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям в проблемах социализации и становления личности, с учётом их пола (полоролевое воспитание). Словарь терминов
Когнитивный гендерное самосознание: «Я знаю, что я девочка/мальчик». Эмоциональный гендерная идентичность (переживания): «Я чувствую себя девочкой/мальчиком». Поведенческие роли гендерные роли и особенности поведения (поступки): «Я веду себя как девочка/мальчик» Дифференцированные представления: «Мы – разные» Компоненты гендерного воспитания
Анатомо-физиологические и психологические особенности девочек Физиологические особенности Девочки рождаются более зрелыми (обгоняют мальчиков на 3-4 недели в развитии), более чувствительны к шуму, их больше раздражает телесный дискомфорт, они более отзывчивы на прикосновения. Девочки в дошкольном и младшем школьном возрасте часто физически сильнее мальчиков, они старше по биологическому возрасту. Раньше развиваются области левого полушария мозга, отвечающие за речь.
Психологический портрет Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей, проработано, отражено в сознании. Девочек чаще привлекают домашние дела. Девочка больше склонна к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, критиковать младших братьев или сверстников, порой утрачивая чувство меры.
Девочки более внушаемы, менее решительны в действиях. У них нет целостного восприятия предмета. Девочки лучше выполняют задания уже не новые, типовые, шаблонные. Девочки настороженно относятся к незнакомой обстановке, быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. Отправляясь куда- либо, они имеют определенную цель. Умственные способности мальчиков и девочек в целом равны. Однако вследствие разной направленности интересов и склонностей они проявляются по разному.
Зная психологические особенности мальчиков и девочек, закономерности их гендерного развития, мы стараемся найти наиболее адекватные способы взаимодействия с детьми разного пола с целью становления у них позитивной гендерной идентичности, способствующей их дальнейшей успешной социализации.
Предметно развивающаяся среда для девочек.
Художественная литература А.Гарф «Димина чашка», «Праздник» Н.Пикулев «Улыбка и слёзы» Сказки «Зололушка», «Морозко» Шарль Перро «фея», братья Гримм «Госпожа Метелица» Д.Габэ «Моя семья», Н.Забина «Старшая сестра» Н.Драгунский «Денискины рассказы» Формируются такие качества как: заботливость, миролюбие, терпимость, попечительство
Сюжетно ролевые игры Больница Семья Магазин Почта Парикмахерская Формирование интегративного качества «Имеющий первичные представление о себе, семье, обществе»
В конструктивных играх девочки чаще действуют по образцу: строят не города, замки или вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями. При помощи различных наборов конструкторов девочки умеют самостоятельно находить интересное для себя занятие
Хозяйственно – бытовой труд Воспитание интегративных качеств : «Проявляет ответственность за выполнение трудовых поручений» -хозяйственность -чистоплотность -аккуратность
ИГРЫ С ДЕТЬМИ ПО ГЕНДЕРНОМУ ВОСПИТАНИЮ Дидактические игры: «Наведи порядок», «Этикет школа изящных манер» (культура поведения), «Это надо знать» (основы хорошего воспитания) Малоподвижные игры: «Я девочка» (правила поведения для девочек), «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» Словесные игры: «Доскажи словечко», «Не ошибись!» «Скажи какая»(качества: скромная, красивая, нежная, добрая)
Для более полного и образного проведения игр в группе имеются магнитофон с дисками, сюрпризные наборы и коробочки.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собой «богатства» кукол, украшения и играют в ограниченном пространстве, в уголке. Меньше интересуются внутренним устройством игрушек, используют обычно по прямому назначению. В дошкольном возрасте охотно осваивают различные социальные роли, очень привлекательна для них роль мамы.
Бриллиантовая шкатулочка Красивой быть запретишь!
Здесь девочки могут проявить присущую им фантазию в рисунках (семья, подарки); Отобразить впечатления с «девчачей» позиции; Проявить внимание к окружающим (украшение поделок) Изоуголок
Чаще рисуют людей, принцесс, в том числе и себя. Себя часто рисуют с особо выделенными ресницами и ртом, любят пририсовывать «взрослые» атрибуты - украшения, каблуки, часто рядом рисуют кошку, деревья и т.п.
С спортивном уголке девочки приобретают элементарные представления о ценности здоровья Спортивный уголок
Девочки Требуют спокойной обстановки, последовательно выстроенной деятельности. Любят утвердиться в правильности своих знаний и решений путем повторения. Лучше адаптируются. Нацелены на общение. Стараются получить качественный результат, который может быть положительно оценен другими людьми. Обратить внимание
Правила поведения для девочек: - Девочке не принято говорить грубым голосом и употреблять грубые слова; - Тех, кто ссорится нужно помирить; - Нужно помогать тем, кто не умеет поддерживать красоту и порядок; - Надо замечать, какое настроение у тех кто рядом с тобой и помогать тому кому плохо; - Нужно уметь благодарить мальчиков и мужчин за проявленную внимательность и уважение к девочкам и женщинам.