ФГОУ СПО «Уральский радиотехнический колледж имени А.С. Попова» Роль аудита в повышении результативности СМК Т.Д.Патракова, преподаватель математики, аудитор СМК
ФГОУ СПО «Уральский радиотехнический колледж имени А.С. Попова» Э.Деминг:Э.Деминг: -« исключите необходимость в массовом контроле, сделав качество неотъемлемым свойством продукции, «встроив» качество в продукцию»-« исключите необходимость в массовом контроле, сделав качество неотъемлемым свойством продукции, «встроив» качество в продукцию» -«Изгоняйте страхи, чтобы все могли эффективно работать для предприятия»-«Изгоняйте страхи, чтобы все могли эффективно работать для предприятия» -«Дайте работникам возможность гордиться своим трудом»-«Дайте работникам возможность гордиться своим трудом»
Цель аудита Основная сложность Основная сложность не в том, чтобы разрешить проблему, а в том, а в том, чтобы её увидеть. чтобы её увидеть.
За что мы не любим проверки? -За их внезапность -За то, что не знаем, что именно хотят проверить -За неравноправные отношения, складывающиеся в ходе проверки -За то, что ищут недостатки в нашей работе - Выявленные недостатки считают нашей виной
В чём отличие аудита СМК? О проверке знаем заранее (в начале года)О проверке знаем заранее (в начале года) Критерии проверки чётко прописаныКритерии проверки чётко прописаны Аудиторы уважительны, интересуются нашими достижениямиАудиторы уважительны, интересуются нашими достижениями Выявленные недостатки - повод для совместного поиска предупреждающих действийВыявленные недостатки - повод для совместного поиска предупреждающих действий
Задачи аудитов - подтвердить, что процессы соответствуют установленным требованиям,- подтвердить, что процессы соответствуют установленным требованиям, -система обеспечивает их взаимодействие,-система обеспечивает их взаимодействие, -выявить «узкие» места (несоответствия),-выявить «узкие» места (несоответствия), -проверить проведение корректирующих действий,-проверить проведение корректирующих действий, -наметить возможные улучшения.-наметить возможные улучшения.
Необходимые условия проведения внутренних аудитов Наличие действующего документа, регламентирующегоНаличие действующего документа, регламентирующего проведение аудита: «Стандарт организации. Проведение внутренних аудитов СМК» (аудит одна из шести документированных процедур) проведение аудита: «Стандарт организации. Проведение внутренних аудитов СМК» (аудит одна из шести документированных процедур) Наличие нормативных документов, на соответствие которым проводится аудитНаличие нормативных документов, на соответствие которым проводится аудит Наличие аудиторской группы
Требования к личным качествам аудиторов порядочность (правдивость, искренность, честность, сдержанность, благоразумие);порядочность (правдивость, искренность, честность, сдержанность, благоразумие); открытость (воспринимать альтернативные идеи или точки зрения);открытость (воспринимать альтернативные идеи или точки зрения); дипломатичность (уметь тактично взаимодействовать с людьми);дипломатичность (уметь тактично взаимодействовать с людьми); наблюдательность (активно знакомиться с окружением и деятельностью);наблюдательность (активно знакомиться с окружением и деятельностью); проницательность (интуитивно оценивать ситуации);проницательность (интуитивно оценивать ситуации); разносторонность (быть готовым к различным ситуациям);разносторонность (быть готовым к различным ситуациям); упорство (настойчивость, ориентированность на достижение целей);упорство (настойчивость, ориентированность на достижение целей); решительность (своевременно принимать решения на основе логических соображений и анализа);решительность (своевременно принимать решения на основе логических соображений и анализа); самостоятельность (действовать и выполнять свои функции независимо, в то же время результативно сотрудничать с другими).самостоятельность (действовать и выполнять свои функции независимо, в то же время результативно сотрудничать с другими)..
Протокол оценки аудитора Область компетент- ности Этап 1. Идентификация личных качеств, знаний, навыков Этап 2. Определение критериев оценки Этап 3. Выбор метода оценки Этап 4. Оценка соответствия Личные качества (перечень качеств) Уровень проявления Наблюдение деятельности при выполнении обязанностей Соответствует (не соответствует) Общие знания и навыки (перечень знаний, навыков в области СМК) Прохождение обучения по программе аудиторов и сдача зачёта Анализ записей по результатам обучения Соответствует Специальные знания и навыки (перечень знаний, навыков в проверяемой области) Соответствие потребностям программы аудита, высшее образование Анализ записей по результатам обучения Соответствует
Лист оценки работы внутренних аудиторов в учебном году Фамилии аудиторов, проверяющих ваш кабинет: Аудит прошел в доброжелатель ной обстановке Аудит проведен формально Аудит вызвал только неприятные эмоции Аудит носит конструктивный характер, способствует улучшениям в работе, систематизации документов Аудит никак не влияет на качество лично моей работы Аудит вообще не способствует улучшениям в работе Ваши замечания и предложения: ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ____________________________________________________
Причинно-следственная диаграмма (схема Исикавы) «Рыбья кость» «Рыбья кость»
Влияние библиотеки на качество образования
Выводы Аудит устанавливает, что система обеспечивает взаимодействие процессов, процессы соответствуют установленным требованиям. Выводы аудита служат входными данными для анализа со стороны руководства. По результатам аудита предпринимаются корректирующие и определяются предупреждающие действия. Аудиты способствуют распространению передового опыта, улучшают микроклимат в учебном заведении. Аудит основной инструмент улучшений.
Спасибо за внимание